Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 14:02:54
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Тайны баллады И.В. Гёте «Лесной царь»
13.12.2010, 10:18:12

I

1. Сегодня на уроке из века XXI перенесёмся в век XVIII, в последнее его двадцатилетие. (На доске нарисована лента времени, на ней отмечается нужная дата.) В культуре и литературе это эпоха романтизма (под датой появляется табличка «Романтизм»). Для романтизма, как литературного направления, характерен интерес к таинственному, потустороннему миру, отказ от обыденного, недаром основной чертой романтизма исследователи считают двоемирие, взор поэта-романтика прикован к мятущейся душе человека, её порывам.

У каждого литературного направления есть любимые жанры; в романтизме одним из любимых жанров была баллада.

2. Каковы жанровые признаки баллады? (Вопрос ученикам; по ходу их ответов на доске появляется определение жанра.)

Баллада — лиро-эпическое произведение; сюжет развивается динамично, он раскрывает, какую-то тайну; диалог; нарастание чувств героев баллады, на них сосредоточено внимание автора.

3. Одна из самых известных баллад — баллада великого немецкого поэта И.В. Гёте «Лесной царь», созданная в 1782 году (лента времени). Я прочитаю её, а вы попытайтесь проанализировать свои чувства. (Чтение баллады.)

4. Какие чувства вызвала у вас баллада? Почему? Как поэту удаётся вызвать у читателей эти чувства? В чём секрет баллады?

Постичь тайны баллады Гёте — цель нашего урока, а тему так и определим — «Тайны баллады Гёте "Лесной царь”». (Запись в тетрадях.) Чтобы постичь эти тайны, приоткроем дверь в мастерскую великого поэта.

II

1. Итак, один из признаков баллады — динамично развивающийся сюжет. Сюжет литературного произведения обычно состоит из экспозиции (повествование о судьбах героев до начала описываемых событий), завязки (событие, благодаря которому события начинают развиваться), действие развивается обычно по нарастанию и стремится к кульминации (момент наивысшего развития действия), после кульминационной точки действие ниспадает и завершается развязкой. (По ходу объяснения на доске возникает сюжетная схема.)

2. Найдём в нашей балладе названные элементы сюжета.

— Какое событие заставило всадника пуститься в путь?

(Это неизвестно, то есть нет завязки.)

— А какова судьба персонажей до начала этой езды?

(Неизвестно, мы не можем этого даже предположить, то есть отсутствует экспозиция.)

— Что же известно о них?

(Они скачут куда-то по ночному лесу, причём эта езда убыстряется: скачет–мчится–летит; это зависит от чувств малютки: приник–тоскует–кричит, нарастает чувство страха; поэту интересны не события и герои, а то, что они чувствуют, гамма их чувств; персонажи — отец-старик и малютка-сын; сын слышит голос лесного царя.)

— Какое событие является кульминационным?

(Смерть ребёнка.)

— Есть ли в балладе развязка?

(Она совпадает с кульминацией.)

3. Вывод. Героев окружает неизвестность, которая создаётся отсутствием экспозиции, завязки, развязки сюжета. Такое строение сюжета называется фрагментарным. Именно фрагментарность сюжета и есть первая тайна баллады. (Запись в тетрадь.)

III

1. Мы уже сказали, что внимание поэта приковано не к событиям, а к чувствам героев. Основное чувство героев?

(Ужас.)

— Чем он вызван?

(Ребёнок видит лесного царя, который зовёт его в своё царство; отец чувствует, что малютка покидает его, увлекаемый своим потусторонним видением.)

2. Смысловой центр баллады — диалог отца и сына; сына и лесного царя.

3. Попытаемся вместе войти в царство лесного царя. (Заполнение схемы с разделами: «Предметы мира», «Краски», «Звуки», «Температура».)

— Нравится ли вам мир лесного царя? Почему?

— А ребёнку? Как это показывает поэт?

(Лесной царь обращается к младенцу, но тот ни разу не отвечает на его слова, а обращается за помощью к отцу.)

4. А что видит отец?

Сделайте самостоятельно схему мира реального. Что у вас получилось?

Предметы мира Краски
Отец; Малютка; Конь; Лес; Вётлы; Ночь; Туман Темнота, туман не даёт ничего разглядеть
Звуки Температура
Шелест деревьев;
Тревожные голоса
Холодно;
Тепло человеческой любви

— Вам не кажется, что потусторонний мир лесного царя гораздо привлекательнее мира реального? Что же отсутствует в его мире?

(Чувство любви: "родимый”, "прильнул”, "обняв”, "греет”, "ездок оробелый”, "не скачет, летит”. Заносим в схему: тепло человеческой любви.)

— Что значит "уйти к лесному царю”? (Умереть, лишиться тепла любви.) Так вот почему ребёнок испытывает ужас: не радость и веселье ждут его у лесного царя, а отсутствие любви.

— Почему отец не сумел спасти сына?

(Поздно поверил в его грёзы, видимо, не от болезни должен был спасти ребёнка отец, а от наваждения.)

Дополнительные вопросы.

— Правильно ли мы отнесли ребёнка к миру реальному? (Пограничный мир.)

— Почему он видит мир лесного царя, а отец не замечает?

5. Какова же вторая тайна баллады?

(Двоемирие: сосуществование призрачного великолепного, но холодного царства лесного царя и непривлекательного внешне, но согретого теплотой чувства мира реального.)

IV

1. Третью тайну баллады я открою сама. Баллада, которую мы читаем, — великолепный перевод В.А. Жуковского, сделанный им в 1818 году (отмечается на ленте времени). А.С. Пушкин назвал его "гением перевода”. А поэт XX века М.И. Цветаева сделала для сравнения подстрочный прозаический перевод баллады. Я прочитаю его, а вы попытайтесь найти отличия.

2. У Жуковского лесной царь — величественный старик, а у Гёте — чудовище, демон. У Жуковского он только искушает ребёнка, а у Гёте — показывает свою власть над ним.

3. Вот как писала об этом М.И. Цветаева: "Вещи равновелики и совершенно разны. Две вариации на одну тему, два видения одной вещи. Гёте — из черноты своих огненных глаз — увидел лесного демона, и мы с ним. Жуковский из глади своих ярких, добрых, разумных глаз — не увидел, не увидели и мы с ним. Наше чувство при чтении «Лесного царя»: как это ребёнок не видит, что это вётлы? У Жуковского ребёнок погибает от страха, у Гёте — от лесного царя”.

4. Лицо и мнение поэта как бы подменяются лицом и мнением переводчика.

— Что внёс Жуковский в перевод?

(Свою доброту по отношению к ребенку, отцу, читателю.)

— А что хотел показать нам Гёте?

(Реальность существования лесного царя.)

5. Вот третья тайна баллады в переводе: поэт, создавая произведение, выражает в нём свои мысли и чувства, отражает свою личность. (Запись.)

V

Итак, ребята, сегодня мы побывали в мастерской великого Гёте, открыли тайны воздействия баллады на наши души: они и во фрагментарности сюжета, и в двоемирии, а главное, в тех чувствах, которые испытывал поэт, создавая произведение. "Понять поэта можно, только побывав в стране поэта”, — считал Гёте.

Дидактический материал

Подстрочный перевод баллады И.В. Гёте «Лесной царь», выполненный М.И. Цветаевой

Кто так поздно скачет сквозь ветер и ночь? Это отец с ребёнком. Он крепко прижал к себе мальчика, ребёнку у отца покойно, ребёнку у отца тепло. "Мой сын, что ты так робко прячешь лицо?” — "Отец, ты не видишь лесного царя? Лесного царя в короне и с хвостом?” — "Мой сын, это полоса тумана!” "Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чудные игры. На побережье моём много пёстрых цветов, у моей матери много золотых одежд!” "Отец, отец, неужели ты не слышишь, что лесной царь мне шёпотом обещает?” — "Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой листве ветер шуршит”. "Хочешь, нежный мальчик, идти со мной? Мои дочери чудно тебя будут нянчить, мои дочери ведут ночной хоровод — убаюкают, упляшут, упоют тебя”. "Отец, отец, неужели ты не видишь — там, в этой мрачной тьме, лесного царя дочерей?” — "Мой сын, мой сын, я в точности вижу: то старые ивы так сильно светятся...” "Я люблю тебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь охотой — силой возьму!” "Отец, отец, вот он меня схватил! Лесной царь мне сделал больно!” Отцу жутко, он быстро скачет, он держит в объятьях стонущее дитя, доскакал до дворца с трудом, через силу, — ребёнок в его руках был мёртв.

Категория: ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: иностранная литература, конспект урока, в помощь учителю, произведение, Роман, писатель, методическая помощь, зарубежная литеоатура
Просмотров: 3492 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0