Задачи: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе
осознания его основных признаков; использовать компьютерные программы с
целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность,
дифференциацию и индивидуализацию обучения; проконтролировать знания
детей с помощью текста. Оборудование:
1. Строки из стихотворения А. С. Пушкина на плакате.
2. Магнитофон с записью музыки П. И. Чайковского.
3. Набор слов: "Логическая цепочка", "Однокоренные слова".
4. Иллюстрация - цветок "Яркие признаки текста".
5. Алфавит с нумерацией букв.
6. Два компьютера с компьютерными программами.
7. Раздаточный материал (текст "Никита - охотник").
8. Учебник по русскому языку А. В. Поляковой, II класс (1-4).
Ход урока
I. "Вхождение" в тему урока.
- Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.
(Звучит музыка П. И. Чайковского.)
Откройте глазки. Посмотрите на меня и послушайте стихи А. С. Пушкина.
(Учитель читает стихи, написанные на плакате. На доске портрет поэта.) О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг.
Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов? (Я думаю, нам
предстоит сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем
что-то новое.)
Да, вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными,
которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым,
делаю открытия и познают новое.
Исследуйте это предложение и объясни те орфограммы. (Чу - пиши с гласной
у, Ши - пиши с гласной и, Ь - показатель мягкости. Разделительный ь.
Имена, отчества, фамилии людей пишутся с большой буквы.)
Дети называют слова с изученными орфограммами, а учитель подчеркивает
их.
- Значения каких слов вам непонятны? (Просвещенья, парадоксов, гений.)
Обратимся к "Толковому словарю" В. И. Даля и разберем значения этих
слов.
Учитель читает по словарю слова:
гений - человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта;
парадокс (греч. "неожиданный, странный") - мнение, суждение,
противоречащее здравому смыслу;
просвещенье - распространение знаний, образование.
- Теперь я понял, что нас могут ждать и неожиданности, и чудеса на
уроке, - отвечает ученик.
- Да, не только открытия, но и чудеса. Подберите и запишите однокоренные
слова к слову чудный. Обозначьте корень.
(Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски
выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет их на наборное
полотно.)
- Проверьте у доски слова: чудный, чудо, чудак, чудить. (Дети
проверяют.)
- Подберите синонимы (сходные по значению слова) к слову чудный. (Прекрасный,
красивый, великолепный.)
- Подберите антонимы (противоположные по значению слова) к слову чудный.
(Некрасивый, плохой, неинтересный.)
- Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. (Учитель дает набор
слов: предложения, слоги, звуки, слова
.)
Ученик у доски восстанавливает цепочку: звуки > слоги > слова >
предложения. Все следят за правильностью выполнения, исправляя ошибки.
- Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки, -
продолжает учитель.
В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не
хватает? Это слово написано цифрами (20,6,12,9,20). Вспомните алфавит,
чтобы выполнить правильно задание.
- Текст, - отвечают ученики. (Учитель выставляет это слово.)
- Как вы думаете, почему слово текст выделено красным цветом?
- Я думаю - это тема нашего урока, - сообщает ученик.
II. Раскрытие темы урока.
1) Главный вопрос урока.
- Прочитайте главный вопрос урока (на доске). (Текст - что это такое?)
- На этот вопрос мы постараемся ответить вместе. Как вы думаете, можно
ли назвать текстом стихи А. С. Пушкина? (Да. Я тоже думаю, что эти стихи
можно назвать текстом.)
- Приведите доказательства. (Можно выделить основную мысль. Основная
мысль этого текста - говорится об открытиях.)
2) Работа со схемой-рисунком "Яркие признаки
текста".
На доске цветок с разноцветными лепестками.
- Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть,
концовка, ключевые (опорные) слова, абзац, тема. Основная мысль.)
Учитель срывает разноцветные лепестки и получается схема-рисунок.
- Объясните каждый признак. (Тема - это то, о чем или о ком говорится в
тексте. Основная мысль - самое важное, главное, о чем говорит нам текст.
Заголовок - заглавие, название. Начало, основная часть, концовка -
структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть
текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова
- слова, по которым можно понять основную мысль текста.)
Понять основную мысль текста - это как бы найти волшебный ключик к
тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями,
чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема.
Основная мысль.) 3) Работа с деформированным текстом.
На доске справа - деформированный текст, слева (закрыт) - правильный
текст.
Выскочила одна горошина.
*Обезьяна несла две полные горсти гороху.
**Выскочила одна горошина.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
***...
Выскочила одна горошина.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Тогда она рассердилась разбросала весь горох.
-Теперь применим теоретические знания на практике. Прочитайте
предложения (справа) на доске (открывается деформированный текст).
Ученик читает.
- Можно ли назвать это текстом? Докажите. (Я ничего не понял. Нельзя
понять основную мысль. Я думаю, что это нельзя назвать текстом.)
Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений. Два ученика
будут выполнять это задание на компьютерах, а вы вместе со мной. Ваши
предложения.
Дети под руководством учителя определяют порядок предложений, а учитель
ставит номера предложений на доске.
- Посмотрите на эти предложения. (Открывается текст слева.) Что вы
заметили? (Это текст. Я тоже думаю, что это текст, но у него нет
концовки. А я заметил, что у текста нет заглавия.)
- Придумайте заглавие. (Обезьяна. Обезьяна и горох. Случай с обезьяной.)
- Придумайте концовку. (Можно взять из текста справа. А я свою придумал:
"Ей стало весело, и обезьяна стала играть горошинами".)
- Докажите, что это текст. (В этом тексте есть все признаки текста, я
назову их.)
- Объясните орфограммы в словах.
- Проверим, какой получился текст у учеников, работающих на компьютерах.
(За правильно выполненную программу компьютер оценил их ответы оценками
"4" и "5".)
- Кто сможет ответить на главный вопрос урока? (Текст - это группа
предложений, объединенных темой, основной мыслью. Текст - это несколько
предложений, связанных по смыслу.)
- Предлагаю вам задание на выбор. Первый вариант. Выберите из текста и
запишите предложение из 6-ти слов, разберите их по частям речи,
подчеркните главные члены.
Второй вариант. Выберите из текста и запишите предложение из 3-х слов,
разберите
их по частям речи, подчеркните главные члены.
Приступайте к работе. Два ученика работают у доски.
(Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина.)
Проверка. 4) Минута отдыха.
- Хотите удивиться и отдохнуть? (Да?) (Дети встают, учитель показывает
рисунок удивительного существа, которое состоит из частей разных
животных; ученики называют и изображают их: корова, утка, кенгуру,
олень, лошадь, петух, павлин и др.) 5) Корректировка текста
. Введение понятия о там, что
предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.
- Перед вами на листочках текст. Прочитайте его. Никита-охотник.
Есть у Никиты деревянный тигр ещё есть крокодил резиновый и слон
запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас
он на них охотиться будет.
(По Е. Чарушину.)
- Легко ли было читать текст? (Не легко. Очень трудно. Ничего не
понятно.)
- Почему? (Нет знаков препинания. Нет границ предложений.)
- Граница - линия раздела между территориями, в нашем случае между
предложениями. Знаки препинания человек придумал в XV веке после
изобретения книгопечатания. Великий русский ученый Михаил Васильевич
Ломоносов высказал мысль о том, что ставить их нужно по смыслу, как
диктует текст. "Знаки препинания ставятся по силе разума!" - сказал он.
Представьте себе, что вы - корректоры. Возьмите в руки карандаш.
Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите
заглавные буквы, где это необходимо. (Самостоятельная работа учеников.)
- Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений? (Четыре
предложения.)
- Прочитайте текст. Докажите, что это текст. ("Есть у Никиты деревянный
тигр. Ещё есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под
кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться
будет". Это текст, так как можно выделить тему и основную мысль.)
- Сделайте вывод. (Предложения в тексте имеют границы. Они расположены в
определенной последовательности.)
- Выпишите из текста имена существительные в два столбика. По какому
признаку вы бы их разделили? (Два ученика работают у доски.)
Ученики:
1. Одушевленные |
Неодушевленные |
тигр |
кровать |
крокодил |
стол |
|
слон |
2. Игрушки |
Мебель |
тигр |
кровать |
крокодил |
стол |
|
слон |
III. Проверка усвоения темы.
Тест "Верные и неверные высказывания".
Два ученика выполняют это задание на компьютерах, остальные работают с
учителем. Учитель читает вопрос, а ученики на пальцах показывают ответ:
знак " " - верное высказывание, знак "-" - неверное высказывание.
Учитель проверяет работу учеников на компьютерах. Им выставлены
компьютером оценки: "Молодец!" (без ошибок), "Хорошо!" (одна ошибка).
Учитель |
Ученики |
1. Текст состоит из предложений |
|
2. К тексту нельзя придумать
заглавие |
- |
3. Все предложения в тексте
имеют границы |
|
4. Предложения в тексте не имеют
определенной последовательности |
- |
5. В тексте всегда о чем-то или о
ком-то говорится. |
|
6. Текст можно разделить на
части |
|
7. Каждая часть текста
записывается с красной строки |
|
IV. Работа по учебнику "Русский язык" А. В. Поляковой, II
класс (1-4).
- Рассмотрите задание № 191 на странице 83. О чем хотите спросить у
меня или у детей? (Я хочу спросить у класса, является ли стихотворение,
написанное здесь, текстом?)
- Прочитайте стихотворение и докажите, что это текст.
Гордился рыжий Львёнок,
Своей пушистой кисточкой
На кончике хвоста.
Наверно, я художник,
Конечно, я художник,
Раз у меня есть кисточка
На кончике хвоста.
(Г. Сапгир.)
V. Итог.
- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
Ответы детей:
- Мне интересно было отгадать по цифрам слово текст.
- Я узнал, что каждое предложение имеет границы.
- Я запомнил признаки текста.
- Я обрадовался, когда меня попросили работать на компьютере.
VI. Домашнее задание (по выбору): дописать концовку к тексту
"Никита-охотник"; придумать и записать свой текст на любую тему. |