Цели урока:
- познакомить учащихся с новой буквой;
- уточнить представления о словах, обозначающих действия предметов;
- развивать фонематический слух, работать над культурой речи учащихся;
- содействовать формированию умения классифицировать слова (выбор
оснований для сравнения, классификации языковых объектов) и ставить к
ним вопросы; способствовать развитию логического мышления;
- формировать учебную самостоятельность;
- воспитывать любовь к родной природе, бережное к ней отношение.
- воспитывать умение работать в коллективе, в парах, чувство взаимопомощи.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Прозвенел опять звонок, Нам пора начать урок.
2. Сюрпризный момент.
- К нам на урок пришёл очень хороший …, кто узнаете, отгадав загадку.
Встал он прямо у дорожки: Не идут со страха ножки.
И мычит бедняга: «Му – у –у!
Шаг я сделать не могу!»
- Это символ этого года – весёлый бычок.
- Что это за животное – бычок?
- Чем дикие животные отличаются от домашних?
- В какое время года наиболее трудно диким животным?
- Как человек может помочь им?
- Бычок принёс много заданий: сложных, интересных, познавательных. И
ему очень хочется узнать, кто из ребят нашего класса умеет трудиться на
уроке.
3. Актуализация знаний.
1. На доске буквы: Ж, З, К, Р, Й, Л, Ш, Н, С.
- Что общего между этими буквами?
- Какие из них можно назвать «хитрыми»? Почему?
- Как вы думаете, есть ли ещё в русском языке «хитрые» буквы?
2. Рассмотрите рисунки: Слайд 1.
- Проговорите слова: бабочка, часы, ключ, чашка.
- Что общего в словах? (есть буква ч)
- Какое слово «лишнее»?
-Как вы думаете, почему у бычка поднялось настроение? (тоже есть буква ч)
- Дайте характеристику звуку [ч].
- Может быть кто-то догадался, какая же тема сегодняшнего урока?
4. Формулирование учащимися темы урока.
- Сформулируйте тему и задачи урока, опираясь на слова: познакомиться…
научится… Слайд 2.
5. Изучение нового материала.
1. Написание строчной буквы ч, соединений с буквой ч.
- Вспомните правила посадки при письме.
- Почему при письме необходимо следить за осанкой?
- Рассмотрите строчную букву ч и скажите, из каких элементов она состоит?
- В каких ещё буквах есть такие элементы? Самостоятельная работа в Прописях. (Письмо буквы ч)
6. Физкультминутка.
Отлежал бычок бочок, Не лежи, вставай, бычок
Свою удаль покажи:
Вместе с нами попляши.
(Музыкальное сопровождение).
Продолжение изучения нового материала.
Прочитайте слова: числа, учитель, счёты, ключ, очи, кочка. Слайд 3.
- Значение каких слов вам незнакомо?
- Кто сможет объяснить?
- Что общего в этих словах?
- На какие группы их можно разделить?
3. Игра «Самый внимательный ученик». Вам необходимо как можно быстрее и точнее отвечать на вопросы.
- Назовите слово, в котором меньше всего слогов – ключ;
- Назовите слова, в которых одинаковое количество слогов - числа, счёты, очи, кочка. -
Назовите слово, в котором больше всего слогов – учитель;
- Назовите слово или слова, где все согласные звуки твёрдые - .
- Молодцы, даже наш гость удивился, вы были очень внимательными.
4. Запись слов (в парах).
- Выпишите в тетрадь только те слова, в которых есть прописанные соединения букв.
5. Подбор родственных слов.
- Найдите слово, которое мы сейчас редко употребляем, его заменили другим словом в русском языке.
Такие слова в русском языке носят название АРХАИЗМЫ
- Найдите в Прописи другие такие слова.
- Наша задача – образовать слова-названия предметов. (ОЧКИ, ЧЁЛКА, ПЕРЧАТКИ)
- От каких слов образовались эти слова?
- Найдём однокоренные слова и выделим в них корень.
- В написанных словах подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
- Какой вывод мы можем сделать? Какие буквы указывают на мягкость согласных звуков? А каким звукам этого не требуется?
5. Работа с глаголами.
- Ох, запыхался бычок. Решил совсем вас запутать, как вы думаете, ему это удастся?
- Прочитайте слова и найдите «лишнее» слово. Слайд 4.
- Как называются слова, которые обозначают действия предметов?
Физкультминутка.
Игра «Покажи действие»: Присесть, встать, прыгнуть, шагаем, машем, красный, приседаем, стоять, топать, дом, хлопать, улыбаться.
6. Работа в парах.
- Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Докажите.
- Вставьте эти глаголы в предложения.
- Какое слово подходит и к первому и ко второму предложению?
- В каком значении оно употребляется?
- Какое это предложение? (нераспространённое)
- Попробуйте его распространить, добавить другие слова.
7. Подведение итогов урока.
- Какие задачи мы поставили себе на уроке?
- Справились ли мы с этими задачами?
- Почему буква ч – «хитрая».
8. Рефлексия.
Продолжить предложения: Слайд 5.
Я знал…
Я узнал…
Я хочу узнать…
|