Цели: 1. повторить, закрепить и
расширить знания учащихся о крепостном праве и жизни крепостных 2. развитие творческого и ассоциативного мышления,
умения анализировать и сопоставлять художественные произведения 3. воспитание нравственных качеств, эстетического
вкуса учащихся 4. формирование умений и навыков
самостоятельной исследовательской работы Подготовка
к уроку: 1. прочитать повести Герцена
«Сорока-воровка» и Лескова «Тупейный художник» 2.
Сообщение «Судьба П. И. Ковалёвой-Жемчуговой» 3.
Сообщение «Ковалёва-Жемчугова в изображении Н. Аргунова» 4. Групповая работа по поисковым листам Ход урока. Наш сегодняшний урок мы
посвящаем трагической и грустной теме - теме судеб крепостных актрис,
изображённых в художественных произведениях и происходивших наяву. На
уроке мы сравним два произведения на эту тему - «Сороку-воровку» Герцена
и «Тупейного художника» Лескова. Кроме того, мы узнаем о судьбе
знаменитой актрисы театра графа Шереметева П. И. Ковалёвой-Жемчуговой.
У каждой группы участников нашего сегодняшнего урока
было своё задание. Они расскажут нам о результатах своих исследований.
Конечно, нам интересно, какова история создания рассказов и кто был
прототипами действующих лиц. Об этом нам расскажут ребята из группы
«История создания» Поисковый лист 1-ой группы. История создания рассказов, время и место действия,
прототипы. Задание: заполните обобщающую таблицу и обобщите выводы. Вопросы сравнения | «Сорока-воровка» | «Тупейный художник» |
1. Время
создания | Была
написана 26 января 1846 года. Это время царствования Николая первого,
время «тридцатилетнего молчания», когда ещё не было отменено
крепостное право, поэтому произведение было злободневно и
революционно, воспринималось современниками как призыв к борьбе с
рабством. | Рассказ
впервые был напечатан в 1883 году, почти через 40 лет после рассказа
Герцена. Уже 20 лет как было отменено крепостное право и содержание
воспринималось как трагическая история из недалёкого прошлого России
(недалёкого, но всё-таки прошлого). Не надо забывать, что Герцен был в
крайней оппозиции к существующему строю, ему пришлось эмигрировать.
Лесков же никогда не стоял на революционных позициях. Его интересовала
не политика, а душа человеческая. | 2. Чему или кому посвящено произведение?
| Посвящена Михаилу
Семёновичу Щепкину, знаменитому русскому актёру, который рассказал эту
историю Герцену. | Посвящена «Святой памяти благословенного дня 19 февраля
1861 года», т. е. отмене крепостного права. Почему «благословенного»,
ведь в 1883 году многие русские люди разочаровались в реформе Александра
второго? Благословить этот день можно уже потому, что такого ужаса
рабства, который описан в произведении, уже не будет никогда, и это
несомненная заслуга реформы, несмотря на все её недостатки. |
3.Прокомментируйте
эпиграфы | Эпиграф
- стихотворение из «Украинского вестника» о богатом меценате,
ласковом хозяине. В эпиграфе проявилась ирония автора, ведь хозяин,
описанный в стихотворении, - полная противоположность графа
Скалинского, да и вряд ли такие приветливые хозяева могли встречаться в
эпоху крепостничества. | Эпиграф - слова из погребальной песни - «Души их во
благих водворятся», что в переводе с церковно-славянского значит -
«среди святых, праведников». И посвящением, и эпиграфом Лесков
указывает на главную тему рассказа и выражает к ней отношение. |
4. Прототипы.
Где, когда и на основе каких событий было создано произведение? |
В этом произведении также
имеется в виду театр графа Каменского в Орле. | Действие рассказа происходит в
Орле во время царствования Александра Павловича или Николая Павловича
- рассказчица точно не помнит, да и для автора это не так уж важно,
главное, что это было при крепостном праве. Крепостники
- графы Каменские - не вымышленные персонажи. Комментаторы поясняют:
имеются в виду генерал-фельдмаршал Михаил Федотович Каменский -
участник семилетней войны и русско-турецких войн - и его сыновья:
Николай Михайлович - генерал, одарённый полководец, в 1810 году
главнокомандующий молдавской армией, и Сергей Михайлович - генерал,
вышедший в отставку в 1822 году и имевший в Орле крепостной театр. Он и
является одним из прототипов. | 5. Где и когда происходит действие? |
В тексте не указывается
место действия, оно анонимно. Сказано только, что это театр графа
Скалинского в N. Видимо, это сделано по цезурным причинам, или таким
образом Герцен хотел типизировать ситуацию. | Лесков точно называет имя графа -
Каменский, указывает место действия - под Орлом. Во времена Лескова не
было необходимости скрывать истинных прототипов. |
6. Кто из авторов
переименовал графа и почему? | Каменский в повести назван Скалинским, видимо, по
цензурным причинам. | | Вы
видите, что факты, положенные в основу произведений, одни и те же, граф
Каменский на самом деле существовал. Такие крепостники - обычное дело в
эпоху крепостного права. Такие нравы и обычаи вовсе не исключение, а
правило. О судьбах героинь нам расскажут ребята группы «Главные герои».
Поисковый лист 2-ой группы. Проследите
судьбы Анеты и Любы. Можно ли их сравнить? Почему? ПК.
Анета, как и Люба, крепостные актрисы. Анета получила хорошее
образование, у прежнего помещика она узнала ласку и ощутила свой талант,
полюбила искусство, осознала свою избранность. Люба же обычная дворовая
девушка, не получившая достаточного образования и не искушённая славой и
вольной жизнью. Как в жизни одной, так и в судьбе другой происходит
момент, когда её замечает жестокий и сластолюбивый хозяин. Анета
одинока, у Любы же есть человек, которого она любит и которого любит
она. Анета гордо отвергает сластолюбца, а Люба собирается покорно
предстать перед господином в образе святой Цецилии, и только благодаря
любви Аркадия она убегает от страшной участи, но спасение лишь на время.
Месть Анеты заключается в том, что она, даже будучи запертой, находит
человека, от которого она рожает ребёнка. Люба же не протестует, она
покорно принимает свою участь. Желание убить себя возникает у неё, когда
она слышит мучения Аркадия. После болезни она вынуждена уйти со сцены и
стать скотницей. Анета избавлена от мучений смертью. Общее в судьбе | Отличия | 1. Внимание
помещика-сластолюбца 2. Бунт, непокорность | 1.
Знала и более или менее вольную жизнь 2.
Люба не одинока, а Анета одна 3. Бунт
выражается по-разному и из-за по разным причинам 4.
Есть человек, которого Люба любит всю жизнь, Анета любит только себя.
Сходится с другим человеком она лишь для того, чтобы отомстить князю
5. Анета умирает при родах, а Люба страдает всю
жизнь | Итак, подводя
итоги, можно сказать, что хоть и одна и та же ситуация была положена в
основу повести, но, несмотря на внешнее сходство судеб двух героинь, в
них больше разного, чем сходного. Сходна лишь тема и идея повестей: Крах
судеб и талантов в жестокое время крепостничества. Сообщение
«Судьба Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой» Сообщение «Портреты
Прасковьи Ивановны Ковалёвой-Жемчуговой кисти Аргунова». Нам также интересно, как авторы создают образы своих
героинь и чем отличаются Анета и Люба друг от друга. Поисковый
лист 3-ей группы. Сравните образы героинь. Обобщите
выводы.
Вопросы сравнения |
«Сорока-воровка» |
«Тупейный художник» |
1.
Происхождение, образование, предыстория | Анета - профессиональная актриса,
получившая прекрасное образование. Прежний помещик выучил её
по-французски, возил с собой за границу. | Люба - простая, хотя и очень талантливая
дворовая девушка, запоминающая роль на память, наблюдая, как играют
другие. | 2. Портрет | *стр. 31. Герцен рисует героиню в романтическом ключе,
используя такие эпитеты: огромные чёрные глаза, траурно, безнадёжно,
до невероятности истомлённое лицо, неестественно, чахоточно. В описании
явно слышен голос рассказчика - натуры восторженной и романтической.
Используются восклицательные предложения, риторический вопрос.
Ключевое словосочетание - статуя страдания. В ней выражается авторская
позиция. Герцен создаёт трагический образ подневольной актрисы. |
Любовь Онисимовна, по
словам повествователя, во время своего рассказа «была ещё не очень
стара, но бела как лунь; черты лица её были тонки и нежны, а высокий
стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки.
Матушка и тётка, глядя на неё, не раз говорили, что она, несомненно,
была в своё время красавица». Да, Любовь Онисимовна тогда «была не
только в цвете своей девственной красоты, но и в самом интересном
моменте развития своего многостороннего таланта». Сама рассказчица мало
говорила о своей красоте. Обмолвилась лишь о своих роскошных волосах.
Они у неё в молодости «были удивительно какие большие и русые, и
Аркадий их убирал - загляденье". | 3. Кого и как играет на сцене? | Её игра поразила рассказчика.
*стр. 23. Сила таланта Анеты в её протесте. Она находится в
постоянной лихорадке, оттого, что не может смириться, поэтому
трагические роли ей удаются особенно хорошо. Её игра окрашивается в
необыкновенные цвета, потому что это красота гибели. Сама она говорит,
что теперь она играет одну роль, талант её тухнет, она становится
одностороннее. | Она
была танцовщицей, пела в хоре, знала все роли, её даже назначили
играть роль герцогини «де Бурблян». Видимо, большего таланта в ней не
было, но она была обворожительна и любила своё искусство. |
4. речь (как
говорит, какие слова использует) |
С рассказчиком она говорит, как с равным, хотя он
свободен, а она крепостная. Она видит в нём художника, творца, как она
сама. Речь её грамотна, образна, но порывиста и лихорадочна, как то
состояние, в котором она находится постоянно. В начале разговора её
речь прерывиста, автор передаёт волнение героини. С князем она говорит
непокорно, с негодованием. В речи её проявляются её непокорность,
горячность, болезненность. Тональность повествования возвышенная,
трагическая, полностью соответствует содержанию рассказа. | Речь Любови Онисимовны часто
неграмотна, потому что, в отличие от Анеты, она не получила
образования. Она использует слова: подпури, серьги камариновые,
плакончик, тьма промежная. Её эмоциональность выражается в
использовании в речи инверсий, прерывающихся фраз. Простота,
душевность проявляются в оборотах разговорной речи. Её речь образна,
так как героиня восприимчива к красоте. Она использует в речи
переносное значение слов, олицетворения, сравнения. Доброе, мягкое
отношение к окружающим проявляются в использовании слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами и обращений. Тональность
повествования, благодаря сказительнице, мягкая, спокойная. Тем более
странно это в контрасте с содержанием трагичности её рассказа. |
5. Как
относится к своему подневольному положению? | Анета не смиряется со своим положением. Её
протест выражается в том, что она находит человека, от которого рожает
ребёнка. Но этот протест личный. Тем более обидно, что Анета умирает,
а её ребёнок остаётся крепостным князя. | Люба относится достаточно спокойно к своему
положению. Хотя, может быть, это только так кажется, ведь с
описываемых событий прошло достаточно лет, нет остроты переживаний в
душе Любови Онисимовны. Но она относится к своему положению как к само
собой разумеющемуся. В отличие от Анеты, она не видела другой жизни.
Перед ней прошли судьбы других крепостных графа Каменского, и она
понимает ужас своего положения, когда ей надо надеть костюм святой
Цецилии. Спасения она не ждёт, не протестует. Только когда Аркадий
похищает её, появилась надежда в её душе. Но тем больнее потом
разочарование. Её отчаянное состояние понятно читателю, когда
описывается её попытка удавиться на собственной косе. |
6. Протестует ли? Если
протестует, то из-за чего? | Анета протестует потому, что князь не признаёт её
способности быть великой актрисой. Он считает её своей крепостной
девкой, а не актрисой. Это возмутило её больше, чем попытка посягнуть
на её честь. | Попытку
самоубийства Люба предприняла тогда, когда услышала, как мучают
Аркадия. До этого она смирялась со своим положениям. |
7. Какова идея
произведения? | Идея
произведения - страшно крепостное право. Оно губит великие таланты. *
стр.39. Самое ужасное в том, что была разбужена душа Анеты, но душа
актёра должна быть свободна, чтобы творить, а она скована. Тем ужаснее
её положение. | Идея
повести звучит в заключительном аккорде: «Более ужасных и раздирающих
душу поминок я во всю мою жизнь не видывал». В этой короткой фразе
выразилась вся душевная боль автора за поруганное человеческое
достоинство и загубленные жизни своих героев. А виной всему
несправедливые, уродливые общественные отношения - крепостное право и
жестокость людей. |
Авторы произведений большое внимание уделяют изображению крепостного
права, ведь пафос их рассказов - крайне негативное отношение к
издевательству и унижению человека человеком. Об этом нам расскажут
ребята группы «Крепостное право». Поисковый лист
4-ой группы. Изображение крепостников и крепостных.
Вопросы сравнения | «Сорока-воровка» | «Тупейный художник» |
1.
Охарактеризуйте князя Скалинского и графа Каменского | Сначала рассказчик хочет
попасть в театр князя Скалинского, потому что князь слывёт человеком
богатым, меценатом, покровителем искусства и людей искусства. Но
познакомившись с порядками в его театре, а ещё более после того, как
побеседовал с Анетой, рассказчик понимает, что этот блеск и
благородство только внешнее. За ними скрывается чёрствая и жестокая
душа сластолюбца и самодура. По своей прихоти он распоряжается
судьбами подневольных людей. Никто не смеет ему перечить. Своих
актрис, особенно тех, которым он оказывает своё тяжёлое покровительство,
он держит взаперти, к ним никто не может прийти поговорить.
Рассказчик должен взять разрешение у самого князя, чтобы посетить
Анету. | Граф
Каменский уже внешне не внушает симпатии: у него «некрасивое и
ничтожное лицо». Любовь Онисимовна рассказывает о том, какие
«мучительства» терпели от него крестьяне. Их за малейшую провинность
секли на конюшне, могли отдать в солдаты, у провинившихся женщин «все
дети поступали на страшное тиранство», полюбившихся барину актрис
«доставляли на барскую половину», а непокорных отправляли на
мучительство. Мучили по-разному: и струной, и дыбой. * стр.382-383
| 2. Кто
ещё из крепостников и как изображён в произведении? | | Брат графа Каменского «был ещё некрасивее
городского и вдобавок в деревне совсем «заволохател» и «напустил в лицо
такую грубость», что даже сам это чувствовал...» |
3. Судьбы крепостных
крестьян в повести | В рассказе есть эпизод, когда в кабинет к управляющему
приводят связанного Матюшку. Этот человек накануне играл с
рассказчиком в одном спектакле лорда. Оказывается, что он давно сидит в
тюрьме за то, что передал записку одной актрисе, а на сцену его
приводят прямо из темницы. | Народ был доведён до отчаяния. Многие жизни были
загублены, судьбы - искалечены. Мы узнаём также о несчастной судьбе
пестрядинки Дросиды, доброй женщины, ухаживавшей за больной Любой на
скотном дворе и научившей её топить своё горе в вине, потому что «оно
горе горькое, а яд горевной ещё горче, а облить уголь этим ядом - на
минуту гаснет». | 4. Образы «господских прислужников» | Подлая лакейская сущность
многих подневольных князя проявляется тогда, когда Анета попала в
опалу. У неё отняли лучшие роли, ей стали говорить «ты». Его
прихлебатели строго сторожат крепостных актрис и строго выполняют все
распоряжения князя. | Ещё более страшными показалось поведение людей, одержимых
слепой покорностью и страхом перед хозяевами жизни. Эти люди,
«господские прислужники», способны на предательство, как поп-иуда, и
даже на какую-то бессмысленную жестокость, как тульский палач. «Ему
перед делом три стакана рому дали выпить... сто кнутов ударил всё
только для одного мучения... а потом как сто первым щёлкнул, так всю
позвонцовую кость и растрощил... Всё ещё покрикивал: «Давай ещё кого
бить - всех орловских убью» | Подводя итог нашего урока, хочется с облегчением вздохнуть,
что ужасы крепостного права далеко в прошлом, не зря Лесков посвятил
свой рассказ благословенному дню 19 февраля 1861 года, дню отмены
крепостного права.
|