Цели урока: 1) ознакомить с понятием «текст» и «тема текста»; 2) развивать умения отличать текст от набора предложений и определять тему текста; 3) развивать интерес к языку как учебному материалу на основе изученных правил; 4) развивать наблюдательность, познавательную активность; 5) воспитывать аккуратность. 7. Оборудование урока: 1) тесты по теме: «Что такое текст»; 2) карточки с деформированным текстом. 8. Ход урока I. Организационный момент. Звенит звонок, начинается урок. Приветствие. II. Чистописание. а ь д р е б к -Какая буква обозначает сонорный звук? -Какая буква может обозначать два звука? В каких случаях? -Какая буква не имеет звука? -Составьте и запишите цепочки из этих букв, где мягкий знак являлся бы разделительным. Чистописание вполне Посильно нам сегодня. Буквы будем выводить Правильно и стройно. III. Словарная работа. -Составьте из рассыпанных букв словарное слово, запишите его с новой строки с большой буквы. Знать словарь должны все дети, Безошибочно писать. И его мы будем часто, Ежедневно повторять. -Месяц какого времени года записали? -Запишите названия ещё двух зимних месяцев. -Как назвать их одним словом? -Где можно увидеть все эти слова написанными? Зима. январь, февраль месяц календарь 7б.,6зв. 6б.,6зв. 7б.,6зв. 5б.,5зв. 9б.,8зв. СУО! Декабрь, январь, февраль, месяц, календарь. -В каких словах букв больше, чем звуков? Одинаково? -Запишите предложение, подчеркните орфограммы и покажите «ромашкой» пропущенные буквы. В декабре, в декабре все деревья в серебре. -Какое это предложение? (Повествовательное, невосклицательное, распространенное.) Это интересно.
В римском календаре декабрь означал просто порядковый номер «десять» -
десем. Январь – одиннадцатый по счёту месяц древнеримского календаря,
был посвящён двуликому богу Янусу, охранителю входов и выходов. А
последний месяц года – февраль (фебриариус) – посвящался памяти умерших.
Он назывался «очистительным» месяцем, т.к. проводился обряд очищения,
искупление грехов. У русских были свои названия месяцев, отражающие сезонный круговорот природы. Декабрь – студень, т.к. начиналась зима, было холодно, студёно. Январь – сечень, так как он рассекает , делит зиму на две половинки. Февраль – снежень, лютый – выпадало большое количество снега, было много метелей. IV. Теоретическая подготовка. На уроке мы всегда Повторяем правила. -Что такое речь? -Какая бывает речь? -Из чего состоит наша речь? -Что выражает предложение? -Сколько слов может быть в предложении? V. Физкультминутка. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем, Открываем, поморгаем И работать продолжаем. VI. Работа над новым материалом. Мы главное в уроке попробуем найти, Чтобы в его конце итог нам подвести. А итог совсем простой – Вопросы теста на столе у нас с тобой. 1. Проверка домашнего задания (упр.187) а) Всего 8 предложений. б) Найти 3 предложения, которые можно объединить по смыслу. Мама купила хорошую книгу. Наступил вечер. Мальчик читает. (Составили мини – текст.) 2.Продолжаем наши исследования. - Возьмём жёлтый листок и определим, где записан текст, а где – набор предложений. - Из чего состоит текст? (Из предложений). -Как связаны предложения в тексте? -Что такое тема? На стволе дерева уселся дятел. Я наблюдаю за ним. Он звонко стучит по сухому дереву. Этот стук далеко слышен в лесу.
Без воды нет жизни. В лесу много белок. Наступила ночь. Каждое предложение выражает законченную мысль, но нет общего смысла объединяющего эти предложения в единое целое.
3.Работа с учебником (упр. 189) Работа с учебником – важное дело. Берёмся за ручки смело. -В какой части текста сообщается самое главное? -Для чего в тексте нужна концовка? В средней части. Чтобы завершить рассказ, подвести итог, сделать вывод.
VII. Тестирование. 1) Итак, подводим итог сегодняшней работы. А итог совсем простой, Вопросы теста на столе у нас с тобой. Ну-ка, ребята, за дело. Ручки в руки, карандаши. Мы творим это дело По веленью ума и души. 2) Тест по теме «Что такое текст?» 1.Какие из этих признаков относятся к тексту? А. Состоит из предложений. Б. Порядок предложений не имеет значения. В. Предложения могут быть не связаны по смыслу. Г. Может иметь заголовок. Д. Имеет тему и основную мысль. 2.В какой части текста сообщается самок главное? А. В начале. Б. В средней части. В. В конце. 3.Для чего в тексте нужна концовка? А. Чтобы сообщить, о чем пойдёт речь в тексте. Б. Чтобы рассказать о самом главном. В. Чтобы завершить рассказ, подвести итог, сделать вывод. 4.Что такое абзац? А. Это то же самое, что концовка текста. Б. Это часть текста от одной красной строки до другой. В. Это очень длинное предложение. 5.Сколько слов может быть в предложении? А.Не меньше двух слов, иначе это не предложение. Б. Может быть несколько, а может одно. Главное, чтобы оно выражало законченную мысль. 6.Что такое монолог? А.Речь, обращённая к самому себе или к слушателям. Б.Разговор двух или нескольких человек. 7.Какой знак препинания нужно поставить в конце этого предложения? Ты когда-нибудь видел живого носорога А.Точку. Б.Вопросительный знак. В.Восклицательный знак. 8.Какое из этих предложений повествовательное? А.Покатай меня на лодке. Б.Ты любишь печеную картошку? В.Львята мирно спали в тени рядом с львицей. VIII. Восстановление деформированного текста. Восстановим текст – получим рассказ И тему отыщем в рассказе тотчас. (4 мини-рассказа) O – «Не разоряй гнёзд!» Мы быстро шли по лесной тропинке. Вдруг из кустов вылетели две птички и запищали. Мы осторожно раздвинули кусты. Там было гнездо. В гнезде лежали яички. Мы отошли от гнезда Летом из этих яиц вывелись птенцы. O – «Друзья» Коля заболел. Он лежал в постели и глядел в окно. Вдруг Коля увидел красный шарик. На шарике весёлая рожица нарисована. Коля догадался, что это ребята придумали. Стало мальчику хорошо и радостно. O – «Береги птиц» Саша и Юра пошли гулять в рощу. На ветку липы сели ласточки. Маленький мальчик кинул палку на липу. Птицы улетели. Юра взял малыша за руку и сказал, что так делать нельзя. Птицы – наши друзья. O – «Просто старушка» Улицу переходили девочка и мальчик. Впереди шла старушка. Вдруг она упала. Мальчик отдал книги девочке и помог старушке. Девочка подумала, что это его бабушка. А это была просто старушка. IX. Домашнее задание: упражнение 188, правило (стр. 85)
|