При обучении лексике необходимо соблюдать
принцип систематизирующей роли лексики. Этот
принцип применяется в минимальном контакте
между говорящими; в умении использовать слово
для высказывания и вызывать из памяти
лексические образования и грамматические
структуры для речевого замысла. Например,
учитель видит, что Димы нет в классе, спрашивает: - Where is Dima? Pupil 1: He comes soon. (He is late perhaps) Pupil 2: Shame! Pupil 3: Perhaps he is ill. Pupil 4: We had better visit him. Второй принцип предусматривает первоочередную
работу над лексикой, на основе которой в
дальнейшем формируются грамматические навыки.
Сначала идет работа по закреплению слов,
например, названий животных. Сначала вводятся
названия многочисленных животных и
отрабатывается их произношение. Потом идет
закрепление по структурной направленности. It is a bear (tiger, camel, mouse, lion). We can draw a bear (a hen, a dog, a cat, a rabbit). The dog can run (jump, swim, play, bark). Третий принцип соответствия познавательной
деятельности целям и задачам осуществляется
интеллектуальное воспитание, которое оказывает
каждому школьнику индивидуальную помощь.
Например, если один ученик может рассказать про
поездку на юг по вербальным опорам и картинкам,
то другому учащемуся по этой же теме "Travelling”
предлагается карточка, в которой нужно вставить
новое слово или закончить предложение этим
словом. С учетом достигнутых успехов учитель
дает более сложные задания для обогащения
умственного и речевого опыта детей. Речемыслительную деятельность составляют
условия, способы выражения мысли. Центральным
положением в этой цепи является организация
формирования навыков монологической речи,
мыслительных способностей, знание
индивидуально-психологических особенностей
детей, типов их мышления. Сформированность
монологических умений зависит от качества
овладения учащимися лексической и
грамматической сторонами. Усвоение и
употребление этого строительного материала
учащимися происходит постепенно и одновременно:
I have got a doll; She has got a picture; It is a pen. These are
pencils; He can read; She
wants to go to the park; They want to play; You must read. Закрепление Have got/has got. Учитель говорит: I have got a
pencil. Употребляются другие предметы. Учащиеся
подтверждают или не соглашаются: You haven’t got a toy. You
have got a picture. Учитель: Lyosha has got a big dog. Учащиеся
подтверждают. Если учитель дает неправильное
утверждение, учащиеся говорят: You are wrong. He has got a thin
cat. Важна работа над грамматическими категориями и
словами на первой ступени обучения. Но повышенное внимание учитель обращает на
работу над словом в силу особенностей и
трудностей фонетической системы. Работа над
словом предполагает следующие ступени: ознакомление,
узнавание, приобретение, употребление.
Знакомя учащихся с лексическими единицами,
учитель использует предметную, сюжетную,
звуковую наглядность; он тщательно объясняет
слово, выражение, как оно читается, дает
транскрипцию, проводит звукобуквенный анализ.
Учащиеся читают слова на оценку; слова,
фразеологические сочетания записываются в
словари. Количество слов не должно на I ступени
превышать 7. Запоминанию слов способствует
лингвистическая опора: фонетические таблицы на
синонимы, антонимы, омонимы, на качественное
различие в произношении. В процессе приобретения развивается
мыслительная деятельность системой приемов,
различными видами упражнений. Умение строить
свои фразы в немалой степени зависит от знания
учащихся большого количества стихотворений,
песен, рифмовок. Так, зная строку из песни I’ve got
some wool, далее при прохождении темы "Food” дети
говорят I’ve got some milk at home (meat, bread, butter, sweets). Слово
"pen” из стихотворения "When I am ten I’ll get a pen”
учащиеся заменяют I’ll get a car on my birthday (a doll, a toy, a fish,
a parrot). Игры в мяч позволяют объединить в логической
последовательности сказанные учащимися
предложения. Учитель бросает ученику мяч, тот
говорит: It is a dog. Другие дети говорят: It is strong. It can
swim. It lives in my house. Its name is Sharik. It is brave. Учитель
затем
дает опору на слова, образец высказывания, после
хоровой работы они описывают собачку. Потом
следуют сообщения о своих питомцах: hamster, parrot,
cockerel, rabbit. Игра: Кто больше скажет слов на определенную
букву, кто скажет предложение по предложенной
теме: I am Irene. I am nine. I am a pupil. I go to school. I am a pupil. I
go to school. I am
in the second form. I have got parents. I have got many friends. I am
from Yaroslavl. I
like my school. Обучение монологической речи на английском
языке предполагает и лингвистическую опору:
знание учащимися - синонимов, - омонимов, - антонимов, - правил чтения и исключений из них, - слов с различным качественным звучанием, - умение заменить букву в известном слове или
добавить букву(ы) для запоминания нового слова, - чтение слов, имеющих одинаковое произношение,
но отличающиеся разными графическими образами и
семантикой: Flour – Flower; dark – duck; work – walk; slip – sleep; rose
– rose; spring - spring. Receive – get; purpose – aim; dirty – clean;
nice –
lovely; where – wear – were; hour – our; blew – blue; flour – flower;
wild –
mind; ever – clever; find – kind; health – head – breakfast. Фонетические таблицы позволяют проводить
фонетическую, речевую зарядку, различные
лексические упражнения. Новые слова учащиеся
учат дома, и учитель проводит контроль их знаний.
В процессе узнавания от учащегося требуется
ответ "Yes” или "No” с употреблением разговорных
фраз: You are right (wrong); You are mistaken; I am afraid; I agree; I
don’t agree. На этапе приобретения монологических навыков
зная структуру английского предложения, детям
нравится называть любимый месяц, день недели,
место, цвета своей одежды: My favorite month is May, because school
year is soon over. My favorite day is Wednesday because we have few
lessons. Эффективным упражнением является упражнение отгадывание:
We read stories in it. We have got many pictures in it. There are many
flowers in it. It
is light. What is it? It is clean. Практикуется также упражнение-конкурс на
лучшее описание игрушек, предметов. Игры: В мяч. Позволяет объединить в
логической последовательности сказанные
учащимся предложения. Учитель бросает мяч
ученику, он говорит: It is a tiger. Другие дети говорят:
The tiger is strong. It can run quickly. It lives in Africa. It is
brave. Учитель
дает опоры на доске, образец высказывания, после
хоровой работы идет описание тигра. Потом
следуют сообщения о своих питомцах (a hamster, parrot,
rabbit). Кто скажет больше слов на определенную
букву или предложений.
В крестики-нолики. Если правильно ответил
на вопрос ученик, в квадрат ставится "0”, если
девочка – "?”.
Узнавание новых слов в утверждениях, требующих
формул I agree with you; By no means; Perfectly right you are; ? play
football; It
is dark now. The we other in Britain is mild. Ann doesn’t like sunny
weather.
На закрепление обстоятельственных выражений.
Типовые предложения на доске. Проведена зарядка
на местонахождение. Аккуратный Винни помогает
детям найти их вещи: Your pen is in your book. His diary is on the
table.
Her pen is under her bag. Their pictures are at the bookcase. Усвоенные образцы об имени, фамилии, возрасте
дают возможность ролевых высказываний "Addresses”,
"Lost Property”, "In the swimming pool”. Например: Pupil 1: I lost my book. My name is Mary. I am sorry. My mother will
by angry. As to me
I am upset. The book was interesting. Pupil 2: (clerk) Don’t worry. Here it is. Pupil 1: Thank you. Good buy! Pupil 2: You are welcome. Речевая программа монологической речи
включает слова на запоминание, развивающие
психические свойства. Большим потенциалом
обладают упражнения на появление, исчезновение,
оказавшихся в других местах предметов, на
запоминание слов по степени их нарастания, слова
при этом с доски стираются, на умение выразить
удивление по поводу пропавшего предмета. Pupil 1: It is surprising! Where is my pen? Pupil 2: Here is it, Andrew. Pupil 1: Thanks. Монологическая речь включает и такое
упражнение: ученики называют питомцев по степени
увеличения их количества. Для более быстрого
проведения упражнения вывешиваются изображения
животных, под картинками – транскрипция. Цель
упражнения – закрепление названий животных и
развитие активной памяти. При обучении монологической речи важную роль
играют соревновательные упражнения.
Каждый говорит о своих способностях. Pupil 1: I can draw Mickey. Рисует, называет части тела.
Спрашивает у детей: Do you like my mouse? Pupil 2: I can sing. I like the song about Polly. I can sing it now. Учитель: Do it pleas. Pupil 3: My friend Nick can speak English. He can tell us about his
dog. Teacher: We’ll listen to him with pleasure. Nick рассказывает: I have a dog. Its name is Zhulya. It can jump and
run.
You come to see my dog, please.
Упражнение "Закончи предложение”
помогает обучению монологической речи. In winter we like to… (кататься на коньках) In autumn we can see many… (птицы) In autumn children go to… (школа) In summer they rest in the… (сельская местность) Упражнение "Назови новые слова вместо их
изображений”. На магнитной доске
прикрепляются предложения на бумаге с рисунками
новых слов. Учащиеся в роли учителя задают вопросы: - What’s are your name? - Who are you? - Are you from Yaroslavl? - How old are you? - Have you got friends? - Is your family friendly? - Do you care for your pet? Английская школьница Betty рассказывает о
Стрэтфорде: Stratford-upon-Avon is in the centre of England. Its history is
connected with William
Shakespeare. This is Shakespeare’s birthplace. We can see Grammar school
which the poet
visited. In the town there is a monument to the great poet. I advise you
to go to this
town. Дети задают вопросы о школе Betty: - What school do you do? - When do English children go to the school? - Do they wear uniforms? - Do you study on Sunday and Saturdays? - What do you have for lunch? Процесс употребления языкового материала по
устным темам ближайшего окружения: "Семья”, по
ее подтемам "Семейные вечера”, "Отдых”,
"Обязанности”, "О себе”, "О друге”
определяется тщательной работой структурного
направления, последовательностью утверждений,
привнесением в сообщение своих мыслей. Например,
при работе над структурой I have got учитель пишет
типовое предложение, идет хоровая и
индивидуальная работа, дополнение меняется. I have
got a mother (a father, an aunt, an uncle, a sister, a brother),
хоровая,
индивидуальная работа. После знакомства с профессиями учитель
работает над следующей структурой: My father is a driver (a
doctor, a clerk, a security, a postman, an engineer). Выученные
предложения записываются учащимися. На
последующих уроках дети учатся называть имя,
отчество родителей, их возраст, какая семья.
Отрабатывается образец: My family is friendly (kind, close, small,
active, caring). Получаем примерное сообщение: I have got a father. Father’s name is Vasily Nikolayevich. He is
thirty. He is a
driver. I am a pupil. I have got a mother. She is a clerk. She is
twenty-eight. My family
is friendly. In the evening we talk about animals, play, watch TV. Контролируется запись рассказа. Текст читается
с доски учителем, затем идет хоровая и
индивидуальная работа. На следующем уроке
учитель проводит контроль слов, речевую зарядку,
предложения постепенно стираются. Учащиеся
повторяют предложения после учителя по степени
их нарастания. Учитель дает образец
высказывания, учащиеся слушают, обращая внимание
на ключевые слова, план. Далее дети
самостоятельно рассказывают устную тему. После
устной работы тема записывается в тетрадях,
новые слова подчеркиваются, учащиеся читают тему
по тетрадям, после чего проводится зачет с
установкой на наличие своих мыслей. Учитель
фиксирует ошибки, при помощи фонетических таблиц
дети слушают, затем учитель обращает внимание
детей на ошибки. Также проводится и работа по
подтемам "Семья”. После этого следует проектная
Деятельность. Практикуется конкурс "Кто лучше и
эмоциональнее, интереснее расскажет о семье (о
друге, о своем доме, о своих обязанностях).
Аналогично проходит работа по другим темам
ближайшего окружения: "About Myself”; "My friends”, My flat”. При обучении монологической речи учитель
учитывает психические и индивидуальные
особенности учащихся. Один школьник может
сказать по теме 10 предложений или больше, другой
ученик может передать только основную мысль, а
третьему школьнику нужно заменить предложения
на более простые и включить предложения, имеющие
отношение именно к его семье. К употреблению монологических навыков прямое
отношение имеет ситуативная обусловленность.
Ситуативное направление выделяет жизненные,
проблемные, учебные и ролевые высказывания.
Отсюда три вида ситуативных высказываний:
социальные, межличностные, психологические.
Создается программа действий и речевой реакции,
способ усвоения языкового и речевого материала,
знание логики и условий перехода выражений
внутри комплекса упражнений (построение
предложений, соединение речевых образов,
свободная речь). Например, после предварительной
работы учащиеся смогли составить жизненную
ситуацию: One summer day I went fishing. I caught much fish. When I came home
there were only few
fishes in the pail. I remembered then one cat followed me. And now I was
sure the cat took
the fish from my pail from time to time. So my hope to cook soup and to
feed my own cat
failed. Пример учебной ситуации. При
закреплении The Present Perfect Tense дети говорят: Pupil 1: I have brought my diary today. Here it is. Pupil 2: As to me I’ve put my things in order. I have learned the
words. Pupil 3: I have done my homework. Have a look, please. Pupil 4: I have written text and understood it. Teacher: Begin reading then, Nick.
Личностная ситуация дает возможность
говорить о себе на другом уровне. Учащимся даются
слова на карточке; установка – рассказать о
своих способностях для работы с животными,
птицами, попросить директора зоопарка принять
его на работу. Слова want, jump, can work much, can imitate, read much
about animals, an interested in the life of animals very much. Пример диалога между учеником и директором
зоопарка: - I can run quickly, imitate some birds. I always read much about
animals . I often
watch programmers about animals on TV. I’d like to work in your zoo. - All right, Dima. You are welcome to work with us. Ситуативный характер заключается также в
умении учащегося составить свой аналогичный
рассказ с некоторыми изменениями. Сначала идет
предварительная работа. Затем раздаются
карточки с различными ситуациями. Учащиеся
работают самостоятельно, они передают
содержание написанного устно в классе, а дома
составляют свою ситуацию. Учитель каждому
ученику дает ориентиры. Вот некоторые примеры
рассказов по картинкам: 1. I want to tell you about Eton School in England. The children are
very attentive and
sit well. They do their homework every day. They wear uniforms. Byron
learned there. 2. Grandfather brought up his grandson Robert. Robert learned many
useful things from
his grandfather. They often walked in the village. One day Robert
climbed over the wall of
a garden. Grandfather didn’t notice it. Robert filled his hat with
pears.
Краткие реплики активизируют
монологическую речь. Pupil 1: She cares for her parents. Pupil 2: It’s nice of her. Pupil 1: Nick lost theatre tickets. Pupil 2: What a pity! Pupil 1: Denis is visiting the sick friend. Pupil 2: It’s good of him. Pupil 1: My diary is in another study. Teacher: Bring it back, please. Знание лексики и норм этикета позволяет
составить и такое сообщение по ситуации "Что бы
вы рассказали английскому туристу о своей
подруге”: I have got a friend. Her name is Irene. We are always glad to see
each other. On day
Irene invited me to her place. We made crosswords, talked, watched an
interesting cartoon
on TV. We do everything with Irene together. I visit Irene when she is
ill. I like my
friend.
With sincere wishes your Ann. Write me back about your school.
Предметом монолога может быть неразвернутая
ситуация. На картинке девочка под проливным
дождем несет бидон с молоком рано утром: We can see a little girl. She is carrying a milk-churn. They sell
milk from the lorry,
not very far. And it is cheaper then at the market. Mary goes for milk
every morning very
early. She buys it and makes porridge Granny and boils the milk for her
Granny. Учащиеся высказывают свое мнение: - I think Mary is a considerate girl. - I think she loves her Granny. - I think her Granny is ill and milk is good for her. Составление sketches позволяет осознать
свой языковой уровень. Дети из нескольких
коробочек вынимают бумажные полоски (slips) person | place | time | weather | clothes | driver | room | night | fine | shabby | teacher | forest | afternoon | rainy | modern | tramp | coast | in the morning | foggy | worn out |
Характер действий дети должны определить сами.
Учащиеся делятся на 2-3 группы и составляют за
отведенное время рассказы. Ситуативная направленность имеет место и при
прохождении темы "Weather”. Teacher: Что бы вы написали о нашей погоде другу по
переписке? После приветственных слов в начале письма и
выражения благодарности за письмо о празднике
Halloween, учащийся рассказывает: I’d like to tell toy some words about our weather. Our weather
differs from yours. In
summer we have got many hot days. And of course I like sunny weather.
My friends and me go
to the river to swim. As to the rainy weather in autumn I am not very
fond of it. But on
the other hand we may stay at home and read English tales. To my mind
cold and frozing
weather doesn’t tell on our spirit well. But we go to the gym and go
in for sports
there.
With best regards. Write me back about your holidays Nick.
При обучении монологической речи по карточкам,
обеспечивающим дифференцированный подход,
определяется цель и форма работы. Учитель дает
необходимые пояснения, указания, ориентиры. Слева даются слова на особенности фонетической
системы английского языка, справа – небольшое
задания коммуникативного характера. Карточки Фонетические таблицы играют большую роль: они
помогают учащимся постичь трудности,
особенности фонетической системы английского
языка, научиться по правилам, по исключениям из
правил читать слова, узнать и правильно
употреблять в речи синонимы, антонимы, омонимы,
слова, имеющие только одинаковое произношение,
качественно различать значения слов. Таблицы
постоянно меняются. Но работа идет и с
предыдущими таблицами. Они способствуют
запоминанию слов и обогащению лексического
вокабуляра. Приемы активизации монологической речи имеют
место и при чтении. Так, после прочтения
текста "Moscow” выделялись вербальные споры,
ключевые слова. Учитель два раза давал образец
пересказа текста, передавая главные мысли и
используя картинную наглядность. Дети повторяли
про себя, затем, смотря на смысловые пункты,
передавали содержание текста по цепочке. Затем
вызывались сильные ученики для пересказа, затем
менее подготовленные. Учащиеся выражали свое
мнение м сравнивали нашу столицу с Лондоном.
Чтение является средством обучения
монологической речи. Обучение пересказу текста предполагает
пересказ основного содержания, выборочный.
Пересказ требует отражения ситуации, анализа
событий, умения раскрыть логическую мысль,
сделать выводы, а также подборки нужных
иллюстраций. Комментирующий пересказ имеет в виду умение
обобщать, высказывать свое отношение к фактам,
доказывать свою точку зрения, выразить свое
отношение к событиям. Последовательность работы: 1. Учащиеся просматривают текст несколько раз. 2. Слова, вызывающие наибольшую трудность для
понимания, подчеркиваются карандашом и
заносятся в тетради. 3. Учащиеся находят значение трудных слов по
словарю или используют языковую догадку. 4. Учащиеся в ходе чтения текста подчеркивают и
ключевые слова и важные высказывания. Далее учитель проводит беседу с учащимися по
тексту, обращая внимание на лексику и
грамматические структуры.
Аудирование также является средством
развития монологического высказывания. Ученикам
предлагается текст: Grandfather went out to walk. Grandfather bought his grandson Ben a
car and some
toy-animals. Then they saw many animals in the Zoo. Grandfather bought
Ben a bar of
chocolate and lemonade. On the way home they saw a nice garden with many
ripe pears.
Grandfather allowed Ben to come into the garden and to take pears from
the trees. Ben put
many pears into his hat. The boy was happy. Контроль понимания проводился упражнением "Tick
up the right variant”. Дети дают оценку поступка Бена: "I think Ben wasn’t
right. The pears were not his. I didn’t like such a mean action of Ben”. Формы общения при обучении монологу подвижны.
Приведенные примеры говорят об индивидуальной,
групповой, коллективной формах речевой
деятельности. Индивидуальная форма характеризуется
самостоятельными заданиями: один ученик
описывает картинку "Travelling”, составляет план,
готовится к сообщению, другой ученик
рассказывает о путешествии с родителями в горы,
третий учащийся выполняет задание на доске по
этой теме на закрепление слов, другие учащиеся
переводят небольшие тексты, строят предложения в
логической последовательности, составляют
предложения по аналогии. Групповая форма общения – несколько человек составляют небольшие sketches по данным словам или
их высказывания по теме "Здоровье” - Health etc. Коллективная деятельность – хоровая работа,
составление устных сообщений, высказываний по
теме, участие в речевой зарядке, проектная
деятельность, оформление альбомов по темам,
переводы английской поэзии, составление
кроссвордов. Учитель в учебном процессе стремится обогатить
учащихся знаниями страноведческого характера.
Он рассказывает о географическом положении
Соединенного королевства, об истории страны, ее
составных частях, знакомит с выдающимися людьми
Британии, с достопримечательностями страны, с
городами, традициями, используя карту,
наглядность. Он читает сонеты Шекспира на
английском языке, стихи Р. Бернса, знакомит детей
с лучшими переводами английской поэзии на
русский язык других учащихся. Учитель сравнивает
некоторые стороны жизни британцев и народа нашей
страны, говорит об истории государства. На первых
ступенях обучения познавательные сведения о
Великобритании преподносятся на русском языке.
Позднее учитель на английском языке может
провести заочную экскурсию по Лондону с
использованием диапроектора, предложить
послушать тексты с аудионосителя о стране,
праздниках, традициях, образовании. Учитель стремится помочь детям с высокой
языковой подготовленностью, которые читают
книги на английском языке. Он объясняет и
показывает, как надо работать над главами. Затем
учитель и ученик вместе составляют краткое
содержание сюжетной линии прочитанного в
письменном виде. Ученик выступает с этим
сообщением перед другими учениками.
Одноклассники задают вопросы. Практика показала, что в когнитивном отношении
обучение монологической речи улучшает речевые
навыки, расширяет страноведческие познания. В
мотивационной деятельности этот метод улучшает
отношение школьников к предмету, вырабатывает
стремление работать самостоятельно, умение
поделиться со сверстниками прочитанной
информацией. В поведенческом аспекте этот метод
совершенствует личность: происходит
нравственный рост ученика, определяется место в
коллективе и социальная значимость.
|