I
1. Сегодня на уроке из века XXI перенесёмся в
век XVIII, в последнее его двадцатилетие. (На доске
нарисована лента времени, на ней отмечается
нужная дата.) В культуре и литературе это эпоха
романтизма (под датой появляется табличка
«Романтизм»). Для романтизма, как
литературного направления, характерен интерес к
таинственному, потустороннему миру, отказ от
обыденного, недаром основной чертой романтизма
исследователи считают двоемирие, взор
поэта-романтика прикован к мятущейся душе
человека, её порывам.
У каждого литературного направления есть
любимые жанры; в романтизме одним из любимых
жанров была баллада.
2. Каковы жанровые признаки баллады? (Вопрос
ученикам; по ходу их ответов на доске появляется
определение жанра.)
Баллада — лиро-эпическое произведение;
сюжет развивается динамично, он раскрывает,
какую-то тайну; диалог; нарастание чувств героев
баллады, на них сосредоточено внимание автора.
3. Одна из самых известных баллад — баллада
великого немецкого поэта И.В. Гёте «Лесной
царь», созданная в 1782 году (лента времени). Я
прочитаю её, а вы попытайтесь проанализировать
свои чувства. (Чтение баллады.)
4. Какие чувства вызвала у вас баллада?
Почему? Как поэту удаётся вызвать у читателей эти
чувства? В чём секрет баллады?
Постичь тайны баллады Гёте — цель нашего урока,
а тему так и определим — «Тайны баллады Гёте
"Лесной царь”». (Запись в тетрадях.) Чтобы
постичь эти тайны, приоткроем дверь в мастерскую
великого поэта.
II
1. Итак, один из признаков баллады —
динамично развивающийся сюжет. Сюжет
литературного произведения обычно состоит из
экспозиции (повествование о судьбах героев до
начала описываемых событий), завязки (событие,
благодаря которому события начинают
развиваться), действие развивается обычно по
нарастанию и стремится к кульминации (момент
наивысшего развития действия), после
кульминационной точки действие ниспадает и
завершается развязкой. (По ходу объяснения на
доске возникает сюжетная схема.)
2. Найдём в нашей балладе названные элементы
сюжета.
— Какое событие заставило всадника
пуститься в путь?
(Это неизвестно, то есть нет завязки.)
— А какова судьба персонажей до начала этой
езды?
(Неизвестно, мы не можем этого даже
предположить, то есть отсутствует экспозиция.)
— Что же известно о них?
(Они скачут куда-то по ночному лесу, причём эта
езда убыстряется: скачет–мчится–летит; это
зависит от чувств малютки: приник–тоскует–кричит,
нарастает чувство страха; поэту интересны не
события и герои, а то, что они чувствуют, гамма их
чувств; персонажи — отец-старик и малютка-сын;
сын слышит голос лесного царя.)
— Какое событие является кульминационным?
(Смерть ребёнка.)
— Есть ли в балладе развязка?
(Она совпадает с кульминацией.)
3. Вывод. Героев окружает неизвестность,
которая создаётся отсутствием экспозиции,
завязки, развязки сюжета. Такое строение сюжета
называется фрагментарным. Именно
фрагментарность сюжета и есть первая тайна
баллады. (Запись в тетрадь.)
III
1. Мы уже сказали, что внимание поэта
приковано не к событиям, а к чувствам героев.
Основное чувство героев?
(Ужас.)
— Чем он вызван?
(Ребёнок видит лесного царя, который зовёт его в
своё царство; отец чувствует, что малютка
покидает его, увлекаемый своим потусторонним
видением.)
2. Смысловой центр баллады — диалог отца и
сына; сына и лесного царя.
3. Попытаемся вместе войти в царство лесного
царя. (Заполнение схемы с разделами: «Предметы
мира», «Краски», «Звуки», «Температура».)
— Нравится ли вам мир лесного царя? Почему?
— А ребёнку? Как это показывает поэт?
(Лесной царь обращается к младенцу, но тот ни
разу не отвечает на его слова, а обращается за
помощью к отцу.)
4. А что видит отец?
Сделайте самостоятельно схему мира реального.
Что у вас получилось?
Предметы мира |
Краски |
Отец; Малютка; Конь; Лес; Вётлы; Ночь; Туман |
Темнота, туман не даёт ничего разглядеть |
Звуки |
Температура |
Шелест деревьев;
Тревожные голоса |
Холодно;
Тепло человеческой любви |
— Вам не кажется, что потусторонний мир
лесного царя гораздо привлекательнее мира
реального? Что же отсутствует в его мире?
(Чувство любви: "родимый”, "прильнул”,
"обняв”, "греет”, "ездок оробелый”, "не
скачет, летит”. Заносим в схему: тепло
человеческой любви.)
— Что значит "уйти к лесному царю”?
(Умереть, лишиться тепла любви.) Так вот почему
ребёнок испытывает ужас: не радость и веселье
ждут его у лесного царя, а отсутствие любви.
— Почему отец не сумел спасти сына?
(Поздно поверил в его грёзы, видимо, не от
болезни должен был спасти ребёнка отец, а от
наваждения.)
Дополнительные вопросы.
— Правильно ли мы отнесли ребёнка к миру
реальному? (Пограничный мир.)
— Почему он видит мир лесного царя, а отец не
замечает?
5. Какова же вторая тайна баллады?
(Двоемирие: сосуществование призрачного
великолепного, но холодного царства лесного царя
и непривлекательного внешне, но согретого
теплотой чувства мира реального.)
IV
1. Третью тайну баллады я открою сама.
Баллада, которую мы читаем, — великолепный
перевод В.А. Жуковского, сделанный им в 1818 году (отмечается
на ленте времени). А.С. Пушкин назвал его
"гением перевода”. А поэт XX века М.И. Цветаева
сделала для сравнения подстрочный прозаический
перевод баллады. Я прочитаю его, а вы попытайтесь
найти отличия.
2. У Жуковского лесной царь — величественный
старик, а у Гёте — чудовище, демон. У Жуковского
он только искушает ребёнка, а у Гёте — показывает
свою власть над ним.
3. Вот как писала об этом М.И. Цветаева:
"Вещи равновелики и совершенно разны. Две
вариации на одну тему, два видения одной вещи.
Гёте — из черноты своих огненных глаз — увидел
лесного демона, и мы с ним. Жуковский из глади
своих ярких, добрых, разумных глаз — не увидел, не
увидели и мы с ним. Наше чувство при чтении
«Лесного царя»: как это ребёнок не видит, что это
вётлы? У Жуковского ребёнок погибает от страха, у
Гёте — от лесного царя”.
4. Лицо и мнение поэта как бы подменяются
лицом и мнением переводчика.
— Что внёс Жуковский в перевод?
(Свою доброту по отношению к ребенку, отцу,
читателю.)
— А что хотел показать нам Гёте?
(Реальность существования лесного царя.)
5. Вот третья тайна баллады в переводе: поэт,
создавая произведение, выражает в нём свои мысли
и чувства, отражает свою личность. (Запись.)
V
Итак, ребята, сегодня мы побывали в мастерской
великого Гёте, открыли тайны воздействия баллады
на наши души: они и во фрагментарности сюжета, и в
двоемирии, а главное, в тех чувствах, которые
испытывал поэт, создавая произведение. "Понять
поэта можно, только побывав в стране поэта”, —
считал Гёте.
Дидактический материал
Подстрочный перевод баллады И.В. Гёте
«Лесной царь», выполненный М.И. Цветаевой
Кто так поздно скачет сквозь ветер и ночь? Это
отец с ребёнком. Он крепко прижал к себе мальчика,
ребёнку у отца покойно, ребёнку у отца тепло.
"Мой сын, что ты так робко прячешь лицо?” —
"Отец, ты не видишь лесного царя? Лесного царя в
короне и с хвостом?” — "Мой сын, это полоса
тумана!” "Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я
буду играть с тобой в чудные игры. На побережье
моём много пёстрых цветов, у моей матери много
золотых одежд!” "Отец, отец, неужели ты не
слышишь, что лесной царь мне шёпотом обещает?” —
"Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой
листве ветер шуршит”. "Хочешь, нежный мальчик,
идти со мной? Мои дочери чудно тебя будут нянчить,
мои дочери ведут ночной хоровод — убаюкают,
упляшут, упоют тебя”. "Отец, отец, неужели ты не
видишь — там, в этой мрачной тьме, лесного царя
дочерей?” — "Мой сын, мой сын, я в точности вижу:
то старые ивы так сильно светятся...” "Я люблю
тебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь
охотой — силой возьму!” "Отец, отец, вот он меня
схватил! Лесной царь мне сделал больно!” Отцу
жутко, он быстро скачет, он держит в объятьях
стонущее дитя, доскакал до дворца с трудом, через
силу, — ребёнок в его руках был мёртв.
|