I. Организационный момент
Создание эмоционального настроя учащихся.
Звучит музыка Грига, любимого композитора М. И. Цветаевой.
На фоне музыки ученица исполняет стихотворение М. Цветаевой «Кто создан
из камня».
Кто создан из камня, кто создан из глины, — / А я серебрюсь
и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина, / Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти — / Тем гроб и надгробные
плиты…
— В купели морской крещена — и в полёте / Своём — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети / Пробьётся мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? — / Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена, / Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — весёлая пена — / Высокая пена морская! II.
Вступительное слово учителя
Однажды, отдыхая в Коктебеле у Максимилиана Волошина, Марина Цветаева
сказала:
— Я полюблю того, кто подарит мне самый красивый камень.
На что М. Волошин ответил:
— Нет, Марина, всё будет иначе. Сначала ты полюбишь его, а после
он вложит в твою руку обыкновенный булыжник, и ты назовёшь его самым
красивым камнем.
Пожалуй, в этой истории вся Марина, ещё юная, но уже такая, какой она
останется в своих стихах и в жизни — романтик и максималист. А стихи
и жизнь сплетёт в одну самую главную тему своего творчества — тему
любви.
III. Проверка домашнего задания
Гете сказал: «Тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну
поэта».
Поэтический мир уникален. И путешествие в поэтический мир М. И.
Цветаевой вы начали с её программных стихотворений «Кто создан
из камня» и «Что же мне делать…»
(Дома учащиеся анализировали одно из стихотворений по плану: выписать
из текста стихотворения слова, с помощью которых поэтесса создаёт образ
лирической героини; определить, в каких отношениях с миром находится
героиня; подобрать понятия для определения каждого из миров; сделать
вывод о принадлежности М. Цветаевой к литературному направлению).
Учащиеся: Поэтесса характеризует мир героини
с помощью слов: серебрюсь, сверкаю, бренная пена, измена, крещена, поёт,
непрестанно разбита, кудри беспутные, своеволие, дробясь, воскресаю;
ребром и промыслом певчая, невесомость, безмерность. Мир лирической
героини противостоит миру обыкновенных людей. В «мире гирь» и «мер», где
«вдохновенье хранят, как в термосе», среди обыкновенных, созданных
из камня и глины, она «невесома», «безмерна». Она подобна Венере —
богине любви, рождённой «бренной пеной». Образ символичен для Цветаевой:
«Марина» — в переводе с латинского букв. «морская».
— Не примкнув ни к одному из модернистских течений начала ХХ века,
кем по своему поэтическому мироощущению оставалась Цветаева?
Романтиком. Доказательством этому служат стихи цикла «Поэт» (1923).
А в 1929 г. Цветаева напишет в письме Марку Слониму: «Вот у Бодлера
поэт — это альбатрос…ну какой же я — альбатрос? Просто ощипанная пичуга,
замерзающая от холода, а вернее всего — потусторонний дух, случайно
попавший на эту чуждую, страшную землю»
Вывод: безумная нечеловеческая высота, энергия,
напряжённость, максимализм, «безмерность в мире мер», которую нам
сегодня ещё предстоит ощутить — вот что по-настоящему
определяет особенность цветаевского чувства. И главное из чувств —
любовь.
(Дальнейшая работа будет носить характер исследования, целью которого
будет определение своеобразия любовной лирики М. И. Цветаевой,
прочтение её любовной поэзии в контексте времени).
IV. Знакомство с философским видением понятия «любовь»: работа
в парах.
Поэтический мир уникален, и всё-таки зависим
от философии времени. Поэзия Серебряного века выражает философское
видение любви.
— Ознакомьтесь с высказываниями русских философов начала ХХ века
и определите, как они осмысляли значение любви в жизни человека. Работая
в парах, обменивайтесь мнениями, самостоятельно ведите записи
в тетрадях. По итогам обсуждения составьте ассоциативный ряд, возникший
в связи с понятием любви в философии начала ХХ века.
Н.Бердяев: «…Любовь есть не только источник
творчества, но и сама любовь к человеку есть творчество, есть излучение
творческой энергии. Любят ни за что. Любовь есть благодатная излучающая
энергия. Величайшая тайна жизни скрыта в том, что удовлетворение
получает лишь дающий и жертвующий, а не требующий и поглощающий. Всякое
творчество есть любовь…»
П.Флоренский: «Любовь открывает для человека новые
возможности, просветляет и озаряет его, способствует введению его
в Столп Истины…»
В.Соловьёв: «…Смысл человеческой любви вообще есть
оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма…»
«В русской литературе в высшей степени развиты превращённые формы
Эроса, где он выступает как Эрос сердца и Духа». «Жизнь разводит
влюблённых для того, чтобы усиливались духовные тяготения и чтобы
стягивалась из конца в конец вся необъятная Русь, перекрёстными
скитаниями рассеянных по ней существ, как ветры, гуляли по ней души
тоскующих в разлуке». «Русская любовь — это взаимное истязание,
страдание, и в нём — наслаждение. Телесной похоти здесь нет, зато есть
похоть духа».
Заслушиваем ответы учащихся.
Учащиеся размышляют о том, что такое любовь в понимании русских
философов, почему в любви заключена полнота жизни человека, говорят
о смысле, важности, настоятельной потребности этого чувства, осмысливают
в высказываниях слова жажда и жертва, определяют, в чём русские
философы видят национальное своеобразие русского чувства любви.
Итог работы в парах: составление ассоциативного ряда, возникающего
после знакомства с размышлениями о любви русских философов начала
ХХ века. Примерный набор ассоциаций: потребность, преображение,
наслаждение, творчество, бескорыстие, страсть, самопожертвование,
спасение, страдание, истязание, одухотворение, возвышение,
всепоглощающее чувство, духовное тяготение и т. д.
(Запись ассоциаций выполняем в таблице, в первом из трёх столбиков:
понимание любви русскими философами).
V. Литературная композиция
— Какое место занимала любовь в жизни и творчестве М. Цветаевой?
Звучит композиция: отрывки из писем М. Цветаевой:
«Вчера вечером я вышла и дома, чтобы снять бельё, ибо надвигался
дождь. И приняла в свои объятья весь ветер, — нет! Весь север. И это был
ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошёл в дом,
но едва я уснула, он умчал меня с собой в море. И всё же это называется
только так: я люблю тебя».
«Мой Серёженька!.. Если от счастья не умирают, то во всяком случае —
каменеют. Только что получила Ваше письмо: Закаменела… Не знаю, с чего
начать. — Нет. Знаю, с чего начать: то, чем и кончу: моя любовь к вам…»
Как жгучая, отточенная лесть / Под римским небом, на ночной веранде,
Как смертный кубок в розовой гирлянде — / Магических таких два слова
есть.
Мне синь небес и глаз любимых синь / Слепят глаза. — Поэт, не будь
в обиде,
Что времени мне нету на латынь!
Любовницы читают ли, Овидий?! / Твои тебя читали ль? — Не отринь
Наследницу твоих же героинь! Из писем М. Цветаевой: «Психею
(невидимую) мы любим вечно, потому что невидимое в нас любит — только
душа!»; «Я — не для жизни. У меня всё — пожар! Мне больно, понимаете?
Я ободранный человек, а вы все в броне. У меня на глубину — ни-че-го.
Всё спадает как кожа, а под кожей — живое мясо или огонь: я — Психея…»
VI. Постановка проблемного вопроса
Учитель: Она любила всю жизнь, многих, по-разному.
И часто была осуждаема за свою любовь. «Скрещение судеб» — такое
название дала своей книге о М. Цветаевой Мария Белкина. «В жизни нет
ничего случайного, и случайных встреч не бывает», — любила говорить
М. Цветаева. Каждая встреча — это божественное веление судьбы. И именно
скрещение судеб рождало поэзию. Кто адресат любовной лирики
М. Цветаевой, кто рождал чувство, провоцировал рождение стиха — это
не важно. «Моя душа — мгновений след», — скажет поэтесса. Мгновений
пересечения: с мужем Сергеем Эфроном, единственным и всю жизнь любимым; 20-летней
дружбы с Максимилианом Волошиным, ангелом-хранителем
Цветаевой, с которым ощущала «равенство души и глагола»; мгновений
страстной любви к. Родзиевичу; переписки и дружбы до самой смерти
с Б. Пастернаком, которые начались одиннадцатью берлинскими неделями
сплошных встреч и общения; увлечения М. Рильке, А. Бахрахом, критиком,
которого Цветаева в жизни своей никогда не видела; с О. Мандельштамом,
первым поэтическим увлечением; А. Тарковским, В. Маяковским,
составлявшими круг общения после эмиграции; актрисой С. Голлидей,
режиссёром В. Завадским, поэтессой С. Порнок.
И «каждый стих — дитя любви».
— В чём исключительность чувства любви лирической героини
М. Цветаевой? Какие переживания, чувства становятся лейтмотивом любовной
поэзии Цветаевой?
VII. Трактовка символов в любовной поэзии: индивидуальное задание.
Самые проникновенные строки посвящены Сергею Эфрону.
Чтение стихотворения «Писала я на аспидной доске».
К уроку было дано индивидуальное задание поработать со словарём В.
В. Похлёбкина «Международная символика и эмблематика»
и проанализировать стихотворение, исходя из трактовки символов.
(Учащийся анализирует стихотворение, опираясь на образы: образ радуги
небесной — символ отражения божественного света; образ креста — символ
страдания, жертвы; образ кольца — символ верности. Делает вывод, как эти
образы помогают поэтессе выразить своё понимание любви).
Другой учащийся анализировал стихотворение «Солнце — одно, а шагает
по всем городам…» У стихотворения нет названия: поэтесса не хочет сузить
рамки восприятия. Определяется ключевой образ солнца. Что даёт он для
понимания авторского замысла? Солнце — любовь как основа жизни на земле,
без чего жизни не бывает, т. е. любовь — насущно
необходимое чувство.
VIII. Анализ и интерпретация поэтических текстов: работа в парах
Итак, «безмерность в мире мер» характеризует мироощущение лирической
героини любовной лирики Цветаевой.
— Какие же чувства становятся лейтмотивом в состоянии лирической
героини? Какие лики, оттенки приобретает это чувство в поэзии Цветаевой?
(Каждая пара учащихся анализирует определённое стихотворение по плану
и формулирует вывод).
Стихотворение. «Мировое началось во мгле кочевье…» Любовь — это
вселенское чувство, непреодолимая жажда любви.
Стихотворение «Строительница струн». Любовь — всепроникающее чувство.
Стихотворение «Я тебя отвоюю…» Героиня воинствующая, решительная.
Стихотворение «Откуда такая нежность…» Нежная, трепетная.
Стихотворение «Я — страница твоему перу…» Жертвенная, растворяющаяся
в чувстве любимого.
Стихотворение «Никто ничего не отнял…» Мудрая, просветлённая.
Стихотворение «Любовь! Любовь! И в судорогах…» Клятва верности любви,
возможность раскрыть все богатства души, самовыразиться.
Стихотворение «Пригвождена к позорному столбу». Любовь, за которую
все осуждают. Готовность за любовь на любую жертву.
Стихотворение «Надпись в альбом». Любовь, сохранённая в памяти как
пленительный миг.
Прослушивание песни на стихи М. Цветаевой, музыка М. Таривердиева
«Мне нравится». Вопрос для активного слушания:
— Как песня в кинофильме помогала режиссёру в создании образа главной
героини, что песня добавляла к характеру?
Стихотворение «Мне нравится». Благодарное приятие любви, готовность
к ней, её предчувствие.
Стихотворение «Провода». Символ любви как связи душ, подобной
невидимому электрическому току.
Стихотворение «Расстояние: вёрсты, дали…» Тема несостоявшейся любви.
Учитель: Трагедия — в разминовении, невстрече людей,
предназначенных друг другу судьбой.
Даны мне были и голос любый / И восхитительный выгиб лба.
Судьба меня целовала в губы, / Учила первенствовать Судьба.
Устам платила я щедрой данью, / Я розы сыпала на гроба…
Но на бегу меня тяжкой дланью / Схватила за волосы Судьба Судьба —
разлучница, но и союзница Духа. Сила страдания усиливает чувство.
Цветаева: «Когда я без человека, он во мне целей и цельней».
«Сердечная волна не вздымалась бы так высоко и не превращалась бы
в Дух, когда бы ей не преграждала путь старая немая скала — Судьба» —
эти слова Гёльдерлина любила повторять М. Цветаева.
Обобщаем. — Сформулируйте и запишите, какие черты
присущи лирической героине Цветаевой. Максимализм, бескомпромиссность,
сверхраспахнутость, сила духа, честность, мужество, несгибаемость при
женской хрупкости, страстность, благородство, искренность и т. д.
Вывод. Заполните второй столбик таблицы ассоциациями
в связи с понятием любви в лирике М. Цветаевой.
Примерный ряд ассоциаций: потребность, необходимость, спасение,
жертва, душа, страдание, разлука, невстреча, духовная связь,
сокровенность, самоотдача и т. д.
IX. Интерпретация стихотворений и составление пятистиший: Работа
в группах
Учитель: Но ряд ассоциаций не будет полным без
определения всеобъемлющая. См. слова Н. Бердяева в эпиграфе. Цветаева
гениальна в любви этой своей всеобъемлемостью.
— Чтобы убедиться, что такое понимание гениальности в любви присуще Цветаевой-поэту,
поработайте с текстами стихов (работа в группах). Интерпретируйте
стихотворения и итоги интерпретации оформите в виде пятистишия,
в котором сформулируете, в чём сублимируется (воплощается) чувство любви
у Цветаевой в стихах на другие темы.
(Пятистишия составляются по схеме: слово; 2 прилагательных к нему; 3
глагола; предложения из 4-х слов; синоним. Этот прием
помогает учащимся научиться чётко формулировать, видеть существенное).
Стихи для интерпретации и выводы: «В чёрном небе слова начертаны» —
любовь к творчеству; «У тонкой проволоки над волной овсов…» из цикла
«Ахматовой» и стихотворение «Ты проходишь на запад солнца» из цикла
«Блоку» — любовь-преклонение перед творческой личностью;
«Тоска по родине! Давно…» — любовь к родине; «Маленький домашний дух» —
любовь к дочери; «Наконец-то встретила…» — любовь к людям;
«Благодарю, о Господь…» — любовь к жизни вообще.
X. Создание модели художественного пространства любовной лирики
М. Цветаевой: работа творческой группы
Один учащийся (в классе есть ученица, увлечённая поэзией
М. Цветаевой) анализировал стихи и отбирал символы, присущие поэзии
Цветаевой, а второй учащийся изобразил это художественно (рис. 1).
Композицию учащиеся продумывали совместно. Далее — работа учащихся.
Модель художественного пространства любовной лирики Марины Цветаевой.
1) В стихах М. Цветаевой встречается образ радуги, который
символизирует собой отражение божественной силы, истины. Радуга — это
отражение солнца, символ счастья и любви. С радугой Цветаева ассоциирует
любовь, разноликую и божественную.
2) Солнце — это символ света, богатства, изобилия. Для Цветаевой это
изобилие любви. Солнце — одно, а шагает по всем городам./ Солнце — моё,
я его никому не отдам.
3) Образ лиры встречается в стихах Цветаевой как символ творчества.
Её стихи, прерывистые и неровные, но живые, а не искусственные, звучат,
словно свободное и тяжёлое дыхание.
Так плыли: голова и лира / Вниз, в отступающую даль.
А лира повторяла: — мира, / А губы повторяли: — жаль. 4) Образ
птицы ассоциируется с полётом души. Этот полёт необходим поэту для жизни
и творчества.
Как правая и левая рука — / Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены, блаженно и тепло, / Как правое и левое крыло.
Но вихрь встаёт — и бездна пролегла / От правого до левого крыла! Цветаева
пишет:
Если душа родилась крылатой — / Что ей хоромы и что ей хаты. Душа
для поэта — это воплощение любви. А любовь для Цветаевой — божественный
дар. Она любит только душой.
В поте — пишущий, в поте — пашущий! / Нам знакомо иное рвение:
Лёгкий огонь над кудрями пляшущий, — / Дуновения — вдохновения. Любовь
вдохновляет Цветаеву:
Ты — крылом стучавший в эту грудь, / Молодой виновник вдохновенья —
Я тебе повелеваю: — будь! / Я — не выйду из повиновенья. 5)
Но любовь у Цветаевой всегда трагична и всегда в разлуке. Поэтому
сквозным образом в её творчестве проходят поезда и корабли.
Я вижу мачты корабля, / И вы — на палубе…
Вы — в дыме поезда… Поля / В вечерней жалобе… Корабль и поезд
символизируют собой расстояние и разлуку.
Увозят милых корабли… / Уводит их дорога белая. 6) В стихах
Цветаевой можно встретить руки или ладони, которые всегда открыты миру.
Руки — это символ любви к людям.
Наконец-то встретила / Надобного — мне:
У кого-то смертная / Надоба — во мне…
И за то, что с язвою / Мне принёс ладонь,
Эту руку сразу бы / За тебя в огонь 7) Если в поэзии Цветаевой
возникает рябина, то она олицетворяет собой любовь к родине. Рябина
стала символом цветаевской судьбы, горькой, надломленной, обречённо
пылающей высоким багряным костром.
Жаркою кистью / Рябина зажглась.
Падали листья, / Я родилась.
Мне и доныне / Хочется грызть
Жаркой рябины / Горькую кисть. 8) Цветаева преклонялась перед
божественным даром творческой личности Блока, Ахматовой, Мандельштама
и других. Поэтому их поэтесса олицетворяла с крыльями ангела, то есть
в своих стихах Цветаева обожествляла поэтов. К Блоку она обращалась так:
И по имени не окликну, / И руками не потянусь.
Восковому, святому лику / Только издали поклонюсь. Ахматову она
превозносит:
Но человечески мила / Её дремота.
От ангела и от орла. / В ней было что-то. Если для
всех Ахматова — просто женщина, для Цветаевой она — небесный лик.
Для всех, в томленье славящих твой подъезд, — / Земная женщина,
мне же — небесный крест!
Тебе одной ночами кладу поклоны, — / И все твоими очами глядят иконы.
9) Цветаева всегда чувствовала руку Бога. Это отразилось и в поэзии.
Символом божественной силы стали колокола. Для неё колокола — это иной
мир, мир любви и умиротворения — необходимых условий для творчества.
… Я бы хотела жить с Вами / В маленьком городе,
Где вечные сумерки / И вечные колокола. XI. Обобщение
— Насколько актуально, современно звучит для нас Цветаева сегодня?
Трудно ли любить по её меркам любви? Трудно. Но только в этом случае,
только в этих измерениях любовь становится чувством, созидающим
в человеке человека, т. е. творящим, божественным началом
в жизни человека. Следовательно, актуальна будет всегда. Это та «пара
крыл прекрасных», которая всегда будет поддерживать человека.
XII. Экспресс-опрос с целью проверки степени усвоения
новой темы
На основе цитатного плана урока составьте план-тезис
по теме урока (к каждому пункту плана формулируют тезисы и оформляют
в виде таблицы).
Цитатный план урока. «Я — бренная пена морская» «Безмерность в мире
мер». «Мне синь небес и глаз любимых синь слепят глаза». «Моя душа —
мгновений след». «Всё понять и за всех пережить!». «Так вбаливаются
в любовь». «Солнце — одно, а шагает по всем городам».
XIII. Домашнее задание
Всем: Заполнить третий столбик в таблице своими
ассоциациями и сделать вывод.
Дифференцированно: Написать сочинение-эссе «Лики любви
в поэзии М.И. Цветаевой» или создать свою модель
художественного пространства любовной поэзии М.И. Цветаевой.
|