(Примечание: данный урок можно провести в рамках изучения
раздела "Влияние окружающей среды”.)
1. Мотивация.
Расположить на доске образцы гербария или иллюстрации с
изображением цветков или плодов различных растений (необходимо подобрать редкие
экземпляры с тем, чтобы у детей возник спор о том, что это).
Учитель: Какие части растений вы знаете? (Повторение
известных частей: корень, стебель, листья, цветок, плод.) Какие части растений
представлены на этих образцах? (Возникает спор: непонятно, где цветок, а где -
плод.)
Учитель подводит итог: Итак, мнения разделились. Что
необходимо знать, чтобы разрешить спор? Что мы должны узнать? Какая информация
необходима?
1. Дети и учитель формулируют вопросы, которые будут
направлять дальнейшее исследование (можно выделить один центральный вопрос,
например: "Каково строение цветка?”).
2. Расследование в малых группах.
Каждой группе предлагается следующий материал:
а) текст "Что там внутри цветка?” (см. в приложении к
уроку);
б) образец растения из гербария (необходимо, чтобы на
образце был отчётливо представлен цветок).
Учитель вместе с детьми обсуждает план самостоятельного
исследования: 1) изучить материал текста; 2) рассмотреть образец гербария; 3)
проанализировать экземпляр, доказать, что представленная часть растения -
цветок; 4) нарисовать растение с цветком.
Далее учащиеся работают самостоятельно в малых группах по
разработанному плану.
3. Обмен информацией.
Первая выступающая группа рассказывает о строении цветка, а
остальные группы представляют свои образцы растений и комментируют. Все рисунки
растений помещаются на доску.
4. Связывание информации.
Учитель: Итак, что мы находим общего у всех помещённых здесь
цветков?
Дети под руководством учителя формулируют вывод и составляют
итоговый плакат:
Большинство цветков состоит из следующих основных частей:
- чашелистики
- лепестки
- пестик
- тычинки
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Дети возвращаются к проблеме, возникшей в начале урока с
теми образцами растений, которые предложил учитель. Учащиеся, используя
полученные в ходе исследования знания, комментируют и определяют, где
представлен цветок, а где - плод.
6 Применение.
Примечание. Применение может быть проведено как отдельный
урок или как этап индуктивного занятия.
Учитель с детьми возвращаются к сделанному открытию и
вспоминают, каково строение цветка.
Учитель: Помните, мы с вами говорили недавно о том, что
природное окружение влияет на развитие культуры. А цветы
часть природного окружения. Как же многообразие цветов повлияло на развитие
культуры? (Учитель предлагает детям рассмотреть предложенные иллюстрации с
различными образцами цветов.)
Учитель продолжает: Рассмотрите, как многообразны цветы.
Вспомни те форму, цвет, запах разных цветов. Какое отражение в культуре нашло
разнообразие цветов? Как оно повлияло на культуру?
Дети на отдельных альбомных листах делают зарисовки,
выполняют необходимые подписи, а затем каждая группа представляет свою работу. |