Цели:
~ Реализация принципа умственного развития учащихся;
~ Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся;
~ Развитие культуры коллективного умственного труда;
~ Формирование и развитие интереса к занятиям математикой, развитие математического кругозора учащихся.
Участники. В игре участвуют две команды. Игра проводится между группами 8 классов
Время игры. 45 минут.
Подготовка. Для подготовки игры необходимо
организовать рабочие места для команд, подготовить на доске игровые поля
с темами и стоимостью вопросов.
Ход игры
Вступительное слово учителя. Знакомство с правилами игры
Каждая команда сидит за отдельным столом.
Вопросы задаются одновременно обеим
командам. Первой отвечает та команда, капитан которой первым поднял
руку. Если команда дает верный ответ, то она получает право выбора темы
следующего вопроса и его «ставки». Сыгравший вопрос стирается с игрового
поля. Если команда дает неверный ответ, то с нее снимается количество
баллов, равное ставке вопроса. Учитель объявляет правильный ответ и, при
необходимости, знакомит участников игры с верным решением.
Если команде выпадает «Кот в мешке», то
она передает этот вопрос команде-сопернице. И только после этого
называется тема вопроса. Еще один сюрприз − вопрос «Аукцион». Команда по
желанию может увеличить первоначальную стоимость этого вопроса.
Проводится два раунда, а после
подведения их итогов, команды играют заключительный раунд под названием
«Своя игра». Командам представляются темы четырех вопросов. Капитаны
команд по очереди называют темы, на вопросы которых отвечать не будут. В
результате остается одна тема. Каждая команда делает свои ставки, после
чего читается вопрос, ответ на который игроки должны написать за одну
минуту.
После подведения окончательных итогов победители награждаются сладкими призами и дипломами.
I раунд
От трех до пяти
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Из истории
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Все о числах
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Соотношения между единицами измерений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Геометрия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Вопросы (номер вопроса совпадает со ставкой)
От трех до пяти
- Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вмещать
только одного человека, но переправились оба. Как это могло произойти? Ответ: двое подошли к разным берегам.
- Полторы трети километра − это сколько? Ответ: полкилометра.
- Можно ли число 1888 разделить пополам, чтобы в каждой половине этого числа было 1000? Ответ: да, разрезав горизонтально.
- Кот в мешке. Тема: Из истории математики
С чем связано появление иррациональных чисел? Ответ:
Пифагорейцы обнаружили, что диагональ квадрата, сторона которого равна
1, не может быть выражена никаким числом, так как для пифагорейцев не
было никаких чисел, кроме рациональных. Такое открытие было большим
ударом по учению Пифагора.
Из истории
- Назвать первые «математические знаки». Ответ: цифры.
- Кот в мешке. Тема: О числах.
Где ошибка в рассуждении: «Полупустое все равно, что полуполное»?
Можем написать «полупустое = полуполное» или «пустого = полного». Если
равны половины, то равны и целые: «пусто = полное», что явно неверно.
- Какие цифры мы, как правило, используем: арабские или индийские? Ответ: индийские.
- Кто «подчинил» алгебру геометрии, т.е. вывел геометрию на первое место? Ответ: Евклид.
Все о числах
- Число, выражающее дюжину. Ответ: 12.
- Число, открытое Архимедом. Ответ: p.
- Аукцион!!! Задача из папируса Ринда (1700 г. до н. э.) Некий
математик насчитал на выгоне 70 коров. «Какую долю от всего стада
составляют эти коровы?» - спросил математик у пастуха. «Я выгнал
две трети от трети всего стада», - ответил пастух. Сколько голов
насчитывалось во всем стаде? Ответ: 315.
- Расположить множества в порядке возрастания: N, Q, R, Z. Ответ: N, Z, Q, R.
Соотношения между единицами измерений
- Сколько аров в одном гектаре? Ответ: 100.
- Сколько в одном литер кубических сантиметров? Ответ: 1000.
- Сколько квадратных дециметров содержится в одном аре? Ответ: 10 000.
- Кот в мешке. Тема: От трех до пяти.
Можете ли вы назвать пять дней недели, не называя ни числа, ни названия этих дней? Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
Геометрия
- Утверждение, принимаемое без доказательства. Ответ: аксиома.
- Одно из чудес света − гробницы египетских фараонов, а также геометрическое тело − многогранник. Ответ: пирамида.
- Именно этими словами греческий математик, «отец геометрии» Евклид заканчивал математический вывод. Ответ: что и требовалось доказать.
- Как расставить 16 стульев, чтобы у каждой стены было по 5 стульев? Ответ: по 3 у каждой стены и по 1 в углах.
II раунд
Из истории математики
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Алгебра
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Геометрия
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Старинные задачи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
О числах
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Из истории математики
- Название какого раздела геометрии происходит от греческого слова «число»? Ответ: арифметика.
- Кот в мешке. Тема: О числах.
Одна девочка писала: «Двести сорок да двести сорок будет четыреста сорок». Она не ошиблась, но в чем дело? Ответ: речь о сорОках.
- Этот символ впервые встречается в главном труде английского
математика Джонна Валлиса «Арифметика бесконечных величин»,
напечатанном в 1665г. Имеет вид «лежащей восьмерки». Ответ: символ бесконечности «».
- В Индии его называли «сунья» (пустое), арабы – «ас-сифр»
(цифра), греческие астрономы для его обозначения ввели особый знак –
омикрон, а произошло это слово от латинского, означающего «никакая».
Что это? Ответ: нуль.
Алгебра
- Может ли сумма двух отрицательных чисел быть больше их частного? Ответ: нет.
- Как называется сотая часть числа? Ответ: процент.
- Каким действие можно заменить умножение одинаковых множителей? Ответ: возведением в степень.
- Три в квадрате равно 9, 4 в квадрате равно 16. Чему равен угол в квадрате? Ответ: 90º.
Геометрия
- Это можно провести через две точки. Это график линейной функции. Ответ: прямая.
- Сколько треугольников на рисунке? Ответ: 12.
- Что есть общего у равнобедренного треугольника и у степени? Ответ: основание.
- Дать определение точки. Ответ: понятие точки в геометрии не определяется.
Старинные задачи
- Сколько сейчас времени, если оставшаяся часть суток в два раза больше прошедшей? Ответ: 8 часов.
- Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? Ответ: 4 кг.
- Кот в мешке. Тема: Из истории науки
В какой научной области Нобелевская премия не присуждается? Ответ: математика.
- Брат и сестра получили в наследство 90 тыс. рублей. Если сестра
отдаст брату из своей доли 10 тыс. рублей, то брат окажется вдвое
богаче сестры. Сколько денег досталось брату и сестре? Ответ: 50 тыс. р., 40 тыс. р.
О числах
- Какие цифры употребляются в десятичной системе счисления? Ответ: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
- Назвать математика, именем которого названа теорема, выражающая
связь между коэффициентами и корнями квадратного уравнения. Ответ: Виет.
- Сумма трех чисел равна их произведению. Эти числа различны и однозначны. Найдите эти числа. Ответ: 1, 2, 3.
- Известный немецкий математик Карл Гаусс очень рано обнаружил
блестящие способности по математике. Рассказывают, что однажды его
школьный учитель предложил найти сумму целых чисел от 1 до 100
включительно. Только учитель прочитал задание, как маленький Гаусс
сказал: «Готово!» Найдите вы сумму этих чисел. Ответ: 5050.
Своя игра
Все о ней
|
Загадка-теорема
|
Великие о них говорят
|
Связь наук
|
Все о ней
Кому принадлежат слова: «Математика ум в порядок приводит?». Ответ: Ломоносову.
Загадка-теорема
Теорема о несправедливом делении: одному − все, а другому − половину. Ответ: катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30° равен половине гипотенузы.
Великие о них говорят
Древнегреческий математик Пифагор и его ученики, жившие в 500-е годы до нашей эры, говорили, что они
управляют миром. В основе философии пифагорейцев это понятие являлось
основой всех вещей и явлений природы. Пифагорейцы делили их на
«неразумные» и «разумные». О чем речь? Ответ: о числах.
Связь наук
Назвать имя великого французского физика
и математика, в честь которого названы два творения, оказавшие в разное
время большое влияние на развитие информатики. Ответ: Паскаль.
Вычислительная машина Ч. Беббиджа, спроектированная в 1833 г.,
называлась Паскалина, ее структура по существу совпадает со структурой
современных компьютеров. Язык программирования Паскаль, разработанный
Никлаусом Виртом в 1971 г. |