Цель урока:
Дать представление о телах и веществах; определить основное свойство
веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состояниях (при
нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются); развивать
наблюдательность, внимание, умение делать выводы, обобщать.
Оборудование:
Картон; пластилин; электроплитка; колбы; различные тела из различных
веществ (резиновый мяч, деревянная лопатка, стальная ложка,
пластмассовый стакан, стеклянная и пластмассовая воронки и т.п.);
рисунки капли, кувшина, стеклянного стакана; таблички со словами. Ход урока: I. Организационный момент
II. Новый материал
Учитель: Ребята, скажите, при помощи чего мы изучаем окружающий
мир?
Дети: При помощи книг, радио, телевидения, газет, органов чувств.
Учитель: Когда мы изучаем окружающий мир, то изучаем много объектов и
предметов. Все они разные. Что значит разные?
Дети: Разные по форме, цвету, где находятся, из чего сделаны.
Учитель: Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы говорите, что
себе представили. Вода.
Дети: Ручей, море, из крана, озеро, дождь, река…
Учитель: Капля воды.
Дети: Кругленькая маленькая капля.
На доску вывешивается рисунок капли.
Учитель: Глина.
Дети: Кирпич, кувшин, игрушка.
Учитель: Глиняный кувшин.
Дети описывают представления. На доску вывешивается рисунок кувшина.
Учитель: Стекло.
Дети: Окно, дверь со стеклом…
Вывешивается рисунок стеклянного стакана.
Учитель: В каком случае вы точно представляли предмет, его очертания,
когда я задавала первый вопрос о стекле, глине, воде, или когда
спрашивала о капле, кувшине, стакане?
Дети: О капле, кувшине, стакане.
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: Легко представить было конкретный предмет.
Учитель: Ученые называют предметы телами. Тела имеют очертания, форму.
На доску вывешивается табличка со словом тело.
Учитель: Значит, все эти предметы можно назвать телами. Назовите тела,
которые вас окружают.
Дети называют.
Учитель: А теперь назовите тела, которые я показываю.
Учитель показывает две воронки - одну из стекла, другую из пластмассы.
Учитель: Чем отличаются эти тела?
Дети: Цветом. Одна из стекла, другая из пластмассы.
Учитель: Значит, эти тела изготовлены из разных веществ.
Учитель на доску вывешивает табличку со словом вещество.
Учитель: А что скажете про эти тела?
Дети: Стеклянные воронка и стакан: тела разные, а изготовлены из одного
вещества.
Учитель: В нашем классе есть разные тела, изготовленные из одного
вещества?
Дети: Кувшин и горшки с цветами сделаны из глины, шкаф и стулья сделаны
из дерева.
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: Значит, каждое тело состоит из веществ. Разные тела могут состоять
из одного и того же вещества.
Учитель: Я буду показывать тела, а вы – называть, из какого вещества они
изготовлены.
Учитель показывает предметы: ложки - железную и деревянную, мяч.
Учитель: Ребята, только ли из резины состоит мяч?
Дети сравнивают мяч с пустым мячом.
Дети: Мяч состоит из резины и воздуха.
Учитель: Что можете сказать об этой ложке?
Дети: Состоит из железа и пластмассы.
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: Тела могут состоять из разных веществ.
Учитель: Приведите свои примеры.
Дети: Стол, ножницы, карандаш...
Учитель: А теперь я запишу на доске слова. Прочитайте их и распределите
на три группы.
На доске:
Стекло, камень, вода, дым, пар, молоко.
Учитель: По какому признаку разделили слова?
Дети: Стекло и камень твердые, вода и молоко жидкие (дым и пар
затруднились, возник спор – твердое ли стекло, разобрались), дым и пар –
это газы, газообразные вещества.
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: Вещества могут быть в разных состояниях: твердом, жидком,
газообразном.
На доске учитель записывает названия групп: твердые, жидкие,
газообразные.
Учитель: Дополните группы своими примерами.
Ребята, теперь вы знаете, что тела состоят из веществ. А знаете ли вы,
из чего состоят вещества? Вещества состоят из крошечных частичек –
атомов.
На доску учитель вывешивает табличку со словом атом.
Учитель: Это слово придумали много веков назад в Древней Греции. Оно
означает неделимый. Атомы такие маленькие, что их не разглядеть, даже в
микроскоп. Чтобы они были видны, их нужно собрать в одном месте миллион
штук. Как из букв алфавита образуются слова, так из атомов образуются
молекулы.
Табличку со словом молекула учитель вывешивает на доску.
Учитель: В зависимости от того, как молекулы соединяются и на каком
расстоянии друг от друга находятся, образуются разные вещества: твердые,
жидкие, газообразные. Давайте попробуем определить, на каком расстоянии
находятся молекулы в твердых веществах. Возьмите карандаш и попробуйте
разъединить его. Получилось?
Дети: Нет.
Учитель: Даже если придется сломать карандаш, нужно приложить силу,
порой немалую. Значит, пока не сломаем предмет – кубик останется
кубиком, карандаш – карандашом. Твердое тело сохраняет свою форму.
Сделайте вывод.
Дети: В твердом веществе молекулы знают свое место и очень плотно
присоединены друг к другу.
Учитель: А теперь то же самое проделаем с водой.
Дети переливают воду из стакана в блюдце или пробуют взять воду рукой.
Учитель: Удалось разъединить молекулы воды?
Дети: Да.
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: В жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг
от друга. И не подчиняются строгой дисциплине, как в твердых веществах.
Поэтому жидкость не сохраняет форму, а просто "течет".
Учитель: А вот в газообразных веществах молекулы находятся далеко друг
от друга. Между ними нет никакого сцепления. Молекулы при малейшей
возможности разлетаются кто куда. Если открыть баллончик с газом в
космосе, молекулы газа разлетятся по всей Вселенной. Молекула газа
напоминает знаменитую сказочную кошку, которая гуляет сама по себе.
Давайте "погоняем" молекулы воздуха рукой.
Дети машут руками.
Учитель: Ребята, вы хорошо запомнили, как расположены молекулы в разных
веществах? Вам предстоит выполнить такое задание: при помощи пластилина
попробуйте схематически изобразить молекулы разных веществ. У каждого
ряда свое тело: первый ряд – камень, второй ряд – молоко, третий ряд –
дым.
Дети работают в парах. После выполнения работы и обсуждения результатов
лучшие работы вывешиваются на доску под соответствующей группой. III. Физминутка IV. Практическая работа
Учитель: Как вы себя ведете, когда холодно? (Дети съеживаются.) А
когда жарко? (Потягиваются.)
Движения повторяются несколько раз.
Учитель: Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно – они
сжимаются, а когда жарко – расширяются. Давайте понаблюдаем за этим
явлением во время опытов.
Дети работают по учебнику (с. 40).
О п ы т 1. Наименование: твердое вещество.
Учитель: Монета – это тело. Из какого вещества оно состоит?
Дети: Металла – твердого вещества.
Учитель: Посмотрите, монета легко проходит между булавками. Нагреем ее. А
теперь не проходит. Сделайте вывод.
Дети: Монета стала больше. В твердых веществах при нагревании расстояние
между молекулами увеличивается.
О п ы т 2. Наименование: жидкое вещество.
Учитель показывает колбу с подкрашенной водой. Нагревает ее.
Учитель: Что происходит?
Дети: Вода поднимается.
Учитель: Почему?
Дети: Вода нагрелась, ей стало мало места.
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: В жидких веществах при нагревании расстояние между молекулами
увеличивается и жидкость поднимается по трубке.
О п ы т 3. Наименование: газообразное вещество.
Учитель: Что находится в колбе?
Дети: Воздух.
Учитель: Капелька воды в трубке – преграда воздуху. Нагреваем воздух.
Что происходит?
Дети: Капелька стала двигаться.
Учитель: Это происходит потому, что расстояние между молекулами
увеличилось и воздух стал выталкивать капельку. Сделайте вывод.
Дети: При нагревании газообразные вещества расширяются.
Учитель: А теперь посмотрите, что произошло с монетой.
Дети: Она снова проходит между булавками.
Учитель: С водой?
Дети: Вода опустилась по трубке.
Учитель: С воздухом?
Дети: Капелька в трубке вернулась на свое место.
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: При охлаждении тела сжимаются.
Учитель: Итак, мы с вами определили основное свойство всех веществ.
Какое?
Дети: Вещества при нагревании расширяются.
Учитель: Ребята, а где можно наблюдать это свойство в жизни?
Дети: Градусник, кипящий чайник.
V. Итог урока
Учитель: Интересно было на уроке? С какими свойствами веществ
познакомились? Кто может назвать тему нашего урока?
Дети: Тела и вещества.
Учитель: Какие новые слова узнали?
Дети: Тела, вещества, газообразные вещества, атомы, молекулы. VI. Домашнее задание
Учитель: Прочитайте с. 37–40, отметьте в тексте то, что надо знать. В
тетради (с. 10) выполните задание 20.
|