Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 17:44:40
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Странствия Евгения Базарова (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
06.09.2013, 11:11:34

Цели занятия:

  • Обучающая - формирование знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа;
  • Воспитывающая - воспитание нравственного идеала, культуры чувств;
  • Развивающая - развитие умений работать в группе, вести дискуссию, аргументировать сказанное.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Объявление темы занятия, формулирование его целей.

2. Вступительное слово преподавателя

Главным героем своего романа Тургенев делает молодого человека, имеющего твердые убеждения, сформировавшегося как личность, нигилиста Евгения Базарова. Автор писал о нем: ":В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я, на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая поверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение, уж не за призраком ли я гоняюсь?" (И. С. Тургенев. По поводу "Отцов и детей". 1869.)

Как видим, Базаров не призрак. Он получился у автора героем сложным, полнокровным, неоднозначно воспринятым как в то время, так и сейчас, уже в XXI веке.

Сейчас мы пройдем вместе с Е. Базаровым его нелегкий путь, путь странствий и страданий, разочарований в людях и борьбы с самим собой. 

3. Беседа по теме занятия

Вспомним, где побывал Базаров.

Итак, Базаров успел погостить в Марьино, имении Н.П. Кирсанова (2 раза), посетить уездный город ***(1 раз), побывал в Никольском у Одинцовой (3 раза) и, наконец, в селе, где жили его бедные родители (2 раза). Презентация. Слайд 2.

Где он больше всего провел времени? Почему он второй раз едет в Марьино, хотя поссорился со "старичками Кирсановыми"? Что привело Базарова в уездный город и с кем он там встретился? Почему он так недолго гостил у родителей и вернулся домой, чтобы умереть? (краткие ответы).

Давайте подробнее ответим на эти вопросы. Посмотрим, с какими людьми встретился Базаров, что он ожидал от них и что получил в итоге, каковы результаты странствий героя.

4. Исследовательская работа в группах

Студенты делятся на 5 групп. Четыре группы рассматривают поездки Базарова по плану:

  • Цель визита.
  • Основные события.
  • Поведение Базарова.
  • Итог его пребывания.

5-я - группа ИКТ поддержки. Студенты этой группы составляют карту путешествий Базарова, готовят рисунки, показывающие Базарова в ряду других героев произведения Тургенева, а также создают слайды по итогам работы четырех исследовательских групп.

5. Отчет о работе групп (с использованием электронной презентации)

1 группа - Марьино

Итогом работы группы является рассмотрение взаимоотношений Базарова и Кирсановых. Отмечено, что проблема "отцов" и "детей" решается Тургеневым в историческом контексте. Это не только противопоставление представителей двух поколений, но противопоставление 2-х мировоззрений: либералов и демократов. Как отмечает критик Г. Бялый, "непримиримая рознь взглядов и стремлений "отцов" и "детей" обнаружилась вполне, выяснилась политическая основа разногласий, стало ясным, что слово "нигилист" синоним слова "революционер" и что дальнейшие словесные споры просто бесполезны".

Прочитаем отрывок из романа: глава X ("Ну да, вы обличители" - ":до свидания, господа").

Спустя какое-то время герои переходят к решительным действиям, соглашаясь на дуэль. Читателю ясно, что П. Кирсанов преисполнен ненависти к Базарову, кроме того, он ревнует Евгения к Фенечке. В сцене дуэли мы видим пародию на рыцарские романы и понимаем несостоятельность Павла Петровича.

Прочитаем отрывок: глава XXIV ("Базаров тихонько двинулся вперед:" - "Ведь брат сюда скачет!").

2 группа - город ***

В уездном городе Базаров и Аркадий встречают Ситникова и Кукшину, которые являют собой карикатуру на нигилистов. Они просто следуют моде, играют определенные роли, но по убеждениям нигилистами не являются. Не случайно Базаров видит их насквозь и пренебрежительно относится к обоим.

Прочитаем отрывок: глава XIII ("Да им совсем не нужно понимать нашу беседу" - ":вышел вон вместе с Аркадием").

Но приезд в город *** дарит Базарову очень важную встречу - с Одинцовой.

3 группа - Никольское

Образ жизни Одинцовой таков: её жизнь скучна, однообразна, спокойна, монотонна, а в Базарове "она видела : что-то новое". "Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать". Чем же закончилось первое испытание Базарова - любовное свидание? Ничем. Базаров продолжает бороться, не слышит Одинцову, заглушает в себе голос чувства.

Испытание для Базарова продолжается. Поначалу он сопротивляется, но любовь оказывается сильнее. Базарова ждут настоящие муки: Одинцова не отвечает на его чувства, она выбирает комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: "Спокойствие всё-таки лучше всего на свете". То равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.

Прочитаем отрывок: глава XYIII ("Происходит!" - повторил Базаров" - "Базаров закусил губы и вышел").

4 группа - деревня родителей.

Сложные отношения складываются у Базарова и родителей. Таким образом углубляется главный конфликт романа Тургенева. Бесспорно, Базаров нежно любит отца и мать. Но ведет себя с ними отчужденно, сетует на то, что они мешают ему работать.

Прочитаем отрывок: глава XXI ("Базаров сказал: "Ничего!" - ":какое горе ее ожидало").

Базаров во второй раз посещает родителей, чтобы покинуть их навсегда. Он умирает, заразившись тифом. И горе родителей бесконечно!

Прочитаем финальную сцену романа (родители на могиле Базарова). Глава XXYIII.

6. Заключительное слово преподавателя

Итак, мы видим, как постепенно рушатся все связи Базарова с людьми, его окружающими. Даже преданный Базарову Аркадий Кирсанов переходит в стан "отцов" и прощается с ним навсегда. В конце романа главный герой одинок. Может быть, Базаров живет ради народа и понимает русского мужика?

Прочитаем отрывок: глава XXYII ("Иногда Базаров отправлялся на деревню:" - ":чем-то вроде шута горохового").

Увы, и здесь мы видим полное непонимание друг друга. Обрываются связи героя с миром.

Тургенев писал о своем герое: "Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на погибель - потому что она стоит еще в преддверии будущего:" (Из письма к К.К. Случевскому. 1862.)

7. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение. Темы:

  • Почему роман "Отцы и дети" заканчивается смертью главного героя
  • Нужны ли Базаровы России
  • Можно ли считать Базарова героем своего времени
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, Скачать конспект урока, презентация powerpoint
Просмотров: 1816 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0