Задачи урока:
1) создать условия для определения учащимися свойств воды;
2) научить пользоваться школьным лабораторным оборудованием;
3) развивать познавательную активность учащихся;
4) формировать исследовательские умения в практической деятельности;
5) развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
6) воспитывать в учащихся бережное отношение к воде как ценному дару
природы и источнику жизни;
7) формировать умение принимать ответственное решение в самостоятельной
работе и при совместной деятельности в парах и группе.
Оборудование: лабораторное оборудование: спиртовки, колбы,
прозрачные стаканы, пластмассовые тарелочки, ложки, сахарный песок,
соль, чайная заварка, строительный песок, воронки, фильтры (промокашки).
Ход урока.
I.Организация класса.
II.Эмоциональный настрой учащихся.
- Есть в нашей жизни вещество, без которого не прожить ни одному живому
существу. Как вы думаете, о чём я говорю?
Высказывания детей.
- Название этого ценного, незаменимого вещества «спряталось» в ребусе.
( На доске высвечивается
- Это – вода. Да - Как ты разгадал ребус? - В О ДА –получается вода.
- Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть
всюду, только в разных количествах и состояниях. И не только в морях и
океанах, лужах и озёрах, но и в почве и, даже, в камнях. Как поётся в
песне, «без воды и ни туды, и ни сюды»
Стихотворение о воде ( читает
подготовленный ученик) Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. Без неё вам не умыться, ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!
III. Постановка учебной задачи.
- Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. А что мы знаем о воде?
Ответы детей.
- Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний.
Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а
работать будут три исследовательские лаборатории. Вы - исследователи.
Что будет предметом исследования?
- Вода.
- Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте
друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает
правильный точный вывод.
- Какие у вас вопросы возникают, глядя на воду в колбе?
1. Чем пахнет вода?
2. Какого вода цвета?
3.Какая вода на вкус?
4. А если воду нагреть и заморозить?
5. А если воду пролить?
- Я, как ваш научный руководитель, добавлю несколько вопросов.
6. Что произойдёт, если в воду добавить сахар или соль?
7. Что произойдёт, если в воду добавить сухую заварку или речной
песок?
- Очень много задач надо решить, за дело.
IV. Исследовательская деятельность учащихся.
ОПЫТ 1.
- Это – спиртовка. Я вам её зажгу. Налейте в колбочку
воды и вставьте в штатив. Оставим на время и ответим на
вопрос: Чем
пахнет вода?
ОПЫТ 2.
Алгоритм работы.
1. Налейте в колбу воду.
2. Поднесите к носу.
На доске таблица.
Пахнет чем-то знакомым
|
Пахнет яблоком
|
Ничем не пахнет
|
- Приклейте розовые листочки под правильным, на ваш взгляд, ответом.
Результат:
Пахнет чем-то знакомым
|
Пахнет яблоком
|
Ничем не пахнет
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
+
|
- Какой сделаем вывод?
- Вода ничем не пахнет.
- Верно, вода без запаха. Высвечивается без запаха
Какого вода цвета?
ОПЫТ 3
Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
- Рассмотреть воду в колбе.
-И что же вы увидели? Из каждой лаборатории ответьте, исследователи.
- Вода белая (результат исследования 1 лаборатории)
- У воды цвета нет (результат исследования 2 лаборатории)
- У воды цвета нет.
- У меня в одном стакане налито молоко, а в другом – вода. Что скажите?
- У воды цвета нет.
- Согласны, 1 лаборатория, что белая и бесцветная отличаются друг от
друга?
Высвечивается без цвета.
Какая вода на вкус?
Опыт 4.
- Как ответить на этот вопрос, вы знаете сами. Действуйте.
На доске таблица.
Вкус чего-то знакомого
|
Вкус конфет
|
Никакого вкуса
|
-Голубые листочки приклейте под правильным, на ваш взгляд, ответом.
Результат:
Вкус чего-то знакомого
|
Вкус конфет
|
Никакого вкуса
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
+
|
- Ваши правильно сделанные выводы говорят о вашей
наблюдательности.
- Верно.
Высвечивается без вкуса Физкультминутка
Имитация стилей плавания
Что произойдёт с водой при нагревании?
- Пришло время вернуться к нашей спиртовке. Мы нагреваем воду в колбе.
Как ответим на данный вопрос? Какая лаборатория готова?
- Вода, как в чайнике, кипит.
- Воды стало меньше.
- Из колбы поднимается пар.
- Всё это верно. А теперь объединим, обобщим всё сказанное.
Вывод: при закипании вода начинает испаряться, т.е. переходит в
другое агрегатное состояние – газообразное.
- Артёму дано было задание: налить воду в специальную формочку и
поставить в морозильник. Покажи нам, пожалуйста, что получилось.
Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках
кусочки льда.
- Какой сделаем вывод?
- Вода, если её заморозить, превращается в лёд.
- В каких агрегатных состояниях может находиться вода?
Высвечивается вода→пар, вода→лёд
- Что будет, если вода прольётся?
ОПЫТ 5.
- Налейте немного воды в пластмассовую тарелочку. Что делает
вода, если её проливают? Вам слово, исследователи.
- Вода разливается.
- Течёт вода.
- Течёт, как ручеёк.
- О каком свойстве мы говорим?
- Это свойство называется текучесть.
Высвечивается текучесть Что произойдёт, если в воду добавить сахар или
соль?
ОПЫТ 6.
Алгоритм.
1. В колбу с водой насыпьте:
· 1 лаборатория – ложку сахарного песка;
· 2 лаборатория - ложку сухой заварки;
· 3 лаборатория - ложку речного песка.
Ждём результатов ваших исследований.
- Слово 1 лаборатории. Покажите свою колбу и расскажите, что вы сделали
после того, как всыпали ложку сахарного песка.
- После того, как насыпали сахар, мы помешали и увидели, что сахар
пропал.
- То есть сахара в колбе нет?
- Нет, он там, только его не видно.
- Что произошло с сахаром?
- Сахар растворился.
- А какое ещё вещество ведёт себя как сахар? Оно есть у каждого на
кухне.
- Соль тоже растворяется в воде.
- Послушаем исследователей 2 лаборатории. Покажите вашу колбу.
- Мы насыпали сухую заварку. Она плавает.
- Может плохо размешали?
- Когда заваривает мама чай тоже плавают чаинки. Они видны в воде.
- Значит сухая заварка… Как сахар?
- Нет, заварка в воде не растворилась.
- Что скажет 3 лаборатория?
- Речной песок не растворился в воде.
Вывод: вода является растворителем.
Высвечивается вода-растворитель.
- Всегда?
- А что ещё заметили, увидев 3 колбы?
- Здесь вода чистая, а в этих – грязная.
- Скорее прозрачная и мутная.
Высвечивается прозрачная
Возник ещё вопрос. Как же избавиться от мути?
- У нас дома есть фильтр.
- А как поможет фильтр?
- Фильтр задержит грязь и вода станет снова чистой.
- Давайте проверим.
ОПЫТ 7.
Алгоритм.
1. Возьми воронку.
2. Вложи в неё фильтр.
3. Через воронку пропусти мутную воду.
- Кто готов поделиться радостным открытием?
1 лаборатория. На воронке осталась грязь.
2 лаборатория. В колбе вода снова чистая.
3 лаборатория. Очистить воду можно фильтром.
- Какая вода весной и осенью?
- Вода мутная, и её обязательно надо чистить.
V. Итоговое обобщение.
- Уважаемые исследователи! Вы проделали огромную работу - ставили опыты,
наблюдали, совещались, высказывали предположения (в науке это
называется гипотеза) и как результат- открытые нами свойства воды.
Назовите их.
- Дружный коллектив научного центра я приглашаю попить чай с конфетами и
ещё раз на практике убедиться, что вода без запаха без цвета. без вкуса вода→пар, вода→лёд текучая прозрачная вода-растворитель воду надо фильтровать
- Урок закончен. Спасибо за вашу работу.
|