Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 22.11.2024, 10:51:13
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Судьбы крепостных актрис.
20.10.2010, 23:56:37

Цели:

1.      повторить, закрепить и расширить знания учащихся о крепостном праве и жизни крепостных

2.      развитие творческого и ассоциативного мышления, умения анализировать и сопоставлять художественные произведения

3.      воспитание нравственных качеств, эстетического вкуса учащихся

4.      формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы

Подготовка к уроку:

1.      прочитать повести Герцена «Сорока-воровка» и Лескова «Тупейный художник»

2.      Сообщение «Судьба П. И. Ковалёвой-Жемчуговой»

3.      Сообщение «Ковалёва-Жемчугова в изображении Н. Аргунова»

4.      Групповая работа по поисковым листам

Ход урока.

   Наш сегодняшний урок мы посвящаем трагической и грустной теме - теме судеб крепостных актрис, изображённых в художественных произведениях и происходивших наяву. На уроке мы сравним два произведения на эту тему - «Сороку-воровку» Герцена и «Тупейного художника» Лескова. Кроме того, мы узнаем о судьбе знаменитой актрисы театра графа Шереметева П. И. Ковалёвой-Жемчуговой.

   У каждой группы участников нашего сегодняшнего урока было своё задание. Они расскажут нам о результатах своих исследований. Конечно, нам интересно, какова история создания рассказов и кто был прототипами действующих лиц. Об этом нам расскажут ребята из группы «История создания»

Поисковый лист 1-ой группы.

История создания рассказов, время и место действия, прототипы. Задание: заполните обобщающую таблицу и обобщите выводы.

Вопросы сравнения

«Сорока-воровка»

«Тупейный художник»

1. Время создания

Была написана 26 января 1846 года. Это время царствования Николая первого, время «тридцатилетнего молчания», когда ещё не было отменено крепостное право, поэтому произведение было злободневно и революционно, воспринималось современниками как призыв к борьбе с рабством.

Рассказ впервые был напечатан в 1883 году, почти через 40 лет после рассказа Герцена. Уже 20 лет как было отменено крепостное право и содержание воспринималось как трагическая история из недалёкого прошлого России (недалёкого, но всё-таки прошлого). Не надо забывать, что Герцен был в крайней оппозиции к существующему строю, ему пришлось эмигрировать. Лесков же никогда не стоял на революционных позициях. Его интересовала не политика, а душа человеческая.

2. Чему или кому посвящено произведение?

Посвящена Михаилу Семёновичу Щепкину, знаменитому русскому актёру, который рассказал эту историю Герцену.

Посвящена «Святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года», т. е. отмене крепостного права. Почему «благословенного», ведь в 1883 году многие русские люди разочаровались в реформе Александра второго? Благословить этот день можно уже потому, что такого ужаса рабства, который описан в произведении, уже не будет никогда, и это несомненная заслуга реформы, несмотря на все её недостатки.

3.Прокомментируйте эпиграфы

Эпиграф - стихотворение из «Украинского вестника» о богатом меценате, ласковом хозяине. В эпиграфе проявилась ирония автора, ведь хозяин, описанный в стихотворении, - полная противоположность графа Скалинского, да и вряд ли такие приветливые хозяева могли встречаться в эпоху крепостничества.

Эпиграф - слова из погребальной песни - «Души их во благих водворятся», что в переводе с церковно-славянского значит - «среди святых, праведников». И посвящением, и эпиграфом Лесков указывает на главную тему рассказа и выражает к ней отношение.

4. Прототипы. Где, когда и на основе каких событий было создано произведение?

В этом произведении также имеется в виду театр графа Каменского в Орле.

Действие рассказа происходит в Орле во время царствования Александра Павловича или Николая Павловича - рассказчица точно не помнит, да и для автора это не так уж важно, главное, что это было при крепостном праве.

Крепостники - графы Каменские - не вымышленные персонажи. Комментаторы поясняют: имеются в виду генерал-фельдмаршал Михаил Федотович Каменский - участник семилетней войны и русско-турецких войн - и его сыновья: Николай Михайлович - генерал, одарённый полководец, в 1810 году главнокомандующий молдавской армией, и Сергей Михайлович - генерал, вышедший в отставку в 1822 году и имевший в Орле крепостной театр. Он и является одним из прототипов.

5. Где и когда происходит действие?

В тексте не указывается место действия, оно анонимно. Сказано только, что это театр графа Скалинского в N. Видимо, это сделано по цезурным причинам, или таким образом Герцен хотел типизировать ситуацию.

Лесков точно называет имя графа - Каменский, указывает место действия - под Орлом. Во времена Лескова не было необходимости скрывать истинных прототипов.

6. Кто из авторов переименовал графа и почему?

Каменский в повести назван Скалинским, видимо, по цензурным причинам.

 

   Вы видите, что факты, положенные в основу произведений, одни и те же, граф Каменский на самом деле существовал. Такие крепостники - обычное дело в эпоху крепостного права. Такие нравы и обычаи вовсе не исключение, а правило. О судьбах героинь нам расскажут ребята группы «Главные герои».

Поисковый лист 2-ой группы.

Проследите судьбы Анеты и Любы. Можно ли их сравнить? Почему?

ПК. Анета, как и Люба, крепостные актрисы. Анета получила хорошее образование, у прежнего помещика она узнала ласку и ощутила свой талант, полюбила искусство, осознала свою избранность. Люба же обычная дворовая девушка, не получившая достаточного образования и не искушённая славой и вольной жизнью. Как в жизни одной, так и в судьбе другой происходит момент, когда её замечает жестокий и сластолюбивый хозяин. Анета одинока, у Любы же есть человек, которого она любит и которого любит она. Анета гордо отвергает сластолюбца, а Люба собирается покорно предстать перед господином в образе святой Цецилии, и только благодаря любви Аркадия она убегает от страшной участи, но спасение лишь на время. Месть Анеты заключается в том, что она, даже будучи запертой, находит человека, от которого она рожает ребёнка. Люба же не протестует, она покорно принимает свою участь. Желание убить себя возникает у неё, когда она слышит мучения Аркадия. После болезни она вынуждена уйти со сцены и стать скотницей. Анета избавлена от мучений смертью.

Общее в судьбе

Отличия

1.      Внимание помещика-сластолюбца

2.      Бунт, непокорность

 

1.      Знала и более или менее вольную жизнь

2.      Люба не одинока, а Анета одна

3.      Бунт выражается по-разному и из-за по разным причинам

4.      Есть человек, которого Люба любит всю жизнь, Анета любит только себя. Сходится с другим человеком она лишь для того, чтобы отомстить князю

5.      Анета умирает при родах, а Люба страдает всю жизнь

Итак, подводя итоги, можно сказать, что хоть и одна и та же ситуация была положена в основу повести, но, несмотря на внешнее сходство судеб двух героинь, в них больше разного, чем сходного. Сходна лишь тема и идея повестей: Крах судеб и талантов в жестокое время крепостничества.

Сообщение «Судьба Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой»

   Сообщение «Портреты Прасковьи Ивановны Ковалёвой-Жемчуговой кисти Аргунова».

   Нам также интересно, как авторы создают образы своих героинь и чем отличаются Анета и Люба друг от друга.

Поисковый лист 3-ей группы.

Сравните образы героинь. Обобщите выводы.

Вопросы сравнения

«Сорока-воровка»

«Тупейный художник»

1. Происхождение, образование, предыстория

Анета - профессиональная актриса, получившая прекрасное образование. Прежний помещик выучил её по-французски, возил с собой за границу.

Люба - простая, хотя и очень талантливая дворовая девушка, запоминающая роль на память, наблюдая, как играют другие.

2. Портрет

*стр. 31. Герцен рисует героиню в романтическом ключе, используя такие эпитеты: огромные чёрные глаза, траурно, безнадёжно, до невероятности истомлённое лицо, неестественно, чахоточно. В описании явно слышен голос рассказчика - натуры восторженной и романтической. Используются восклицательные предложения, риторический вопрос. Ключевое словосочетание - статуя страдания. В ней выражается авторская позиция. Герцен создаёт трагический образ подневольной актрисы.

Любовь Онисимовна, по словам повествователя, во время своего рассказа «была ещё не очень стара, но бела как лунь; черты лица её были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки. Матушка и тётка, глядя на неё, не раз говорили, что она, несомненно, была в своё время красавица». Да, Любовь Онисимовна тогда «была не только в цвете своей девственной красоты, но и в самом интересном моменте развития своего многостороннего таланта». Сама рассказчица мало говорила о своей красоте. Обмолвилась лишь о своих роскошных волосах. Они у неё в молодости «были удивительно какие большие и русые, и Аркадий их убирал - загляденье".

3. Кого и как играет на сцене?

Её игра поразила рассказчика. *стр. 23. Сила таланта Анеты в её протесте. Она находится в постоянной лихорадке, оттого, что не может смириться, поэтому трагические роли ей удаются особенно хорошо. Её игра окрашивается в необыкновенные цвета, потому что это красота гибели. Сама она говорит, что теперь она играет одну роль, талант её тухнет, она становится одностороннее.

Она была танцовщицей, пела в хоре, знала все роли, её даже назначили играть роль герцогини «де Бурблян». Видимо, большего таланта в ней не было, но она была обворожительна и любила своё искусство.

4. речь (как говорит, какие слова использует)

С рассказчиком она говорит, как с равным, хотя он свободен, а она крепостная. Она видит в нём художника, творца, как она сама. Речь её грамотна, образна, но порывиста и лихорадочна, как то состояние, в котором она находится постоянно. В начале разговора её речь прерывиста, автор передаёт волнение героини. С князем она говорит непокорно, с негодованием. В речи её проявляются её непокорность, горячность, болезненность. Тональность повествования возвышенная, трагическая, полностью соответствует содержанию рассказа.

Речь Любови Онисимовны часто неграмотна, потому что, в отличие от Анеты, она не получила образования. Она использует слова: подпури, серьги камариновые, плакончик, тьма промежная. Её эмоциональность выражается в использовании в речи инверсий, прерывающихся фраз. Простота, душевность проявляются в оборотах разговорной речи. Её речь образна, так как героиня восприимчива к красоте. Она использует в речи переносное значение слов, олицетворения, сравнения. Доброе, мягкое отношение к окружающим проявляются в использовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и обращений. Тональность повествования, благодаря сказительнице, мягкая, спокойная. Тем более странно это в контрасте с содержанием трагичности её рассказа.

5. Как относится к своему подневольному положению?

Анета не смиряется со своим положением. Её протест выражается в том, что она находит человека, от которого рожает ребёнка. Но этот протест личный. Тем более обидно, что Анета умирает, а её ребёнок остаётся крепостным князя.

Люба относится достаточно спокойно к своему положению. Хотя, может быть, это только так кажется, ведь с описываемых событий прошло достаточно лет, нет остроты переживаний в душе Любови Онисимовны. Но она относится к своему положению как к само собой разумеющемуся. В отличие от Анеты, она не видела другой жизни. Перед ней прошли судьбы других крепостных графа Каменского, и она понимает ужас своего положения, когда ей надо надеть костюм святой Цецилии. Спасения она не ждёт, не протестует. Только когда Аркадий похищает её, появилась надежда в её душе. Но тем больнее потом разочарование. Её отчаянное состояние понятно читателю, когда описывается её попытка удавиться на собственной косе.

6. Протестует ли? Если протестует, то из-за чего?

Анета протестует потому, что князь не признаёт её способности быть великой актрисой. Он считает её своей крепостной девкой, а не актрисой. Это возмутило её больше, чем попытка посягнуть на её честь.

Попытку самоубийства Люба предприняла тогда, когда услышала, как мучают Аркадия. До этого она смирялась со своим положениям.

7. Какова идея произведения?

Идея произведения - страшно крепостное право. Оно губит великие таланты. * стр.39. Самое ужасное в том, что была разбужена душа Анеты, но душа актёра должна быть свободна, чтобы творить, а она скована. Тем ужаснее её положение.

Идея повести звучит в заключительном аккорде: «Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал». В этой короткой фразе выразилась вся душевная боль автора за поруганное человеческое достоинство и загубленные жизни своих героев. А виной всему несправедливые, уродливые общественные отношения - крепостное право и жестокость людей.

   Авторы произведений большое внимание уделяют изображению крепостного права, ведь пафос их рассказов - крайне негативное отношение к издевательству и унижению человека человеком. Об этом нам расскажут ребята группы «Крепостное право».

Поисковый лист 4-ой группы.

Изображение крепостников и крепостных.

Вопросы сравнения

«Сорока-воровка»

«Тупейный художник»

1. Охарактеризуйте князя Скалинского и графа Каменского

Сначала рассказчик хочет попасть в театр князя Скалинского, потому что князь слывёт человеком богатым, меценатом, покровителем искусства и людей искусства. Но познакомившись с порядками в его театре, а ещё более после того, как побеседовал с Анетой, рассказчик понимает, что этот блеск и благородство только внешнее. За ними скрывается чёрствая и жестокая душа сластолюбца и самодура. По своей прихоти он распоряжается судьбами подневольных людей. Никто не смеет ему перечить. Своих актрис, особенно тех, которым он оказывает своё тяжёлое покровительство, он держит взаперти, к ним никто не может прийти поговорить. Рассказчик должен взять разрешение у самого князя, чтобы посетить Анету.

Граф Каменский уже внешне не внушает симпатии: у него «некрасивое и ничтожное лицо». Любовь Онисимовна рассказывает о том, какие «мучительства» терпели от него крестьяне. Их за малейшую провинность секли на конюшне, могли отдать в солдаты, у провинившихся женщин «все дети поступали на страшное тиранство», полюбившихся барину актрис «доставляли на барскую половину», а непокорных отправляли на мучительство. Мучили по-разному: и струной, и дыбой. * стр.382-383

2. Кто ещё из крепостников и как изображён в произведении?

 

Брат графа Каменского «был ещё некрасивее городского и вдобавок в деревне совсем «заволохател» и «напустил в лицо такую грубость», что даже сам это чувствовал...»

3. Судьбы крепостных крестьян в повести

В рассказе есть эпизод, когда в кабинет к управляющему приводят связанного Матюшку. Этот человек накануне играл с рассказчиком в одном спектакле лорда. Оказывается, что он давно сидит в тюрьме за то, что передал записку одной актрисе, а на сцену его приводят прямо из темницы.

Народ был доведён до отчаяния. Многие жизни были загублены, судьбы - искалечены. Мы узнаём также о несчастной судьбе пестрядинки Дросиды, доброй женщины, ухаживавшей за больной Любой на скотном дворе и научившей её топить своё горе в вине, потому что «оно горе горькое, а яд горевной ещё горче, а облить уголь этим ядом - на минуту гаснет».

4. Образы «господских прислужников»

Подлая лакейская сущность многих подневольных князя проявляется тогда, когда Анета попала в опалу. У неё отняли лучшие роли, ей стали говорить «ты». Его прихлебатели строго сторожат крепостных актрис и строго выполняют все распоряжения князя.

Ещё более страшными показалось поведение людей, одержимых слепой покорностью и страхом перед хозяевами жизни. Эти люди, «господские прислужники», способны на предательство, как поп-иуда, и даже на какую-то бессмысленную жестокость, как тульский палач. «Ему перед делом три стакана рому дали выпить... сто кнутов ударил всё только для одного мучения... а потом как сто первым щёлкнул, так всю позвонцовую кость и растрощил... Всё ещё покрикивал: «Давай ещё кого бить - всех орловских убью»

Подводя итог нашего урока, хочется с облегчением вздохнуть, что ужасы крепостного права далеко в прошлом, не зря Лесков посвятил свой рассказ благословенному дню 19 февраля 1861 года, дню отмены крепостного права.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, скачать бесплатно, презентация powerpoint, урок русской литературы в школе, грамотнос, русская литература, для учителя
Просмотров: 2781 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0