Цели урока:
1. Обучающая: создание условий уч-ся для обобщения темы
«Сказки Андерсена» и выяснения темы любви и самопожертвования в пр-ниях
Андерсена; уяснения терминов: сказка, литературная сказка, образ,
тема, идея, сопоставление образов. 2. Развивающая: развитие креативных способностей уч-ся, развитие речи и коммуникативных умений; 3. Воспитательная: на материале сказок создаются условия для воспитательной беседы с уч-ся. Тип урока: исследование, деловая игра, обобщение материала. Компетенции: языковые, лингвистические, коммуникативные, информационные Оборудование:
интерактивная доска, обычная доска, музыка для исполнения театрального
фрагмента, маленькие сердечки разного цвета, рисунки ребят к сказкам
Андерсена, иллюстрации работ Андерсена (вырезки из бумаги), тексты
сказок Андерсена. Ход урока. 1. На интерактивной доске – портрет Г.Х. Андерсена и эпиграф: Сказки Андерсена – «уроки сердца».
Уч-ся делятся на две группы и экспертов из числа ребят класса и гостей
урока. Экспертам выдается оценочный лист, где прописаны критерии оценки
ответов группы и выполнения творческих заданий. Группа должна иметь название, возможно «Волшебники» и «Сказочники». Вступительное слово учителя:
«Ребята, сегодня наш итоговый урок по сказкам Андерсена. Я предлагаю
вам назвать его так «Тема любви и самопожертвования в сказках великого
Андерсена». Поразмышляем на эту сложную тему? Поразмышляем! Тем более,
что частично вы уже готовы к обсуждению столь сложной темы. Итак,
начнем! » ЭТАП ПЕРВЫЙ. Коллективная 2-х минутная работа со всем классом.
На доске – слово ЛЮБОВЬ. Проявления какой любви мы видим сказках
Андерсена? (братская, романтическая, безответная, материнская). Что вы
понимаете под словом ЛЮБОВЬ? Ваши рассуждения. Создаем кластер. Определение: чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту.
Слово САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ (жертвование собою, собственными интересами
ради блага, интересов других, во имя кого-то, самоотречение, героизм). Создаем кластер. Определение. (Цитата в помощь учителю:
Что такое самопожертвование? Пожертвование самим собой? Имеет ли
самопожертвование смысл? Да, если оно - ради любви, ради любимого
человека. Самопожертвование - это признак настоящей, вечной любви,
которая без расчёта и условий. Разве самопожертвование не стоит
выше любви? Самопожертвование дарит животворящее и бескорыстное,
глубочайшее наслаждение в любви. Самопожертвование по во имя любви не
знает ни устали, ни сомнений, оно не выставляет себя напоказ, оно
прячется в тени, но всегда готово прийти на выручку любимого человека в
самый тяжелый и решительный момент. В одиночестве двоих людей,
вдали от суеты и завистливых взглядов, самопожертвование пожинает свои
плоды беззаветного и беззастенчивого счастья, справедливо заслуженного и
завоеванного своей самоотверженностью. Самопожертвование - основа
сильных духом людей. Оно бывает ревнивое и уединенное, могучее и
болезненное, но его запасы никогда не истощатся в любящем сердце. /
Оноре де Бальзак из романа "Воспоминания двух юных жён") В каких
сказках великого сказочника мы видим проявление любви и
самопожертвования героев? Почему такие понятия, как ЛЮБОВЬ и
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ стоят рядом? Порой неразрывны? Определяемся и останавливаемся на следующих сказках: «Снежная королева» «Девочка со спичками» «Русалочка» «Стойкий оловянный солдатик» «Дикие лебеди» Подводим микроитог данному этапу работы. ЭТАП ВТОРОЙ.
Задания группам были даны заранее. 1 группа готовит защиту рисунка
(обложку книги сказок Андерсена), 2 группа - театрализацию фрагмента
сказки "Русалочка" (эпизод, когда Русалочка приходит к ведьме). Итак, творческое задание! Эксперты внимательно начинают следить. Окунёмся в удивительный, волшебный мир сказок Андерсена! 1 группа. Защита рисунка (или обложки книги Андерсена). (Первая группа показывает выполнение творческого задания) Почему этот рисунок? Почему такое цветовое решение? 2 группа. Театрализация эпизода сказки. (Показывает вторая группа выполнение творческого задания) Вопросы ко всем: Образ Русалочки. Самопожертвование Русалочки. У неё был выбор. Почему она выбрала смерть? Подводим итог этапу работы. ЭТАП ТРЕТИЙ.
Нарисуйте душу Русалочки, избегая образов сердца, т.е. сердечками не
рисовать! Сложное задание? А вы попробуйте! Поразмышляйте: какой, в
каком образе вы себе представляете душу Русалочки из сказки Андерсена? Итог работы. ЭТАП ЧЕТВЁРТЫЙ. 4. К нам стучится другая сказка: «Снежная Королева». («Ледяная Дева»). В этой сказке какая любовь получила свое выражение?
В сказке «Девочка со спичками» тоже главным является образ девочки.
Напомните содержание. Как здесь у автора звучит тема любви? Итак, задание группам: сравните два образа: Девочка со спичками и Герда. Сопоставить: (данные критерии помогут ребятам сопоставить образы) - возраст, внешность, род занятий - как девочки относились к людям, к близким, к родным, к посторонним? - отношение к девочкам окружающих - семья, кто члены семьи? - отношение к вере в себя - испытания, которые приходиться пережить - сила духа при испытаниях - откуда черпали силы - кто девочке оказывал помощь в сказке? - волшебство принимало ли участие в жизни девочки?
Предполагаемый вывод учащихся: Герда – сильная духом, верившая в свои
силы, поэтому и осталась жива. Герда не была одинока. А Девочка со
спичками была слаба, у неё не осталось сил бороться за свою жизнь после
смерти бабушки. Девочка со спичками была одинока. Поэтому погибла. Ваши выводы. Чему могут нас научить эти персонажи?
А почему, как вы думаете, жертвуют собой ради любви именно девочки?
Почему именно женский пол? Сложно ответить? Давайте переадресуем вопрос
нашим гостям. Поведение итогов этапу. ЭТАП ПЯТЫЙ. Вопрос обеим группам необычный.
Зачем нам грустные сказки? Разве не должна сказка заканчиваться весело и
по-доброму? Какие вы знаете грустные сказки у Андерсена? Перечислите.
Предполагаемый ответ ребят: «Девочка, наступившая на хлеб» «Девочка со спичками» «Русалочка» «Стойкий оловянный солдатик» Заслушиваем каждую группу. Почему у Андерсена были грустные сказки? Ответ аргументировать. Итог – ответ ребят на вопрос. Предполагаемый ответ: грустные сказки учат, заставляют сердце быть любящим, воспитывают нашу душу. (См. на эпиграф к уроку) ЭТАП ШЕСТОЙ. Кто же такой Андерсен?
Сказки Андерсена – литературные сказки. Что значит литературная сказка?
Ответ ребят: «ЛС – проявление автора, авторской позиции. Это душа и
мысли автора». А каким вы видите образ сказочника? Каким был
писатель? Что вы знаете о нём? Какой момент биографии более всего вам
запомнился, что тронуло вас? Синквейн (пятистишие) о писателе создайте. Андерсен – это……. Работа возможна как по группам, так и индивидуально. Зачитываем свои синквейны.
Слово учителя: добавляется информация уч-ся об искусстве вырезания из
бумаги Андерсена. (Слайды интереснейших работ Андерсена из бумаги
несложно найти в Интернете). Неисчерпаема фантазия великого Сказочника!
Что потрясло вас, ребята в этих работах? Можно определить по ним, о чём
думал, мечтал писатель? Синквейн – подведение итогов этапу. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Возвращаемся к эпиграфу. Так почему сказки Андерсена – уроки сердца?
Рефлексия. Каковы ваши ощущения после наших рассуждений? Что вы для
себя поняли? Узнали? С каким настроением уйдёте с урока? С какой
проблемой? Что вас озадачило? Только ли у Андерсена мы наблюдаем
тему любви и самопожертвования в сказках? Конечно, нет….. Тема эта в
искусстве неисчерпаема… Покажите свои чувства и настроения, выбрав
сердечко определенного цвета. (Эта работа только в том случае, если уже с
детьми проводились данные опросы и ребята знают о том, что может
означать тот или иной цвет) Обоснуйте свой выбор! (выбираем для объяснения не все сердечки, а которых больше или которое одно….)
Эксперты подводят итоги. Экспертам может помочь составить выступление
учитель или кто-либо из гостей, присутствующих на уроке. Главное, чтобы
дети высказались сами. ВЫДЕЛИТЬ ДОСТОИНСВА КАЖДОЙ ГРУППЫ. ВЫДЕЛИТЬ ДОСТОИНТСВА ОТВЕТОВ И РАБОТЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧ-СЯ. ЧТО НЕ СОВСЕМ ПОЛУЧИЛОСЬ У РЕБЯТ В ХОДЕ УРОКА? Итог. Переход на следующую проблему.
Слово учителя: "Ребята, вы уже вероятно, по учебнику догадались, какой
будет наша следующая сказка для изучения. Прочитайте её. Прослеживается
ли в ней тема любви и самопожертвования? Да, прослеживается. Это сказка
Оскара Уайльда «Соловей и Роза». Какие ещё темы можно выделить в этой
сказке? Поразмышляйте дома…" Приложение № 1. Критерии оценки индивидуальных и групповых ответов учащихся. Высказывания учащихся должны соответствовать критериям: Соответствие высказывания теме; Правильность точность; Логичность; Последовательность; Грамотность высказывания; Оригинальность; Выразительность; Эмоциональность. Ученики должны проявить следующие умения: Умение слушать других и понимать; Умение поставить вопрос; Активность в обсуждении проблемы. ……………………………………………………………………………………………………………… Приложение № 2 Синквейн (пятистишие) 1 строка – 1 слово (имя существит., заголовок, основное понятие, ключевое слово) 2 строка – 2 слова (прилагательные, эпитеты, описывающие тему) 3 строка – 3 глагола, характеризующие действия, которые производит существительное. 4 строка – короткое предложение, фраза о понятии. 5 строка – синоним (имя существит.), суть и смысл темы понятия или ваши ассоциации, вызванные понятием, но 1 словом! |