Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 30.10.2024, 21:38:21
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Текст - что это такое?
08.11.2010, 10:17:58
Задачи: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения; проконтролировать знания детей с помощью текста.
Оборудование:
1. Строки из стихотворения А. С. Пушкина на плакате.
2. Магнитофон с записью музыки П. И. Чайковского.
3. Набор слов: "Логическая цепочка", "Однокоренные слова".
4. Иллюстрация - цветок "Яркие признаки текста".
5. Алфавит с нумерацией букв.
6. Два компьютера с компьютерными программами.
7. Раздаточный материал (текст "Никита - охотник").
8. Учебник по русскому языку А. В. Поляковой, II класс (1-4).
 

 Ход урока

I. "Вхождение" в тему урока.

- Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.
(Звучит музыка П. И. Чайковского.)
Откройте глазки. Посмотрите на меня и послушайте стихи А. С. Пушкина. (Учитель читает стихи, написанные на плакате. На доске портрет поэта.)
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг.

Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов? (Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое.)
Да, вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делаю открытия и познают новое.
Исследуйте это предложение и объясни те орфограммы. (Чу - пиши с гласной у, Ши - пиши с гласной и, Ь - показатель мягкости. Разделительный ь. Имена, отчества, фамилии людей пишутся с большой буквы.)
Дети называют слова с изученными орфограммами, а учитель подчеркивает их.
- Значения каких слов вам непонятны? (Просвещенья, парадоксов, гений.)
Обратимся к "Толковому словарю" В. И. Даля и разберем значения этих слов.
Учитель читает по словарю слова:
гений - человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта;
парадокс (греч. "неожиданный, странный") - мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу;
просвещенье - распространение знаний, образование.
- Теперь я понял, что нас могут ждать и неожиданности, и чудеса на уроке, - отвечает ученик.
- Да, не только открытия, но и чудеса. Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудный. Обозначьте корень.
(Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет их на наборное полотно.)
- Проверьте у доски слова: чудный, чудо, чудак, чудить. (Дети проверяют.)
- Подберите синонимы (сходные по значению слова) к слову чудный. (Прекрасный, красивый, великолепный.)
- Подберите антонимы (противоположные по значению слова) к слову чудный. (Некрасивый, плохой, неинтересный.)
- Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. (Учитель дает набор слов:
предложения, слоги, звуки, слова
.)
Ученик у доски восстанавливает цепочку: звуки > слоги > слова > предложения. Все следят за правильностью выполнения, исправляя ошибки.
- Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки, - продолжает учитель.
В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20,6,12,9,20). Вспомните алфавит, чтобы выполнить правильно задание.
- Текст, - отвечают ученики. (Учитель выставляет это слово.)
- Как вы думаете, почему слово текст выделено красным цветом?
- Я думаю - это тема нашего урока, - сообщает ученик.

II. Раскрытие темы урока.

1) Главный вопрос урока.
- Прочитайте главный вопрос урока (на доске). (Текст - что это такое?)
- На этот вопрос мы постараемся ответить вместе. Как вы думаете, можно ли назвать текстом стихи А. С. Пушкина? (Да. Я тоже думаю, что эти стихи можно назвать текстом.)
- Приведите доказательства. (Можно выделить основную мысль. Основная мысль этого текста - говорится об открытиях.)
2) Работа со схемой-рисунком "Яркие признаки текста".
 На доске цветок с разноцветными лепестками.
- Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые (опорные) слова, абзац, тема. Основная мысль.)
Учитель срывает разноцветные лепестки и получается схема-рисунок.
- Объясните каждый признак. (Тема - это то, о чем или о ком говорится в тексте. Основная мысль - самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Заголовок - заглавие, название. Начало, основная часть, концовка - структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова - слова, по которым можно понять основную мысль текста.)
Понять основную мысль текста - это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема. Основная мысль.)
3) Работа с деформированным текстом.

На доске справа - деформированный текст, слева (закрыт) - правильный текст.
Выскочила одна горошина.

*Обезьяна несла две полные горсти гороху.
**Выскочила одна горошина.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
***...
Выскочила одна горошина.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Она бросилась поднимать и просыпала все.
Обезьяна хотела поднять ее и просыпала 20 горошинок.
Тогда она рассердилась разбросала весь горох.
 

 -Теперь применим теоретические знания на практике. Прочитайте предложения (справа) на доске (открывается деформированный текст).
Ученик читает.
- Можно ли назвать это текстом? Докажите. (Я ничего не понял. Нельзя понять основную мысль. Я думаю, что это нельзя назвать текстом.)
Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений. Два ученика будут выполнять это задание на компьютерах, а вы вместе со мной. Ваши предложения.
Дети под руководством учителя определяют порядок предложений, а учитель ставит номера предложений на доске.
- Посмотрите на эти предложения. (Открывается текст слева.) Что вы заметили? (Это текст. Я тоже думаю, что это текст, но у него нет концовки. А я заметил, что у текста нет заглавия.)
- Придумайте заглавие. (Обезьяна. Обезьяна и горох. Случай с обезьяной.)
- Придумайте концовку. (Можно взять из текста справа. А я свою придумал: "Ей стало весело, и обезьяна стала играть горошинами".)
- Докажите, что это текст. (В этом тексте есть все признаки текста, я назову их.)
- Объясните орфограммы в словах.
- Проверим, какой получился текст у учеников, работающих на компьютерах.
(За правильно выполненную программу компьютер оценил их ответы оценками "4" и "5".)
- Кто сможет ответить на главный вопрос урока? (Текст - это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью. Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу.)
- Предлагаю вам задание на выбор. Первый вариант. Выберите из текста и запишите предложение из 6-ти слов, разберите их по частям речи, подчеркните главные члены.
Второй вариант. Выберите из текста и запишите предложение из 3-х слов, разберите
их по частям речи, подчеркните главные члены.
Приступайте к работе. Два ученика работают у доски.
(Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина.)
Проверка.
4) Минута отдыха.

- Хотите удивиться и отдохнуть? (Да?) (Дети встают, учитель показывает рисунок удивительного существа, которое состоит из частей разных животных; ученики называют и изображают их: корова, утка, кенгуру, олень, лошадь, петух, павлин и др.)
5) Корректировка текста
. Введение понятия о там, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.
- Перед вами на листочках текст. Прочитайте его.
Никита-охотник.
Есть у Никиты деревянный тигр ещё есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.
(По Е. Чарушину.)
- Легко ли было читать текст? (Не легко. Очень трудно. Ничего не понятно.)
- Почему? (Нет знаков препинания. Нет границ предложений.)
- Граница - линия раздела между территориями, в нашем случае между предложениями. Знаки препинания человек придумал в XV веке после изобретения книгопечатания. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов высказал мысль о том, что ставить их нужно по смыслу, как диктует текст. "Знаки препинания ставятся по силе разума!" - сказал он.
Представьте себе, что вы - корректоры. Возьмите в руки карандаш. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо. (Самостоятельная работа учеников.)
- Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений? (Четыре предложения.)
- Прочитайте текст. Докажите, что это текст. ("Есть у Никиты деревянный тигр. Ещё есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться будет". Это текст, так как можно выделить тему и основную мысль.)
- Сделайте вывод. (Предложения в тексте имеют границы. Они расположены в определенной последовательности.)
- Выпишите из текста имена существительные в два столбика. По какому признаку вы бы их разделили? (Два ученика работают у доски.)
Ученики:

1. Одушевленные   Неодушевленные 
тигр  кровать
крокодил стол
  слон
2. Игрушки  Мебель 
тигр  кровать
крокодил  стол
  слон 

III. Проверка усвоения темы.

Тест "Верные и неверные высказывания".
Два ученика выполняют это задание на компьютерах, остальные работают с учителем. Учитель читает вопрос, а ученики на пальцах показывают ответ: знак " " - верное высказывание, знак "-" - неверное высказывание.
Учитель проверяет работу учеников на компьютерах. Им выставлены компьютером оценки: "Молодец!" (без ошибок), "Хорошо!" (одна ошибка). 

Учитель Ученики
1. Текст состоит из  предложений  
2. К тексту нельзя придумать заглавие -
3. Все предложения в тексте имеют границы  
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности -
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.   
6. Текст можно разделить на части  
7. Каждая часть текста записывается с красной строки  

IV. Работа по учебнику "Русский язык" А. В. Поляковой, II класс (1-4).

- Рассмотрите задание № 191 на странице 83. О чем хотите спросить у меня или у детей? (Я хочу спросить у класса, является ли стихотворение, написанное здесь, текстом?)
- Прочитайте стихотворение и докажите, что это текст.
Гордился рыжий Львёнок,
Своей пушистой кисточкой
На кончике хвоста.
Наверно, я художник,
Конечно, я художник,
Раз у меня есть кисточка
На кончике хвоста.
(Г. Сапгир.)
V. Итог.
- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
Ответы детей:
- Мне интересно было отгадать по цифрам слово текст.
- Я узнал, что каждое предложение имеет границы.
- Я запомнил признаки текста.
- Я обрадовался, когда меня попросили работать на компьютере.
VI. Домашнее задание (по выбору): дописать концовку к тексту "Никита-охотник"; придумать и записать свой текст на любую тему.

Категория: НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | Добавил: tineydgers | Теги: поурочные планы, открытый урок, младшая школа, учителю начальных классов, конспект урока, начальные классы, педсовет, методическая помощь
Просмотров: 1466 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0