Содержание
Характеристика темы, планирование
изучения темы………………………………………………... |
3 |
Рекомендации по организации и методике
изучения темы………………………………………….. |
4 |
Наглядные
пособия……………………………………………………………………………………... |
5 |
Дидактическое
обеспечение……………………………………………………………………………. |
5 |
План
занятия…………………………………………………………………………………………….. |
6 |
Описание
методов………………………………………………………………………………………. |
8 |
Общие рекомендации по проведению
занятия и выводы……………………………………………. |
8 |
Литература……………………………………………………………………………………………….. |
14 |
Приложения……………………………………………………………………………………………… |
15 |
1. Характеристика темы, планирование
изучения темы.
Тема урока: "Свойства определителей.
Поиск и перестановка элементов массива”. Эта
тема является одной из важных при изучении
математики и программирования на языке высокого
уровня, так как дает представление о типах
структурированных данных и действиях
производимых над ними.
По перспективно – тематическим планам по
математике на раздел "Определители и матрицы”
отводится 16 часов, из них 6 часов на изучение
новой темы, 10 часов – на решение задач, на данную
тему отводится 2 часа. По программированию на
языке высокого уровня на раздел "Массивы”
отводится 12 часов, из них 6 часов на изучение
новой темы, 6 часов – на решение задач, на данную
тему отводится 2 часа.
В ходе занятия прослеживается связь с другими
предметами:
Информатика – работа на ПК.
Логика – построение алгоритма.
Культура речи – умение четко и ясно, применяя
технические термины, формулировать свои мысли.
Цифровая схемотехника – использование
потока разноименных сигналов.
Операционные системы и среды – применение
тестирования.
2. Рекомендации по организации и методике.
I. Проверка знаний.
Урок предполагает проверку знаний в начале
урока с помощью вопросов и проверочной работы.
Преподаватели объясняют направление
деятельности и приемы работы, а студенты
выполняют задания систематизируя полученные
знания.
II. Изучение и систематизация нового
материала.
Актуализация и мотивация к изучению нового
материала студентами.
Изучение новой темы
Изучение свойств определителей с применением
сложных перестановок программным путем внутри
массива.
Практическое применение знаний по изучаемой
теме:
I. Систематизация знаний по теме "Свойства
определителей, поиск и перестановка элементов
массива”
II. Написание заданных программных модулей на
языке программирования Паскаль
III. Использование в написании программ
стандартных программных модулей
Проверка усвоения новой темы:
Проверка усвоения новой темы в виде написания
программных модулей для вычисления
определителей с клавиатуры и вывод его на экран
(в группах по два человека). Проверка свойств
определителей программным путем с
использованием перестановки заданных строк
(столбцов), поиска нулевых строк и столбцов.
Итоги урока, вывод.
3. Наглядные пособия
- Презентация "Свойства определителей. Поиск и
перестановка элементов массива”
- Плакат на тему "Двухмерный массив”
4. Дидактическое обеспечение
- Программная среда Паскаль 7.0
- Карточки с заданиями по математике и
программированию по теме: "Вычисления
определителей”
- Информационные карты по теме "Ошибки при
программировании на Turbo Pascal”
- Информационные карты по теме "Стандартные
процедуры и функции языка Pascal”
5. План урока.
Тема урока: "Свойства определителей.
Поиск и перестановка элементов массива”
Цели и задачи урока:
Развивающие: Развивать, используя проблемные
ситуации, настойчивость, самостоятельность
студентов, умение преодолевать трудности в
учении.
Обучающие: Сформировать систему знаний по
теме "Свойства определителей. Поиск и
перестановка элементов массива” на примере
проектирования программ по вычислению
определителей и действий над ними. Обобщить и
систематизировать знания, закрепить умения и
навыки работы в программной оболочке Turbo Pascal 7.0.
Сформировать навыки логического мышления,
использовать профессиональную лексику.
Воспитательные: Воспитывать положительный
интерес к изучаемому материалу, умение
критически оценивать материал, умение слушать
товарищей.
Тип урока: комбинированный
(математика, программирование: изучение нового
материала, применение и совершенствование
знаний)
Вид урока: получение, систематизация и
закрепление знаний.
Метод урока: частично-поисковый
Оснащение урока:
- Класс ПК IBM Celeron 1800
- Интерактивная доска
- Плакат со вспомогательным материалом для
решения задач
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор
Программное обеспечение:
- операционная система Windows,
- эмуляция операционной системы MS-DOS 6.22,
- Turbo Pascal 7.0.
Продолжительность: 90 минут.
6. Описание методов.
1. Устный опрос студентов
Студенты отвечают устно на вопросы, задаваемые
преподавателями математики и прграммирования
2. Самостоятельная работа студентов
Студенты в микрогруппах решают задачи по
вычислению определителя
3. Контроль уровня умений и навыков
Проверка решенных задач по математике с
помощью программного модуля на языке Turbo Pascal 7.0.
7. Общие рекомендации по проведению занятия
и выводы.
Данный урок преследует цель адаптировать
студентов к интегрированию решения
математических задач на тему "Свойства
определителей” в программную среду Turbo Pascal 7.0 с
применением знаний по теме "Поиск и
перестановка элементов массива”, развивать
логическое мышление, развивать коммуникативные
способности, формировать пространственное
воображение, развивать мышление и
познавательную активность студентов путем
индивидуальных заданий.
Элемент урока, время |
Деятельность преподавателей |
Деятельность студентов |
Используемые методы и приемы |
Цель применения метода или приема |
1. Организационная часть – 5 мин |
- Проверка наличия студентов и их
готовности к уроку - Ознакомление студентов с
планом урока с использованием презентации
(проектор и экран) |
Слушают |
Объяснительно- иллюстративный:
ознакомление с планом урока |
Программирование деятельности
студентов, нацелить на решение поставленных
задач |
2. Актуализация математика – 15
мин. 5 мин.
Практическое задание – 10 мин.
Программирование – 15мин.
10 мин.
Практическое задание – 5 мин. |
Задает вопросы об определении
определителя, о вычислении определителя второго
и третьего порядков. Что такое определитель?
Как вычисляется определитель второго порядка?
Как вычисляется определитель третьего порядка?
Дает задание на вычисление определителя
второго и третьего порядков по определению.
Даёт задание на нахождение ошибок в заданной
программе на вычисление определителей второго и
третьего порядков по определению.
Дает задание на проверку результатов
полученных вычислениями в тетради определителей
второго и третьего порядков с помощью программы. |
Отвечают на вопросы
преподавателя математики. Пишут на доске по
очереди формулы вычисления определителя второго
и третьего порядков соответственно. Студенты
самостоятельно вычисляют определители.
Студенты находят явные ошибки в представленной
программе и предлагают варианты исправления
ошибок. Исправляют явные ошибки. С помощью
тестирования программы находят неявные ошибки и
вносят соответствующие изменения в программу.
С помощью программы тестируют результаты
самостоятельного вычисления определителей
второго и третьего порядков. |
Репродуктивный: вопросы
студентам, побуждающие к актуализации знаний. Промежуточный
контроль
Проблемный: предъявление студентам
конфликтного примера. Промежуточный контроль
Промежуточный контроль |
Проверить остаточные знания по
изученным ранее темам. |
|
3. Обобщение выполненной работы – 2 мин. (программирование) |
Задает вопросы об эффективности
использования программы по вычислению
определителей. 1. В чем заключается
эффективность использования программы для
вычисления определителей?
2. Для чего в программировании необходимо знать,
как вычисляется определитель вручную? |
Студенты делают вывод об эффективности
использования программы для вычисления
определителей (с точки зрения скорости
вычисления и точности результата при заданном
типе данных) |
Частично – поисковый: включение
студентов в аргументацию выдвинутой
преподавателем гипотезы |
Развить мыслительную деятельность и
логику |
4. Подготовка к основному этапу занятия
– 8 мин. (математика) |
Задает вопрос о свойствах определителя: 1.
Какие свойства определителей вы знаете?
Задает вопрос о классификации свойств
определителей по степени сложности вычислений и
программирования:
1. Как систематизировать свойства
определителей по степени сложности применения? |
Студенты, используя заранее
подготовленный материал, перечисляют свойства
определителя. Перечисленные свойства записывают
на доску . Студенты классифицируют свойства
определителей, аргументируя свои высказывания. |
Частично – поисковый: задание на
опережение (математика) Проблемный: установка
преподавателя на мысленное решение студентами
логического задания, выдвинутого в ходе
изложения. |
Подготовить студентов к активной
учебно-познавательной деятельности на основе
самостоятельно полученной информации |
5. Изучение нового материала – 20 мин. |
Даёт запись свойств определителей с
использованием презентации (интерактивная
доска) (преподаватель математики) Проверка
свойств определителя программным путем:
применение изученных приемов и изучение
способов перестановки заданных строк в массиве
(преподаватель программирования).
1. Какие приемы можно применить при организации
перестановки заданных строк?
2. Основной оператор, используемый в программе
при перестановке строк?
3. Какова структура программы и в чем ее
особенности при перестановке строк в массиве? |
Студенты записывают в тетрадь свойства
определителей, считают определители с помощью
свойств. Студенты, анализируя свойство
определителя, выбираются приемы и методы
создания программы для проверки свойства.
Предлагают пути и способы перестановки строк
массива (обмен элементами) при проверке тех
свойств определителя, при которых это
необходимо. Выбрав правильный способ –
программируют. |
Подробное резюмированное
преподавателем законченного этапа изложения Выбор
правильных путей решения задачи
(программирование) |
Активизировать действия студентов с
объектом изучения
Получать новые знания, активизировать
продуктивную деятельность студентов по
включению части в целое, выявить внутри и
межпредметные связи |
6. Обобщение и закрепление – 10 мин. |
Выдает задание для самостоятельного
нахождения определителей с помощью свойств
(действий над столбцами) (преподаватель
математики) Дает задание на написание программы
в программной оболочке Turbo Pascal для проверки
свойств определителя, с использованием
перестановки столбцов в массиве (преподаватель
программирования) |
Студенты самостоятельно решают задания
в тетради Студенты самостоятельно пишут
программу для проверки свойств определителя с
использованием перестановки заданных столбцов.
Сравнивают ответы, полученные программным
путем с ответами вычислений в тетради. |
Установка преподавателя на решение
студентами логического задания выдвинутого в
ходе изложения |
Закрепить полученные знания. Развить
мыслительную деятельность и логику |
7. Контроль знаний студентов – 5 мин. |
Проверяют и оценивают результаты
вычислений студентов, их деятельность
(преподаватель математики, преподаватель
программирования) |
Студенты анализируют результаты
сравнения Студенты оптимизируют программу. |
Контроль полученных знаний, умений и
навыков |
Проверить полученные знания в процессе
урока |
8. Подведение итогов урока – 7 мин. |
Нацеливают на вывод проблемными
вопросами: о вычислении матриц четвертого и
более порядков . (преподаватель математики): 1.
Для чего нужны свойства определителей?
2. С помощью какого свойства можно вычислить
определитель четвертого и более порядков?
Об эффективности использования программного
обеспечения для математических расчетов
определителей (преподаватель программирования)
1. В чем заключается эффективность применения
математических расчетов при помощи программного
обеспечения?
2. Какие приемы и методы эффективно применять в
программировании для решения математических
задач на определители?
Дают оценку успешности достижения цели,
намечает перспективы последующей
работы(преподаватель математики, преподаватель
программирования) |
Студенты самостоятельно делают вывод,
отвечая на проблемные вопросы преподавателей. |
Фиксирование внимания студентов на
последовательности противоречий, возникающих в
ходе решения задач |
Активизировать внимание студентов,
развивать мыслительную деятельность. Нацеливать
студентов на правильный ответ. |
9. Домашнее задание – 3 мин. |
Обеспечивают понимание цели,
содержание и способы выполнения домашнего
задания (преподаватель математики,
преподаватель программирования) |
Студенты записывают домашнее задание. |
Словесный: контрольно-коррекционный |
Реализовать необходимые и достаточные
условия для успешного выполнения домашнего
задания всеми студентами в соответствии с
актуальным уровнем их развития |
|