Введение. Одной из центральных тем
пушкинской поэзии является тема музы. Имя музы,
античной богини, покровительницы и
вдохновительницы поэтов, отсылает нас ещё к
временам Гомера: "Муза, воспой Ахиллеса, Пелеева
сына”. В новое время (XVI–XIX века) муза становится
символом традиции, той цепи, которая связывает
живущих поэтов с умершими, новые произведения –
с образцами. Пушкин продолжил древнюю традицию
обращений к музе, осмыслил её и завершил.
Основная часть.
1. На первом этапе своего творчества (1810-е годы)
Пушкин – продолжатель традиции. В программном
стихотворении "К Жуковскому” (1816) он, совершая
древний поэтический ритуал, присягает музам на
верность: "В парнасской сени // Я с трепетом
склонил пред музами колени… // Мой жребий вынул
Феб, и лира мой удел”. Традиционный выбор,
который стоял перед ним в юношеские годы, был
между "весёлой”, "унылой” и "торжественной”
музой. "Весёлая” вдохновляла на
анакреонтические песни во славу Вакха и Венеры,
унылая – на элегические любовные исповеди,
торжественная – на одические прославление,
обличение и призывы. Друзья-декабристы призывали
Пушкина сделать выбор в пользу вольнолюбивой
оды. Поэт же решил по-своему и не отказался ни от
одной из муз. При этом все три музы были
объединены одной страстью Пушкина – стремлением
к свободе.
1а. Свобода раннего Пушкина многолика. В
шутливых посланиях её синонимами являются
"праздность” и "разгул”; музы здесь – "милые”
и "молодые”, в одном ряду с "ленью” и
легкомысленной "любовью”; творческая свобода
здесь сродни буйной вольнице пиров, Феб (в
античной мифологии – покровитель творчества)
рядом с Вакхом (богом вина) (Г.Федотов: "В
лицейские и ранние петербургские годы свобода
впервые открылась Пушкину в своеволии разгула,
за стаканом вина, в ветреном волокитстве,
овеянном музой XVIII века”). И в то же время муза
юного Пушкина могла становиться грозной и
строгой. Так, в "Вольности” поэт призывает
возвышенную одическую музу – "Свободы гордую
певицу”.
2. Со второй половины 1820-х годов Пушкин уже не
просто продолжает традицию, а осмысляет её. "Я
понять тебя хочу, // Смысла я в тебе ищу” – так
Пушкин говорит о загадке жизни ("Стихи,
сочинённые ночью во время бессоницы”, 1830); та же
воля к глубинному знанию движет поэтом, когда он
обращается к загадке музы. Муза для зрелого
Пушкина есть метафора поэтического служения и
поэтической свободы, служения высшему, свободы –
от "черни”, "толпы” и "низких истин”.
Идея служения глубоко традиционна, она исходит
из представления о божественной природе поэзии;
Пушкиным же эта традиционная идея выстрадана в
полной мере и додумана до конца. Да, Пушкин
говорит то, что до него уже не раз говорилось:
певец – "Богом избранный”, лира его –
"священна”; но при этом взгляд поэта на место
поэта и поэзии в мире – предельно трезвый. Если в
ранний период Пушкин, следуя традиции, писал о
всесилии музы ("Хочу воспеть свободу миру, // На
тронах поразить порок” – "Вольность”, 1917), то
уже в конце 20-х годов он отрицает даже полезность
поэзии:
Подите прочь – какое дело
Поэту мирному до вас:
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас.
("Поэт и толпа”, 1828)
Муза не уживается с модой и сиюминутными
порывами "толпы”, её стихия – большое время. Сам
же поэт, когда он не с музой, живёт в малом времени
– и тогда он не лучше, а то и хуже других:
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружён.
("Поэт”, 1827).
Когда же его посещает муза, он преображается,
становится боговдохновенным – как бы выходит из
себя и забывает себя:
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл.
("Поэт”, 1827)
Из "ничтожного” состояния поэт поднимается до
библейского пафоса – под воздействием
вдохновения:
И он ["шестикрылый серафим”]
к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
("Пророк”, 1826)
А что необходимо для вдохновенного служения
музе? Свобода – от сегодняшних мнений, от
предрассудков современников; отречение от
малого времени ради большого:
Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдёт минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодный,
Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечёт тебя свободный ум…
("Поэту”, 1830)
3. Позднее творчество Пушкина (30-е годы) – время
итогов. Позиция Пушкина становится ещё более
трезвой и "угрюмой”. Во второй половине 20-х
годов Пушкин ещё верил в то, что поэт ("царь” в
мире музы), хоть и не может ничему научить толпу,
всё же может советовать царю (тоже одинокому в
современности, тоже живущему для большого
времени):
Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу.
("Друзьям”, 1828)
В 30-е годы муза Пушкина окончательно
отворачивается от современности – и от царей, и
от народа: "Зависеть от властей, зависеть от
народа – // Не всё ли нам равно, Бог с ними…” ("Из
Пиндемонти”, 1836).
Поздний Пушкин думает о своём месте в большом
времени и – шире – о миссии поэта, о
предназначении поэзии. В результате появляется
итоговое стихотворение Пушкина "Памятник” (1836)
– гениальное переложение оды Горация. В
"Памятнике” поэт вновь возвращается к вопросу о
полезности поэзии и даёт свой решающий ответ на
этот вопрос: "И буду тем любезен я народу…” Чем
же? Не красотой стихов, а их этической ценностью.
То есть уроком, полезным для народа, общественной
пользой: "И буду тем любезен я народу, // Что
чувства добрые я лирой пробуждал”.
После всего сказанного Пушкиным о
"бесполезности” стихов, о разрыве между
"певцом” и "толпой” – в "Памятнике” вновь,
как в ранней "Вольности”, утверждается идея
неразрывной связи поэта и народа. Однако что
понимается под "народом”? "И гордый внук
славян, и финн // И ныне дикой // Тунгус, и друг
степей калмык” – все они не в малом, а в большом
времени. Поэт не только "вознёсся выше”
Александрийского столпа – символа
государственной власти, но и преодолел власть
времени ("Душа в заветной лире // Мой прах
переживёт и тленья убежит”). Поэтому любезен
народу Пушкин будет не только и не столько в своё
время, а во все времена. К его памятнику "не
зарастёт народная тропа”, пока существует
человеческая культура ("жив будет хоть один
пиит”). Вот к этому – "вечному” – народу и
обращается Пушкин, для него и предназначает свой
урок "чувств добрых”.
Заключение. Стихотворением
"Памятник” Пушкин завершает древнюю тему музы.
Последняя ода Пушкина становится последней одой
в мировой литературе: "Муза отлетела, и после
Пушкина отношения поэта к поэзии не суть
отношения к Музе. Кончилась 3000-летняя история.
Как установить будущее? Кто заменит Музу? Об этом
только возможны методические предположения на
общую тему, завещанную нам Пушкиным: о месте
поэзии в абсолютной цивилизации”
(Л.В. Пумпянский).
ТЕЗИСЫ. «Памятник»
Смысл заглавия: уподобление поэзии памятнику,
увековечивающему самого поэта. Сравнение миссий
поэта и государства: цивилизаторская программа
просвещения диких народов. "Памятник” Пушкина и
классический принцип подражания как состязания:
сопоставление стихотворения Пушкина со
стихотворениями Горация и Державина. Основное
предназначение поэта у Горация (подражание), у
Державина (новаторство: соединение
противоположностей), у Пушкина (призыв к
"чувствам добрым”). Гордость поэтов: за заслуги
перед поэзией и государством у Горация и
Державина, за общечеловеческие заслуги у
Пушкина. Эгоцентрическая позиция поэта у Горация
и Державина, самоотверженная позиция поэта у
Пушкина; заинтересованная муза у Державина и
Горация, бесстрастная муза у Пушкина (пушкинский
"поэт” как покровитель и учитель "музы”).
Вещественные образы у Горация и Державина;
духовные образы у Пушкина. Религиозные мотивы в
"Памятнике” и проблемы духовной эволюции
Пушкина в 1830-х годах.
|