Цели мероприятия Развитие познавательной
активности учащихся, применение знаний
полученных на уроках к игровой ситуации,
применение теоретических знаний к практическим,
знание правил ТБ, развитие интереса к предмету.
Мероприятие проводится после прохождения темы:
"Теория электролитической диссоциации” для
учащихся 9 – х классов, занимающихся по учебнику
Л.С.Гузей или для учащихся 8 – х классов,
занимающихся по учебнику О.С.Габриеляна.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя Ребята на уроках
мы познакомились с одной из величайших теорий, на
которую опирается химическая наука – это теория
электролитической диссоциации. Теория
электролитической диссоциации широко и
плодотворно применяется, для объяснения
многообразных физических и химических явлений в
растворах, установления между ними тесной связи.
Она, по словам Аррениуса, "оказалась применимой
и полезной во всех областях современной науки”.
Сегодня мы с вами проводим игру по этой теме в
виде химической эстафеты, где вы сможете
показать и применить знания, полученные на
уроках.
Условия игры Игра состоит из 5 этапов:
разминка, химический марафон, экспериментальный
этап, установить закономерность в предложенном
ряду, угадать о каком веществе идет речь.
Судить нашу эстафету будут учащиеся 10-х классов
(представление членов жюри).
Участники игры – учащиеся 9-х или 8-х классов две
или более команд.
Этап первый – разминка
Учащиеся отвечают на вопросы, получая за каждый
правильный ответ по 1 баллу.
Вопросы
1. Основоположник теории электролитической
диссоциации (Аррениус).
2. Процесс распада электролита на ионы
называется…(Электролитическая диссоциация).
3. Какие вещества в водном растворе или расплаве
не распадаются на ионы?
4. Какие вещества называются электролитами?
5. Положительно или отрицательно заряженные
ионы называются …
6. При диссоциации, каких веществ образуются
ионы водорода?
7. Неэлектролиты – это вещества, которые в
водном растворе или расплаве…
8. При диссоциации щелочей образуются ионы…
9. Если степень диссоциации вещества 0,8, то такой
электролит будет сильным или слабым?
10. Перечислите условия протекания реакций
ионного обмена.
11. Приведите примеры окрашенных и бесцветных
ионов.
12. Процесс растворения – это физический или
химический процесс?
Во время подведения итогов проводиться игра со
зрителем в виде викторины, так как в качестве
зрителей могут быть ребята разных возрастов, то
вопросы должны быть разносторонними, например:
1. Элемент – неметалл, который входит в состав
поваренной соли.
2. Газ, который образуется при горении
природного газа.
3. Вещества, ускоряющие химическую реакцию.
4. Самый легкий газ.
5. Частицы, из которых состоит ядро.
6. Заряд иона натрия.
7. Вещества, окрашивающие фенолфталеин в
малиновый цвет.
8. Как называется реакция взаимодействия
некоторых солей с водой?
(За каждый правильный ответ в качестве
поощрительного приза можно награждать конфетой).
Второй этап – распознай свое
Среди перечисленных формул выберите: первая
команда – электролиты, вторая – неэлектролиты.
Формулы: CO2; H2SO4; CuCl2;
Fe(OH)3;
Al2(SO4)3; H2SiO3;
NaOH; CuO; HCl;
BaSO4; H2O; K2CO3.
За правильный ответ команда получает 1 балл
(максимальное количество баллов равно 6).
При подведении итогов звучит литературная
пауза:
Сванте Аррениус родился в 1859 году. Его отец
работал сначала землемером, а потом –
делопроизводителем в Упсальском университете.
Уже в три года Сванте научился читать, а вскоре
поразил близких необычайной страстью к счету. Он
сидел возле отца и проверял правильно ли отец
складывает и вычитает. В 17 лет он поступил в
университет и занялся изучением естественных
наук.
Третий этап – продолжи уравнение
В конкурсе принимает участие 5 человек. На
плакате записана правая часть уравнения.
1-й участник его продолжает.
2-й расставляет коэффициенты.
3-й пишет полное ионное уравнение.
4-й сокращенное ионное уравнение.
5-й комментирует и называет признак реакции
ионного обмена.
Уравнения:
Первая команда: K2SO4 + BaCl2 =
Вторая команда: NaOH + H2SO4 =
Жюри оценивает конкурс по 5 бальной системе, а в
это время происходит показ занимательных опытов.
1. "Дым без огня”.
2. Сжигание сахара без нагревания.
3. Самовоспламенение перманганата калия.
4. Образование водорослей.
Четвертый этап – конкурс капитанов
(экспериментальный)
Имея на столах набор реактивов доказать
качественный состав
Первая команда – хлорида бария
Вторая команда – серная кислота.
Опыты проводятся по очереди каждым капитаном и
должны сопровождаться объяснениями.
Оценивается конкурс в 5 баллов.
При подведении итогов включается музыкальный
номер.
Пятый этап – заключительный – установи
соответствие и продолжи ряд
Первая команда:
CaCl2; Ca(NO3)2; CaS; CaCO3.
Mg(NO3)2; MgSO4; MgCl2;
MgSiO3.
CuSO4…
Вторая команда:
HCl; KCl; CuCl2; AgCl.
H2SO4; Na2SO4; FeSO4;
BaSO4.
H2CO3…
Командам необходимо напомнить, что ответ
следует связать с теорией электролитической
диссоциации
Конкурс оценивается в 5 баллов.
Пока жюри подводит итоги, исполняется гимн
химиков:
Нам суждено пролить все то, что льется.
Просыпать то, чего нельзя пролить.
Наш кабинет химическим зовется.
Мы рождены, чтоб химию любить
Все выше и выше и выше
Летит рыжий бром к небесам.
И кто этим бромом подышит,
Тот рыжим становиться сам.
Жюри объявляет итоги, награждаются победители
и участники.
|