Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 25.11.2024, 11:06:21
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ Н. А. НЕКРАСОВА
18.09.2010, 13:21:49

Цель урока:

1.                     Сформировать у учащихся представление о взглядах Некрасова на роль поэзии и назначении поэта в обществе.

2.                     Развивать навыки выразительного чтения, логического мышления, сопоставления и обобщения изучаемого материала.

3.                     Воспитать чувство гражданственности и прививать любовь к русской классической литературе.

Оборудование:

Портрет Н. А. Некрасова; портреты К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова; выставка книг (хрестоматия, справочные материалы по русской литературе XVIII XIX в.в., произведения Некрасова).

Ход урока:

1.             Организационный момент: приветствие, представление класса, проверка отсутствующих, тема и цели урока.

2.             Слово учителя:

«Мы изучаем творчество Николая Алексеевича Некрасова. Это поэт, сопровождающий нас всю жизнь. Его стихотворения – голос совести России, страстный урок гражданственности и человечности.

На предыдущих уроках мы говорили о становлении Некрасова как поэта и общественного деятеля, об его антикрепостнической лирике, о крестьянской теме в его творчестве, об его сатирических стихотворениях.

Сегодня мы изучаем, решается традиционная для русской поэзии тема назначения поэта Некрасовым. Сравним его восприятие с восприятием тех поэтов, кто до него поднимал этот вопрос».

3.             Вопросы классу:

- О ком мы будем говорить?

- Как о назначении поэта и поэзии рассуждали К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов?

Учащиеся отвечают, что впервые к этой теме обратился поэт XVIII Г. Р. Державин, продолжили эту традицию Рылеев («Я ль буду в роковое время позорить гражданине сон… Нет, не способен я в объятиях сладострастья в постыдной праздности влачить свой век младой и изнывать кипящею душой под тяжким игом самовластья»), Пушкин («Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волей моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей», «Голос мой был эхом русского народа», «Чувства добрые я лирой пробуждал»), Лермонтов («Твой стих, как Божий дух, носился над толпой; и отзыв мыслей благородных звучал, как колокол на балине вечевой, во дни торжеств и бед народных»).

4.             Слово учителя.

«Спасибо вам, ребята, за то, что вы хорошо подготовились к уроку, отследив, как развивалась эта сквозная для русской литературы тема.

Итак, поэт – это гражданин, пророк, борец, который ведёт за собою других к осуществлению заветных идеалов.

Размышления о смысле поэтического творчества сопровождали всю жизнь Некрасова: с ними связаны такие его произведения, как «Музе», «Поэту», «Блажен незлобивый поэт», «Элегия» и многие другие».

Проблемный вопрос урока:

Каков же идеал поэта у Некрасова?

«Поразмыслим над стихотворением Некрасова «Поэт и гражданин», написанное в 1856 году и ставшем манифестом гражданской поэзии Некрасова.

5.             Вопросы классу:

- А как вы понимаете «гражданственность»?

- Кто такой гражданин?

Ответы учащихся.

6.             Вопрос классу:

- Что вы можете сказать об эпохе, о времени, когда было написано это произведение? (1856 год)

Ответы учащихся.

7.             Слово учителя:

«В литературе в это время происходила борьба представителей революционно-демократического направления в искусстве с приверженцами «частного искусства».

Построено произведение в форме диалога Поэта и Гражданина».

Обращение учителя к классу:

Ребята, перед вами вопросы и задания, посмотрите их и постарайтесь выполнить. Не забывайте, что в своих тетрадях вы должны делать записи (ключевые слова, фразы, афоризмы), то есть должны быть зафиксированы важнейшие моменты урока.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

·                Подготовьте выразительное чтение фрагмента одного из монологов Поэта и Гражданина. Объясните мотивы данного фрагмента. В чём вы будете убеждать слушателей своим исполнением?

·                Найдите в стихотворении афористические выражения и строки, раскрывающие гражданские чувства Некрасова и его взгляды на назначение поэзии. Выпишите и запомните их.

·                Воссоздайте по монологу поэта его жизненную и творческую судьбу. В чём её драматизм? Что заставляет Поэта назвать себя «сын больной больного века»?

·                Какие высказывания Гражданина заставляли, по-вашему, видеть в стихотворении «призыв к революции»?

·                Сопоставьте заключительную часть последнего монолога Поэта со стихотворением Некрасова «Муза» (1851). Чем отличаются «отношения» поэтов со своими Музами в стихотворении и монологе?

·                Перечитайте стихотворения Пушкина и Лермонтова, раскрывающие их взгляды на роль и назначение поэзии. В чём Некрасов следует их традиции? Что нового вносит он в тему поэта и поэзии, сквозную для русской лирики XIX века?

По первому вопросу вы готовитесь дома. Начнём чтение по ролям.

8.             Учащиеся читают по ролям отрывок стихотворения «Поэт и Гражданин». С начала и заканчивая словами: «И брызжет сам собою пламень!»

9.             Учитель оценивает чтение ребят и продолжает ход урока, зачитывая текст стихотворения.

10.        Аналитическая беседа с классом.

11.        Вопросы классу:

- Как вы понимаете слова «Наперечёт сердца благие, которым родина света»?

Ответы учащихся.

Комментарий учителя: Годы безвременья привели к разобщённости людей, потере ими цели жизни, измельчанию. Устами Гражданина Некрасов осуждающе говорит об этом.

- Кто вызывает наибольшее презрение Гражданина?

Мудрецы, не желающие даром гибнуть.

- «Поэтом можешь ты не быть,

Но Гражданином быть обязан…»

Обязан ли каждый понимать эту формулу так: поэзия должна быть политической, гражданской, всё остальное несущественно?

Ответы учащихся.

Комментарий учителя: Форма и содержание в художественном произведении неотделимы друг от друга. Любая, самая высокая идея дискредитируетсянехудожественностью, непоэтичностью формы. Речь о другом: бывают времена, когда нужнее всего оказываются люди, готовые гибнуть за свои убеждения, за любовь.

Гражданин не отрицает поэзию и искусство вообще. Он убеждён в чём? Долг поэта не замыкаться в себе, а громить пороки смело, служить своим искусством «благу ближнего»! Речь Гражданина афористична. Интонация речи торжественна.

- Какие приёмы красноречия использует Гражданин?

Ответы учащихся.

Комментарий учителя: Речь Гражданина насыщена словами, характерными для гражданской лирики: Отчизна, Свобода, Честь.

- А каков поэт?

Ответы учащихся.

Комментарий учителя: Мы видим его в двух проекциях: в его собственной самооценке и глазами Гражданина.

- Что Поэт говорит о своей судьбе?

Ответы учащихся.

Комментарий учителя: Понять причину такого состояния можно только к концу стихотворения, обратившись к последнему монологу.

Ответы учащихся: Нет! Поэт вызывает сочувствие, а не презрение к себе.

- Поэт и Гражданин противопоставлены или сопоставлены друг другу?

Ответы учащихся.

Комментарий учителя: Большинство исследователей творчества Некрасова считают, что Поэт и Гражданин сопоставлен друг с другом. В стихотворении воплотился тот внутренний диалог, спор с сами собой, который шёл на протяжении всей творческой деятельности Некрасова. В Гражданине воплотилось то идеальное, «должное», что утверждалось Некрасовым как норма общественного поведения человека, а свойственные ему колебания отразились в Поэте. Гражданин пропагандирует, Поэт исповедуется, и оба убеждают в святости чувства гражданственности.

- Есть ли в произведении призыв к революции? Зачитайте эти строфы.

- Есть ли в стихотворении ответ на вопрос: изменят ли состояние и участь Поэта призывы Гражданина?

Ответы учащихся: Нет. Этого ответа нет. Мы видим, что итог жизни Поэта драматичен и не окончателен в то же время. Отказ от гражданственности приводит к измене самому себе, к душевному кризису и творческому тупику. Но в самом сознании этого, в готовности склонить голову при словах «честный гражданин» - возможность нового пробуждения. И это пробуждение, мы верим, наступает!

12.        Подведение итогов урока. Отмечаются, оцениваются лучшие ответы.

13.        Домашнее задание: написать анализ стихотворения.

14.        Заключительное слово учителя:

«Некрасов с нами. Он современен. Идея гражданственности продолжает жить в произведениях лучших наших современных поэтов».

Учитель читает стихотворение «Тихая поэзия» Е. Евтушенко, строфы А. Дементьева:

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас состраданье,

Пока мечтаем мы и буйствуем, -

Есть нашей жизни оправданье.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, презентация powerpoint, скачать бесплатно, урок русской литературы в школе, грамотнос, русская литература, для учителя
Просмотров: 6069 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0