Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 13:54:22
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Суд над бактериями
14.04.2011, 21:50:00

Предлагаемый урок можно использовать как обобщающий по теме: «Бактерии» в курсе биологии и по теме: «Гигиена питания. Правильное хранение пищевых продуктов. Пищевые отравления. Профилактика туберкулеза» в курсе валеологии. Урок построен в форме ролевой игры, а завершается закреплением изученного материала в форме теста.

Цель: изучение роли бактерий в природе и жизни человека, особенностей гнилостных, почвенных, клубеньковых, молочнокислых бактерий; развитие навыков работы с литературными источниками.

Оборудование: таблица «Бактерии», пакеты молока, кефира, катыка, ряженки, гнилые овощи, фрукты.

ХОД УРОКА

За столом – судья и два заседателя в черных шляпах и черных мантиях. По обе стороны стола сидят друг против друга обвинитель и защитник, далее – свидетели и пострадавшие.

Секретарь. Встать! Суд идет! (Все встают. Входят судьи. Все садятся.)

Судья. Уважаемые заседатели, обвинитель, защитник, свидетели, пострадавшие и все присутствующие, сегодня мы собрались, чтобы судить открытым судом бактерии. Для принятия клятвы прошу всех встать! Возьмитесь правой рукой за левое ухо и повторяйте за мной: «Клянусь говорить правду и только правду, и пусть на моей голове вырастет плесень, если я солгу». Прошу всех сесть. Заседание начинается. Слово предоставляется обвинителю.

Обвинитель. В 590 г. Рим страдал от чумы. Народ погибал тысячами. В течение одного часа умирало до 80 человек. В середине XIV в. улицы города снова опустели из-за чумы. Люди прятались на чердаках и в подвалах. Но эпидемия свирепствовала. В Европе она унесла жизни 25 млн человек.
В 1848 г. в Петербурге была большая эпидемия холеры. Ее завез в город больной человек, приехавший сюда по делам. Через несколько дней 500 человек умерли от холеры. А сколько жизней унесли оспа и проказа!
Якуты называли проказу «ленивая смерть». Возбудитель проказы, проникнув в организм человека, медленно его разрушает. Лицо и тело покрываются язвами, бурыми пятнами и буграми, выпадают брови и ресницы. Болезнь может длиться десятки лет. Больной организм медленно и неуклонно разрушается, и затем наступает смерть.
Требую судить возбудителей этих страшных болезней и строго наказать!

Домохозяйка. У меня нет холодильника, и продукты хранить негде. А гнилостные бактерии не дают мне покоя, особенно летом. Стоит оставить мясо на несколько часов, как они начинают его портить. Никакого спасения от этих вредителей. Я требую наказать их за вредительство!

Пострадавший от туберкулеза. Чаще всего возбудитель туберкулеза – туберкулезная палочка, или микобактерия, поражает легкие, куда попадает с вдыхаемым воздухом. Когда больной кашляет, туберкулезные палочки выделяются вместе с капельками мокроты. После высыхания капелек они с пылью оседают на пол и на различные предметы, находящиеся в помещении. В организм человека туберкулезная палочка может попасть не только с пылью, но и через посуду, одежду, полотенце и другие предметы, которыми пользовался больной.
Проникшие в организм человека туберкулезные палочки не обязательно вызывают заболевание, но жизнеспособные микобактерии могут начать размножаться. Организм человека борется с «интервентами», стараясь, если не убить, то хотя бы изолировать очаги инфекции – колонии микробов покрываются снаружи известковой оболочкой, но остаются в таких капсулах живыми. При неблагоприятных условиях – переохлаждении, недоедании – «притаившиеся» возбудители туберкулеза могут активизироваться, и человек заболевает, начинается разрушение тканей.
В сухих помещениях туберкулезные палочки погибают, особенно разрушительно действует на них солнечный свет.

Пострадавший от дизентерии. Употребление несвежей пищи, в которой начали размножаться микробы, может привести к заболеваниям дизентерией, брюшным тифом, холерой. Яды – токсины, выделяемые возбудителями этих болезней, – вызывают тяжелые отравления организма. Пищеварение у больных нарушается. Заболевших людей отправляют в больницу.
Запомните: необходимо мыть руки перед едой, есть только чисто вымытые овощи и фрукты, держать пищу закрытой, чтобы на нее не попадала пыль, не садились мухи. Нельзя пить сырую воду. Мясо и рыбу надо обязательно хорошо проваривать или прожаривать.

Технолог молокозавода. Не все бактерии такие злодеи. Среди них много полезных и даже необходимых человеку.
На нашем заводе перерабатывают молоко. В одном цехе его пастеризуют при +80 °С и разливают в пакеты. Такое молоко можно хранить 2–3 дня. А в другом цехе молоко после пастеризации заражают молочнокислыми бактериями, которые, питаясь молочным сахаром, начинают быстро размножаться и выделяют молочную кислоту. Молочная кислота превращает белки молока в нерастворимые сгустки, и мы получаем густую простоквашу. Если вместо молока взять сливки, то получится сметана.
Простокваша – очень полезный продукт: ее белки лучше усваиваются человеком, чем белки молока. Кроме того, молочнокислые микробы обогащают молоко целебными витаминами, поэтому молочнокислые продукты – кефир, кумыс и другие – с успехом применяются для лечения больных желудочными заболеваниями, туберкулезом, укрепления нервной системы.
Молочнокислые продукты обладают важным свойством – они хорошо сохраняются. Молочная кислота, которую выделяют молочнокислые бактерии, решительно пресекает развитие гнилостных и других вредных микробов, т.е. она консервирует продукт. Оставаясь невидимыми, молочнокислые бактерии охраняют белки молока от нашествия разнообразных микробов-вредителей. Так, они не раз спасали людей от голодной смерти, особенно в древние времена.
Мацун, вырабатываемый в Армении из молока буйволиц или коз, катык и кумыс калмыков из молока кобылицы, донское кислое молоко айран, арьян кавказских племен – все это молочнокислые продукты, результаты деятельности молочнокислых микробов. Такие продукты полезны и хорошо усваиваются организмом человека. А без бактерий их не получить, так что эти бактерии судить и наказывать нельзя. Без них наш завод не сможет выпускать вкусные и полезные продукты.

Биохимик. Я тоже выступаю в защиту бактерий. На рыбе, мясе иногда появляется множество безвредных светящихся бактерий. Если эти бактерии перенести в чашку с питательной средой, то они разовьются в чистую культуру, излучающую зеленовато-голубой свет. Именно такие светящиеся бактерии разводил немецкий ученый Дюбуа-Реймон. Он писал, что ему удалось осветить большую комнату светом, подобным яркому лунному. Вечером при этом свете можно было читать.
Есть бактерии, живущие за счет нефти и газа. Размножаются они в среде, лишенной кислорода, но богатой углеводородными соединениями. С их помощью можно обнаружить нефть и газовые пласты. Эти бактерии – разведчики.
В воде морей и океанов растворено много различных веществ. Существуют бактерии, которые могут извлекать из воды серу, железо и накапливать их в своих клетках. Когда такие бактерии умирают и опускаются на морское дно, накопленные ими вещества также откладываются на дне и могут образовывать целые залежи железа или серы. Вот так образовалось месторождение бурого железняка в районе города Лисаковска. Пусть такие бактерии живут и размножаются!

Агроном. Я также защищаю бактерии. Многие бактерии живут в почве. Среди них есть так называемые азотфиксирущие бактерии – они забирают азот из воздуха, превращают его в растворимые соединения и накапливают их в почве. В таком виде азот, необходимый растениям, легко ими усваивается, и на таких почвах растения лучше растут. К азотфиксирующим бактериям относятся клубеньковые бактерии. Они вроде бы паразиты – живут в корнях бобовых растений, но взамен питательных веществ, которые эти бактерии берут у растений, они дают хозяину азот.
Один японский ученый обнаружил группу почвенных бактерий, которым нисколько не вредят ядохимикаты. Гербицидами обрабатывают поля, от них гибнут сорняки – так защищают культурные растения. Многие гербициды являются ядами для человека, но некоторые почвенные бактерии ими питаются. Вот уж действительно – о вкусах не спорят!

Врач. Я согласен, что болезнетворные бактерии заслуживают сурового наказания, но мы, люди, часто сами виноваты в распространении инфекционных заболеваний, т.к. не соблюдаем правила гигиены. И еще я хочу сказать, что люди научились бороться с инфекциями с помощью самих возбудителей. В 1796 г. Эдуард Дженнер сделал великое открытие. Он нашел средство предупреждения одного из самых страшных инфекционных заболеваний – натуральной оспы. Это была прививка возбудителем коровьей оспы. С тех пор вакцинация – надежное средство профилактики инфекционных заболеваний. Каждый должен понимать значение предупредительных прививок, не уклонятся от них: они защищают нас от опасных болезней.

Защитник бактерий. Я не согласен со многими обвинениями в адрес бактерий.
Во-первых, гнилостные бактерии в природе уничтожают тела мертвых животных, опавшие листья, погибшие растения и вообще всякий мусор и, таким образом, они являются санитарами.
Во-вторых, продукты надо консервировать, солить, сушить – так их можно уберечь от вредных бактерий. И любые материалы, корма для животных, например сено, надо также хорошо просушивать.
В-третьих, бактерии обогащают почву азотом и минеральными веществами.
В-четвертых, бактерии используются в технологиях приготовления очень многих продуктов питания, лекарственных средств, кормов для животных.
Наконец, в-пятых, микробы, жившие миллиарды лет назад, образовали целые залежи полезных ископаемых. Я настаиваю на необходимости существования бактерий в природе.

Судья. Суд учтет ваши показания. Последнее слово предоставляется подсудимым бактериям.

Бактерии. Мы понимаем, что приносим вам много хлопот, но жить как-то надо, вот мы и боремся за жизнь, как можем. Просим учесть, что мы самые древние живые существа на Земле. А также и то, что без нас на Земле остановится круговорот веществ и нарушится равновесие в природе, вся Земля покроется мертвыми животными и растениями, их некому будет разлагать. Просим учесть чистосердечное признание нашей вины, но и заслуг тоже.

Суд удаляется на совещание.

Секретарь. Встать! Суд идет!

Судья. Приговор. Суд тщательно рассмотрел факты, изложенные обвинителями, защитой и свидетелями и принял следующее решение.

1. Учитывая, что бактерии гниения портят продукты, овощи, фрукты, рукописи, книги по великой халатности, небрежности и невежеству людей, не считать их в этом виновными.

2. Учитывая огромные заслуги этих бактерий в деле очищения природы от трупов и различного мусора, считать их главным звеном в круговороте веществ в природе.

3. Пусть живут и работают на благо человека и его здоровья молочнокислые, нитрифицирующие, почвенные, железобактерии, серобактерии.

4. Учитывая все черные дела болезнетворных бактерии, погубивших сотни тысяч людей и животных в прошлые века, а также вызывающих заболевания дифтерией, туберкулезом, ангиной, воспалением легких, дизентерией и др., заклеймить позором и лишить уважения жителей Земли все болезнетворные бактерии. Ученым надлежит тщательно изучить этих паразитов и разработать меры борьбы с ними. Они подлежат самому строгому контролю! Приговор окончательный и обжалованию не подлежит!


Тест по теме «Бактерии»

1. Бактерии являются организмами:

а) многоклеточными;
б) одноклеточными.

2. Бактериальная клетка включает в себя:

а) оболочку;
б) ядро;
в) пластиды;
г) цитоплазму;
д) рассеянное по цитоплазме ядерное вещество.

3. Образование спор у бактерий необходимо для:

а) размножения;
б) переживания неблагоприятных условий.

4. Для бактерий характерен способ питания:

а) фотосинтез;
б) сапрофитный;
в) паразитический.

5. Бактерии, превращающие в перегной мертвые организмы, называются:

а) бактерии гниения;
б) молочнокислые;
в) клубеньковые;
г) почвенные.

6. Бактерии, которые превращают азот в минеральные вещества, называются:

а) бактерии гниения;
б) молочнокислые;
в) клубеньковые.

7. Бактерии в форме палочек – это:

а) бациллы;
б) спириллы;
в) кокки.

8. Бактерии в форме спирали – это:

а) кокки;
б) спириллы;
в) бациллы.

9. Бактерии в форме шариков – это:

а) бациллы;
б) кокки;
в) спириллы.

10. Изогнутые бактерии – это:

а) вибрионы;
б) кокки;
в) спириллы.

11. Организмы, для жизнедеятельности которых не нужен кислород:

а) анаэробы;
б) автотрофы.

12. Организмы, использующие для своего питания неорганические вещества:

а) анаэробы;
б) автотрофы.

13. Организмы, использующие для питания органические вещества:

а) гетеротрофы;
б) автотрофы.

4. Одноклеточный организм, размножающийся путем деления клетки на две, в благоприятных условиях увеличивающий количество клеток в геометрической прогрессии:

а) лишайник;
б) гриб;
в) бактерия.

15. Назовите первых микробиологов.

16. Как называется массовое заболевание людей?

(Ответы: 1 – б; 2 – а, г, д; 3 – б; 4 – а, б, в; 5 – а; 6 – в; 7 – а; 8 – б; 9 – б; 10 – а; 11 – а; 12 – б; 13 – а; 14 – в; 15 – Илья Ильич Мечников, Луи Пастер; 16 – эпидемия.)

Категория: БИОЛОГИЯ | Добавил: Вилли | Теги: зоология, конспект урока, ботаника, скачать бесплатно, биология в школе, урок биологии, учителю биологии
Просмотров: 3160 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0