Цели урока:
• учиться «читать» язык живописи,
постигать авторский замысел и открывать для себя
смысл произведения;
• попытаться постичь образный мир
двух гениев, особенности изображения одного из
центральных библейских сюжетов.
Художественное пространство урока:
• репродукция фрески Леонардо да
Винчи (1) «Тайная вечеря» (1495–1497; Санта-Мария
делле Грацие, Милан) (2);
(1)
(2)
• репродукция картины Сальвадора Дали
(3) «Тайная вечеря» (1955; Вашингтонская
национальная галерея) (4).
(3)
(4)
Форма урока:
— урок-диалог.
У художника две цели: человек
и проявления его души.
Первая проста, вторая трудна
и таинственна, она словно говорит:
«Внемли — и ты услышишь меня!»
Леонардо да Винчи
Образный мир Дали подобен
лабиринту, в который даже заглянуть отважится не
каждый.
А. Рожин
I. ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА
Учитель. Не найти, наверное, в мире
искусства столь знаковых, столь величественных и
столь парадоксальных фигур, как Леонардо да
Винчи и Сальвадор Дали. Их разделяет, на первый
взгляд, огромное расстояние: один жил и творил в
эпоху Высокого Возрождения, а другой —
представитель ХХ века. Но и тот и другой — титаны
живописи, что уже позволяет сопоставить их миры.
По-разному оценивали наследие Леонардо да Винчи
и Сальвадора Дали искусствоведы, но все
сходились в одном: их творчество уникально.
Предлагаю сопоставить два
произведения на одну тему — «Тайная вечеря».
Используя все возможные приемы: от стандартных
до абсурдных, от рациональных до иррациональных,
ответьте на вопрос: какую тайну открывают
художники в одноименных произведениях? (Этот
вопрос становится главной учебной задачей
урока.)
Вашему вниманию предлагаются
сообщения-портреты о художниках. Попрошу, слушая
своих одноклассников, зафиксировать основные
положения, говорящие о некоторых общих чертах в
жизни и творчестве художников.
II. ШТРИХИ К ПОРТРЕТАМ ХУДОЖНИКОВ (сообщения подготовленных учеников)
Первый ученик.
СЛОВО О ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Загадка этого художника начинается с
его рождения. Он был сыном женщины, о которой нам
почти ничего не известно: ни фамилии, ни возраста,
ни внешности; нам известно лишь ее имя —
Катерина. Очень мало мы знаем о юности Леонардо
да Винчи. Несмотря на то что до нас дошли более
семи тысяч страниц рукописей и рисунков
художника, заметок, имеющих отношение к
собственной жизни, он не оставил.
Его образование было таким же, как у
любого живущего в маленьком городке мальчика:
чтение, письмо, начала математики, латынь. В 14 лет
он поступил в подмастерья к Андреа дель
Верроккьо, одному из самых знаменитых художников
Италии. Занимался первоначально растиранием
красок и другой черной работой, постепенно ему
стали доверять и заказы. Отношения с мастером
сложились более чем доброжелательные, о чем
свидетельствует тот факт, что и после принятия в
1472 г. в гильдию Святого Луки двадцатилетний
Леонардо продолжал жить у Верроккьо.
Среди людей, оказавших на Леонардо
большое влияние, были ученый и архитектор Леон
Батист Альберти, механик и инженер Бенедетто
дель Аббако, ученый-математик, астроном и врач
Паоло дель Поццо Тосканелли.
В 1482 г. Леонардо уезжает в Милан и
начинает новую жизнь. Этот период длился почти 20
лет, и за это время он получил признание — именно
то, чего был лишен на родине.
Леонардо да Винчи вошел в мировую
культуру как величайший живописец, но следует
помнить, что область его познаний была
безгранична. Он создал несколько музыкальных
инструментов, сочинял музыку, разработал планы
мостов, хорошо пел, писал баллады, изучал
анатомическое строение человеческого тела,
изучал растения, разработал конструкцию купола
Миланского собора, изобрел геликоптер (вертолет)
и дал первый вариант современного пропеллера.
Без сомнения, это был человек Возрождения,
большой ученый, но прежде всего — это был великий
живописец.
Первое живописное полотно раннего
периода — «Благовещение» (Галерея Уффици,
Флоренция). В 1473–1474 гг. — «Портрет Джиневры
Бенчи», а далее следует период жизни, когда он
всецело поглощен темой «Мадонна с младенцем».
Чистое пространство, изящность и соразмерность,
свобода и легкость пера, красота пейзажей
отличают его картины.
Одно из вершинных творений Леонардо —
«Поклонение волхвов» (1481), в сюжет которого, по
словам Роберта Уоллеса, «он включил все
человечество». Один искусствовед насчитал на
картине 66 фигур, среди которых юноши и старики,
поэты и воины, верующие и сомневающиеся. А ведь
над этим произведением Леонардо работал только
семь месяцев. Достичь такого совершенства
художнику помогло блестящее владение техникой
«кьяроскуро» (светотени). Следует отметить, что и
впредь его главный интерес как художника никогда
не будет связан только с цветом и контуром, но
всегда с созданием эффекта трехмерного
пространства.
Пройдет еще несколько лет, и он
возьмется за другое произведение, не меньшего
масштаба. И когда в конце концов закончит его, оно
покажется современникам еще одним чудом света, а
для нас станет первым классическим воплощением
идеалов Высокого Возрождения. Название этого
произведения — «Тайная вечеря».
Второй ученик.
СЛОВО О САЛЬВАДОРЕ ДАЛИ
Едва ли в художественной культуре
человечества новейшего времени найдется
личность, обладавшая таким творческим
потенциалом и универсализмом, как Сальвадор
Дали. Магическая притягательность его
произведений в том, что они вселяют необъяснимый
ужас и восторг, разочарование и надежду, радость
познания и растерянность.
Неисчерпаемая фантазия,
немотивированность поступков,
гипертрофированное честолюбие — таков был
Сальвадор Дали. Поиск особого языка изображения
предметного мира завершился выходом на
сюрреализм. Автором термина стал французский
поэт Гийом Аполлинер, безусловным идеологом —
также французский поэт Андре Бретон. Напомню, что
течение зародилось в период, когда общество еще
переживало трагедию Первой мировой войны,
революционных бурь и экономических катастроф.
Человек ощущал себя беспомощным и озлобленным на
весь мир. Вывести его из состояния шока,
предотвратить вселенскую катастрофу могло
неожиданное, сверхреальное искусство, каким и
стал сюрреализм в лице его представителей
Джорджо Кирико, Макса Эрнста, Андре Масона, Рене
Магритта и, конечно же, Сальвадора Дали.
Неординарность Дали проявляется уже в
юношеском возрасте: он блестяще учится в
академии в Мадриде (правда, бунтарский характер
помешал ему закончить это учебное заведение), в
22 года пишет для Гарсии Лорки натюрморт
«Корзинка с хлебом» — одно из лучших ранних
произведений. А далее — картины, путешествия,
выставки, работа в кинематографе, счастливая
женитьба на Гала Элюар (урожденной Елене
Дьяконовой). В своей книге «Дневник одного гения»
художник так представляет свое творчество, а
вернее, его периодизацию: Дали — Планетарный,
Дали — Молекулярный, Дали — Монархический, Дали
— Галлюциногенный, Дали — Будущный.
Сальвадор Дали творчески претворял
разнообразные художественные идеи. Ярким
доказательством тому служат и проект
Театра-Музея Дали в Фигейросе, и плакат,
отмеченный остроумием и изобретательностью, и
виртуозные графические произведения по мотивам
поэзии Данте и Ронсара, Аполлинера и Гёте, и
акварели к «Дон Кихоту» Сервантеса, и
иллюстрации к шекспировскому «Макбету».
Но есть у Дали картина, претендующая на
то, чтобы занять первое место в его творчестве.
Это — «Тайная вечеря».
Обратимся и мы к тексту Евангелия.
III. КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
ЕВАНГЕЛИЯ (слушание, говорение)
«20. Когда же настал вечер, Он возлег с
двенадцатью учениками; 21. И когда они ели, сказал:
истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня;
22. Они весьма опечалились и начали говорить Ему,
каждый из них: не я ли, Господи? 23. Он же сказал в
ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, тот
предаст Меня; 24. впрочем Сын Человеческий идет,
как писано о Нем; но горе тому человеку, которым
Сын Человеческий предается: лучше бы было этому
человеку не родиться; 25. При сем и Иуда, предающий
Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты
сказал.
26. И когда они ели, Иисус взял хлеб и,
благословив, преломил и, раздавая ученикам,
сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое; 27. И,
взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте
из нее все, 28. ибо сие есть Кровь Моя Нового
Завета, за многих изливаемая во оставление
грехов» (Мф.: 25).
IV. «ДИАЛОГ» ДВУХ ШЕДЕВРОВ (ролевая игра)
(В этой ролевой игре-диалоге двое
учеников от имени авторов двух картин
рассказывают об истории создания «Тайной
вечери» Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали.)
Л.В. Я подходил к своей «Тайной
Вечере» целых пятнадцать лет. На одном из
набросков к «Поклонению волхвов» появляется
группа слуг, а рядом с ними — фигура Христа.
С.Д. Религиозная тема начинает
волновать меня в начале 1950-х годов. Готовясь к
постепенной духовной сосредоточенности на
главном, я обратился к теме Христа в картине
«Христос св. Иоанна Креста». Пренебрегая
канонами изображения, я взял на себя смелость
запечатлеть время и вечность, конечное и
бесконечное. Картина должна восприниматься
зрителем как своего рода притча.
Л.В. Если обратиться к моим
заметкам, то станет ясно, как тщательно
прорабатывались позы и лица персонажей, которые
списывались с обычных людей, жителей Милана и
окрестностей. Труднее всего далась работа над
образом Иуды, особенно долго искал выражение его
лица.
С.Д. Замысел этой картины, как и
многих других, родился во сне и явился
своеобразным продолжением ранее написанных
религиозно-мистических произведений, которые
объединены одной мыслью — идеей целостности
христианского мира.
V. СРАВНЕНИЕ «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ» ЛЕОНАРДО
ДА ВИНЧИ И САЛЬВАДОРА ДАЛИ (заполнение таблицы)
Учитель. Критически осмыслив
материал, систематизированный в таблице,
подготовьте сообщение искусствоведческого
характера на тему урока.
Схематическая прорисовка «Тайной
вечери»
Леонардо да Винчи с именами апостолов
VI. МОНОЛОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ (Привожу одно из сообщений, прозвучавших на
уроке)
«Все познается в сравнении». Именно
сегодня, сравнивая два шедевра, я убедился,
насколько точен этот афоризм. Казалось бы,
написанные на одну и ту же библейскую тему
произведения художников не должны отличаться
разительно. Но это не так. Разделенные почти
пятью столетиями, картины Леонардо да Винчи и
Сальвадора Дали по-разному представляют зрителю
сюжет Тайной вечери, а их авторы видят в этом
сюжете значение, диктуемое и временем, в которое
они живут, и художественной школой, в которой они
работают, и собственным прочтением текста
Евангелия.
Леонардо да Винчи интерпретирует
сюжет с религиозно-нравственной точки зрения,
изображая сам момент предательства; его
интересует «человек и проявление его души». По
мнению его друга, математика Луки Паччоли,
картина Леонардо — «символ непреходящей мечты
человека о спасении». Речь, конечно же, идет о
спасении души, о нравственной чистоте человека.
Авторская задача Сальвадора Дали
определена его интересом к теме Святого
причастия. Он стремится к множественности
ассоциаций и интерпретаций. Его волнует
загадочность природы человека, но в еще большей
степени — спасение мира, который в XX веке терпит
не только социальную, но и нравственную
катастрофу. Символ единения, объединения четко
выражен через геометрический рационализм
композиции, свидетельствующий о вере художника в
сакральность чисел (в данной случае числа «3» —
символа Троицы). А совершенство формы
олицетворяет духовную гармонию, нравственную
чистоту и величие, и в этом случае мы можем
говорить о сходстве двух произведений.
На драматической картине Леонардо да
Винчи запечатлено одно лишь мгновение (Иисус
объявляет о предательстве), но отражена вечность.
Каждый из апостолов — это целая история,
рассказанная на языке жестов, мимики. Участники
трапезы наделены индивидуальными
психологическими характеристиками. Особо
выразительна фигура Иоанна. Мягкий ровный свет
пронизывает его юное лицо, наполняя какой-то
неземной выразительностью. Зритель сразу
исключает его из ряда тех, кто скоро предаст
Христа.
Горизонтальная композиция придает
фреске монументальность и грандиозность.
Известно, что Леонардо да Винчи шел к
окончательному варианту долго и трудно,
существует множество рисунков, отображающих
этот путь, и то, как выстроил художник «событие»,
говорит и о его гениальности как живописца, и о
его мудрости как философа. Прямая, как стрела,
линия стола одновременно разделяет два
пространства (настоящее и вечное) и выступает в
роли своеобразного символа — это порог между
добром и злом, между преданностью и
предательством, между верой и неверием. И выбор
зависит от каждого: переступить или не
переступить?
Таким образом, открывается еще один
общий смысл «Тайной вечери» — нравственный: это
тот выбор, право на который есть у каждого
человека. Что предпочесть, какими принципами
руководствоваться, что выбрать: сиюминутное или
вечное, остаться человеком или стать предателем?
Этот последний шаг перед чертой — своеобразный
нравственный экзамен для человека, и в этом
отношении произведение расширяет границы и
наполняется общечеловеческим смыслом.
VII. ЭПИЛОГ
Учитель. Спасибо за творческий
поиск и вдохновение, которое вы проявили сегодня.
Думаю, что для некоторых учеников встреча не
завершится рамками урока, а станет темой
дальнейшего исследования творчества художников.
|