Задачи темы:
– ознакомить учащихся с особенностями
строения, жизнедеятельности грибов как особого
царства живой природы, отличающими его от других
царств (прокариоты, растения, животные), его
классификацией, основными отделами (настоящие
грибы, оомицеты, лишайники), особенностями
организации основных представителей отделов
грибов, их ролью в природе, жизни человека, его
хозяйственной деятельности;
– продолжить формирование умений
сравнивать изученные грибы между собой и
представителями других царств, узнавать их,
обосновывать принадлежность к отделам, царству,
их роль в природе.
Планирование темы
Урок 7. Царство грибы. Особенности
организации грибов, их роль в природе, жизни
человека.
Урок 8. Отдел настоящие грибы.
Особенности строения, жизнедеятельности.
Урок 9. Особенности строения,
жизнедеятельности грибов класса базидиомицеты.
Отдел несовершенные грибы.
Урок 10. Отдел лишайники.
Урок 7. Царство Грибы. Особенности
организации грибов, их роль в природе, жизни
человека
Задачи: раскрыть общие
особенности
организации грибов (многообразие видов,
распространение, строение грибной клетки, тип
питания, способы размножения, роль в природе,
отличающие их от организации других царств живой
природы (прокариоты, растения, животные);
продолжить формирование умений узнавать
изученные грибы, обосновывать их принадлежность
к царству грибов.
Оборудование: муляжи плодовых тел
шляпочных грибов, модели грибов, таблицы, рисунки
с изображением грибов, диафильм о грибах или
кинофрагмент о шляпочных грибах.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний о бактериях,
особенностях их строения, жизнедеятельности,
роли в природе и практическом значении. (Рассказ
учащихся с элементами беседы, использование
таблиц.)
2. Проверка умений узнавать бактерии,
обосновывать их роль в природе. (Самостоятельная
работа для 1–2 учеников с использованием заданий
из рубрик «Подумайте», «Какие утверждения
верны»).
II. Изучение нового материала
1. Общие сведения о грибах как
своеобразном царстве живой природы:
распространение, многообразие видов, тип
питания, происхождение. (Рассказ учителя,
демонстрация муляжей, таблицы).
2. Особенности строения грибной клетки. (Беседа с
элементами рассказа учителя, демонстрация
таблицы, рисунка.)
3. Особенности строения тела грибов, связанные с
их функциями. (Рассказ учителя, демонстрация
таблицы или рисунков, кадров диафильма.)
4. Способы размножения грибов. (Рассказ учителя,
демонстрация рисунков, кадров диафильма,
таблицы.)
5. Симбиоз микоризных грибов с корнями деревьев.
(Рассказ учителя, демонстрация моделей, таблицы,
рисунков, кадров диафильма.)
6. Роль грибов в природе и жизни человека. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
моделей, таблицы, кадров диафильма.)
III. Закрепление знаний о грибах как
особом царстве живой природы, их роли в природе и
жизни человека. (Беседа или демонстрация
диафильма, кинофрагмента.)
IV. Задание на дом: изучить раздел I темы
«Царство Грибы», подготовить ответы на вопросы
1–8 рубрики «Проверьте свои знания».
Урок 8. Отдел настоящие грибы.
Особенности строения, жизнедеятельности
Задачи: расширить знания о грибах,
изучая их классификацию, особенности строения,
жизнедеятельности представителей классов
зигомицеты и аскомицеты, их роль в природе и
жизни человека; продолжить формирование умений
сравнивать, обосновывать принадлежность грибов
к тому или иному классу, отделу.
Оборудование: мукор на хлебе или
овощах, предметные и покровные стекла,
микроскопы, таблицы, рисунки с изображением
плесневых грибов, кинофрагменты о плесневых
грибах, грибах-паразитах.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
организации грибов, отличающих их от бактерий,
растений, животных, их роли в природе и
разнообразном практическом значении. (Беседа по
вопросам из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений сравнивать грибы с организмами
других царств. (Самостоятельная работа для 1–2
учащихся по заданию рубрики «Подумайте» или
«Выберите правильный ответ».)
II. Изучение нового материала
1. Отделы царства грибы: настоящие
грибы, оомицеты. Классы настоящих грибов:
Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты; принципы
их выделения. (Рассказ учителя, демонстрация
рисунков, таблицы.)
2. Класс зигомицеты: особенности строения,
питания, размножения мукора как представителя
класса. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы,
рисунков, лабораторная работа «Строение
плесневого гриба мукора».)
3. Класс аскомицеты, или сумчатые грибы, общая
характеристика класса. (Рассказ учителя,
демонстрация рисунков, таблицы, кинофрагментов.)
4. Особенности строения, питания, размножения
дрожжей, их практическое значение. (Рассказ
учителя с элементами беседы или лабораторная
работа, демонстрация кинофрагмента,
лабораторная работа «Строение дрожжей».)
5. Спорынья, особенности питания, размножения,
связанные с паразитизмом. Вред, наносимый
культурным злакам. (Рассказ учителя,
демонстрация таблицы или кинофрагмента.)
III. Задание на дом: изучить раздел II
статьи «Класс зигомицеты» и «Класс аскомицеты»,
повторить раздел II темы «Царство Грибы».
Урок 9. Особенности строения,
жизнедеятельности грибов класса базидиомицеты.
Отдел Несовершенные грибы
Задачи: раскрыть особенности
организации базидиомицетов как класса настоящих
грибов на примере шляпочных грибов, а также
особенности строения, питания фитофторы –
представителя отдела оомицет, роль грибов в
природе и их практическое значение; продолжить
формирование умений узнавать изученные грибы,
обосновывать их принадлежность к тому или иному
отделу, роль в природе.
Оборудование: муляжи шляпочных
грибов и трутовика, таблицы, рисунки с
изображением шляпочных грибов, грибов-паразитов,
диафильмы о грибах.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
строения, размножения мукора, дрожжей, их
практическом значении. (Беседа по вопросам
рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать представителей
разных классов и отделов грибов.
(Самостоятельная работа одного ученика по
заданию с использованием рис. 25 на с. 17 учебника.)
II. Изучение нового материала
1. Базидиомицеты – класс настоящих
грибов, их общая характеристика: широкое
распространение, многообразие видов, наличие
базидий. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы,
рисунков.)
2. Шляпочные грибы, особенности строения, питания,
размножения. (Беседа учителя с элементами
рассказа, демонстрация муляжей, таблиц.)
3. Отличия трубчатых грибов от пластинчатых, их
сходство. (Беседа, лабораторная работа «Строение
плодового тела шляпочного гриба».)
4. Особенности строения трутовых грибов. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация муляжа
и таблицы, рисунков, кадров диафильма.)
5. Отдел Оомицеты, общая характеристика. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
рисунков.)
6. Фитофтора – паразит картофеля и других овощных
культур, меры борьбы с фитофторой. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
рисунков, кадров диафильма.)
III. Задание на дом: изучить статьи
«Класс базидиомицеты», и «Класс оомицеты»,
знать общую характеристику царства Грибы (с. 17
учебника).
Урок 10. Отдел лишайники
Задачи: ознакомить учащихся с
особенностями лишайников как симбиотических
организмов, их составом, строением, питанием,
размножением, ролью в природе и практическим
значением; продолжить формирование умений
узнавать лишайники, обосновывать их
принадлежность к данному отделу, а также роль в
природе.
Оборудование: коллекция
лишайников, таблицы и рисунки с изображением
лишайников, диафильм о лишайниках.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний о настоящих грибах,
особенностях строения шляпочных грибов,
оомицетах, роли грибов в природе, их практическом
значении. (Рассказ учащихся с элементами беседы.)
2. Проверка умения узнавать изученные грибы,
обосновывать их принадлежность к отделам,
царству грибов. (Самостоятельная работа для 1–2
учеников по заданию рубрики «Выберите
правильный ответ».)
II. Изучение нового материала
1. Лишайники – отдел симбиотических
организмов, особенности строения тела, основные
группы: накипные, листовые, кустистые. (Рассказ
учителя, демонстрация коллекции, таблицы.)
2. Распространение, среда обитания и основные
свойства лишайников. (Рассказ учителя,
демонстрация рисунков, кадров диафильма.)
3. Особенности размножения лишайников. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
таблицы или кадров диафильма.)
4. Роль лишайников в природе. (Рассказ учителя,
демонстрация таблицы или кадров диафильма.)
5. Практическое значение лишайников – корм для
оленей, индикаторы чистоты воздуха, сырье для
химической промышленности. (Рассказ учителя,
демонстрация диафильма.)
III. Закрепление знаний об особенностях
строения, питания и размножении лишайников, их
роли в природе. (Беседа, демонстрация диафильма.)
IV. Задание на дом: изучить разделы I и II
темы «Отдел лишайники», подготовить ответы на
вопросы рубрики «Проверьте свои знания».
|