Задача темы:
– ознакомить учащихся с многообразием
прокариот, их происхождением, общими свойствами,
особенностями строения и жизнедеятельности как
безъядерных организмов, с основными
подцарствами (архебактериями, настоящими
бактериями и оксифотобактериями), особенностями
организации их основных представителей, ролью
бактерий в природе и разнообразным значением в
жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Планирование темы
Урок 4. Общая характеристика и
происхождение прокариот.
Урок 5. Особенности строения и
жизнедеятельности прокариот из отделов
настоящих бактерий и архебактерий, их роль в
природе и практическое значение.
Урок 6. Особенности строения и
жизнедеятельности оксифотобактерий.
Урок 4. Общая характеристика и
происхождение прокариот
Задачи: раскрыть особенности
организации прокариот: строения бактериальной
клетки, передвижения, питания, размножения на
примере представителей подцарства Настоящие
бактерии.
Оборудование: таблицы, рисунки из
учебника с изображением прокариотических
организмов, диапозитивы о бактериях.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об основных
направлениях эволюции растений, животных и
микроорганизмов, естественной системе живой
природы. (Беседа.)
2. Проверка умения отличать живые организмы от
тел неживой природы. (Самостоятельная работа для
двух учащихся по заданиям учителя.)
II. Изучение нового материала
1. Общие сведения о прокариотах как
безъядерных организмах – широкое
распространение на Земле, происхождение,
особенности строения, основные подцарства.
(Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунка.)
2. Особенности строения прокариот на примере
представителей подцарства Настоящие бактерии:
размеры одноклеточных и колониальных форм,
разнообразие форм, основные органоиды клетки, их
функции. (Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация таблицы или диапозитивов.)
3. Типы питания бактерий, отношение к кислороду
(аэробные и анаэробные бактерии). (Рассказ
учителя, демонстрация таблицы, рисунков,
диапозитивов.)
4. Особенности размножения бактерий, черты
приспособленности к переживанию
неблагоприятных условий жизни. (Рассказ учителя
с элементами беседы, демонстрация таблицы,
диапозитивов.)
III. Закрепление знаний об особенностях
строения, жизнедеятельности настоящих бактерий
– представителей царства прокариоты. (Беседа с
использованием таблицы, рисунков.)
IV. Задание на дом: изучить раздел I и II
до слов «В природе бактерии...» на стр. 6,
подготовить ответы на вопросы 1–4 из рубрики
«Проверьте свои знания».
Урок 5. Особенности строения и
жизнедеятельности прокариот из отделов
настоящих бактерий и архебактерий, их роль в
природе и практическое значение
Задачи: расширить знания о царстве
прокариот, раскрыв особенности организации
бактерий из подцарств настоящих бактерий, их
роль в природе, жизни человека; продолжить
формирование умений узнавать бактерии,
обосновывать их принадлежность к царству
прокариоты.
Оборудование: таблицы, рисунки в
учебнике с изображением бактерий, диафильм о
бактериях.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
строения, жизнедеятельности прокариот на
примере представителей настоящих бактерий.
(Беседа с элементами рассказа учащихся.)
2. Проверка умений узнавать бактерии на таблице.
(Самостоятельная работа по заданию, приведенному
на с. 11 учебника.)
II. Изучение нового материала
1. Роль бактерий в природе как
разрушителей органических веществ – остатков
растений, погибших животных. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация кадров
диафильма.)
2. Бактерии брожения, их значение в жизни
человека. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы
или кадров диафильма.)
3. Клубеньковые бактерии, особенности их строения
и жизнедеятельности как симбиотических
организмов. (Рассказ учителя, демонстрация
таблицы, рисунков.)
4. Патогенные бактерии, их отрицательная роль в
жизни человека и домашних животных. (Рассказ
учителя, демонстрация таблицы, кадров диафильма.)
5. Подцарство архебактерии, многообразие видов,
метанообразующие бактерии и серобактерии, места
обитания, роль в природе. (Рассказ учителя,
демонстрация рисунков, кадров диафильма.)
III. Закрепление знаний об особенностях
организации бактерий и их роли в природе и жизни
человека. (Беседа.)
IV. Задание на дом: изучить разделы I и II
темы «Царство Прокариоты», выполнить задание из
рубрики «Подумайте».
Урок 6. Особенности строения и
жизнедеятельности оксифотобактерий
Задачи: расширить знания о
царстве
прокариоты на примере особенностей организации
бактерий подцарства оксифотобактерии, их роли в
природе и практического значения; продолжить
формирование умения сравнивать, обосновывать
принадлежность бактерий к царству прокариот.
Оборудование: таблицы, рисунки,
диафильмы о бактериях.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
организации бактерий подцарств Настоящие
бактерии и Архебактерии, их роли в природе и
практическом значении. (Рассказ учащихся.)
2. Проверка умений сравнивать бактерии разных
подцарств, обосновывать их принадлежность к
царству Прокариоты. (Самостоятельная работа для
1–2 учащихся по заданиям.)
II. Изучение нового материала
1. Общие сведения о подцарстве
Оксифотобактерии: многообразие видов,
распространение. (Рассказ учителя.)
2. Цианобактерии, или синезеленые водоросли.
Места обитания, разнообразие форм клеток
одиночных и колониальных групп. (Рассказ учителя
с элементами беседы, демонстрация таблицы,
рисунка.)
3. Особенности питания и размножения
цианобактерий. (Рассказ учителя, демонстрация
таблицы, кадров диафильма.)
4. Роль цианобактерий в природе; обогащение
атмосферы Земли кислородом. (Рассказ учителя,
демонстрация таблицы или кадров диафильма.)
5. Практическое значение бактерий рода анабена.
(Рассказ учителя.)
III. Закрепление знаний об особенностях
строения, жизнедеятельности цианобактерий, их
роли в природе, сходстве бактерий разных
подцарств. (Беседа с использованием приема
сравнения или демонстрация диафильма.)
IV. Задание на дом: изучить раздел III
темы «Царство Прокариоты», знать общую
характеристику этого царства из учебника,
подготовить ответы на вопросы 8–11 из рубрики
«Проверьте свои знания». |