Многие говорят о том, что на уроках физической
культуры необходимо давать ребятам
теоретические знания. Мало кто показывает, как
именно это можно сделать интересно, без ущерба
для основной цели урока. Один из вариантов нам
предложила автор данной статьи Татьяна
Распономарева.
Разминка
На уроках детям приходится объяснять
более подробно, доступно и наглядно то или иное
упражнение, смысл работы, которую организует
учитель.
Прежде чем начать говорить о разминке,
можно показать ребятам... пластилин. Берем
брусочек пластилина, предварительно его охладив,
и сгибаем пополам. Пластилин ломается – так
«рвутся» наши мышцы, если их не разогревать.
Второй брусочек пластилина разминаем в
присутствии учащихся и тоже сгибаем его пополам.
Пластилин становится эластичным и не ломается –
такими становятся наши мышцы после физической
нагрузки. Делаем выводы: разминка нам необходима.
Зачем? Можно рассказать ребятам о смысле
разминки (см. карточку № 1), а можно – дать
прочитать этот материал.
Карточка № 1
Разминка. В основе разминки лежит
физиологическая закономерность: организму
трудно без предварительной подготовки перейти
от состояния покоя к физическим упражнениям.
Период постепенного усиления деятельности
систем и органов получил название
врабатываемости, что и происходит во время
разминки. Организм разогревается, согласуются в
своей деятельности все функциональные системы,
преодолевается их инертность, создаются условия
для включения организма в работу повышенной
мощности. Правильно построенная разминка –
хорошее средство профилактики травм мышц и
суставов.
Разминка создает положительный эмоциональный
фон, уверенность в своих силах, готовность
выполнить предстоящие физические упражнения.
Одно из назначений разминки – это подготовка
нервной системы к разумному управлению
движениями, регулированию вегетативных функций,
в первую очередь, согласованию функций дыхания,
кровообращения, терморегуляции.
Сердечно-сосудистая система
Ходьба на лыжах, катание на коньках
укрепляют сердечно-сосудистую и другие системы.
На практике это выглядит так: учащиеся измеряют
пульс в покое (он составляет примерно
80 уд./мин.). После этого по моему сигналу
выполняют 12 приседаний на счет, а затем снова
измеряют пульс (он становится примерно
110 уд./мин.).
Выходя на лыжню, мы также измеряем
пульс до катания на лыжах и после, сравниваем
результаты, делаем выводы: во время физических
упражнений усиленно работают все мышцы тела, им
требуется больше питательных веществ и
кислорода. Кроме того, в них образуется больше
углекислого газа и других веществ. Чтобы мышцы
получили необходимые вещества и избавились от
ненужных, сердце бьется быстрее. При разговоре с
ребятами можно использовать информацию из
карточки № 2.
В обычной ситуации кровь, которая
циркулирует в кровеносных сосудах, строго
распределяется между органами, получающими
разное количество крови. Особенно много получает
работающий орган. Это хорошо видно на следующем
примере. Поднимем правую руку вверх, а левую
опустим вниз и выполним круговые движения в
лучезапястном суставе. Через минуту, выпрямив
руки вперед, сравним цвет кожи на обеих руках. От
правой руки кровь «отхлынула», кожа посветлела, а
к левой «прилила», кожа покраснела.
Благодаря этим практическим моментам
на уроке дети получают представление о механизме
движения крови по организму, о нагрузке на
сердечно-сосудистую и другие системы, о влиянии
физических упражнений на организм. Похожим
образом можно использовать и описание других
упражнений.
В зависимости от изучаемого раздела
учащимся даются домашние задания на укрепление
общего физического состояния.
Карточка № 2
Ходьба на лыжах – относится к
циклической работе переменной интенсивности
умеренной и большой мощности. Ходьба на лыжах
хорошо развивает опорно-двигательный аппарат,
сердечно-сосудистую, двигательную и другие
системы, повышает работоспособность и
выносливость организма. У лиц, систематически
занимающихся лыжами, отмечается меньшая частота
пульса, более низкое кровяное давление, хорошо
развитая дыхательная система, более высокая
жизненная емкость легких.
Природа, чистый воздух, ритмичные свободные
движения успокаивают нервную систему. Ходьба на
лыжах развивает общую и специальную
выносливость, быстроту, силу, увеличивает
подвижность в суставах туловища и конечностей.
При ходьбе на лыжах по пересеченной местности
совершенствуются специальные двигательные
навыки, вестибулярные функции, периферическое
зрение, ориентировка во времени и пространстве.
В связи с участием большого объема мышечной
массы (более 60%) ходьба на лыжах способствует
гармоническому развитию скелетной мускулатуры и
уменьшению жировой ткани, в частности,
укреплению мышц брюшного пресса.
Карточка № 3
Бег. Многие во время бега ощущают
боль в правом или левом боку, поэтому не желают
заниматься на уроках, чувствуют дискомфорт. Это
происходит не из-за большой нагрузки на организм,
а из-за того, что он плохо приспособлен к таким
ситуациям (не тренирован). В организме взрослого
человека около 5 л крови, у детей младшего
школьного возраста – около 3 л. Половина крови
циркулирует по организму, а вторая половина
находится в «депо» – селезенке, печени и коже.
Так, когда организм получает физическую
нагрузку, активно работают все мышцы, организму
требуется усиленное снабжение органов
кислородом. Чтобы помочь организму, «кровяные
депо» выбрасывают дополнительные порции крови, и
нормальная деятельность восстанавливается.
Когда физическая нагрузка прекращается, часть
крови вновь заполняет сосуды печени, селезенки,
кожи.
Карточка № 4
Плавание. Оздоровительное
значение плавания состоит в том, что оно является
одним из эффективных средств закаливания
человека, повышающим сопротивление организма
воздействию температурных колебаний и
простудных заболеваний. Вода очищает поры кожи,
помогая кожному дыханию. Занятия плаванием
устраняют нарушения осанки, плоскостопие,
гармонично развивают почти все группы мышц:
плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног.
Плавание играет важную роль в улучшении функций
дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Горизонтальное положение тела в воде,
эффективное действие мышечного насоса в
сочетании с глубоким дыханием облегчает
венозный возврат, что ведет к увеличению
систолического объема крови.
Плавание является эффективным средством
развития дыхательной мускулатуры. При плавании
дыхание глубокое и согласованное с ритмом
движений. Дыхательный аппарат работает с большим
напряжением, преодолевая при вдохе давление воды
на грудную клетку, а при выдохе – сопротивление
воды.
Плавание имеет психогигиеническое значение,
устраняя бессонницу и другие признаки различных
нервных напряжений, снижая чрезмерную
возбудимость, укрепляя нервную систему.
Массирующее и очищающее действие воды делает
кожу более эластичной, способствует нормальному
выполнению ее функций.
При прыжках в воду больше всего развивается
вестибулярная устойчивость.
* * *
Прыжки способствуют укреплению
мышц ног, развивают координацию движений.
Вызывая легкое ритмическое сотрясение органов
брюшной полости, они тем самым оказывают
положительное влияние на функции желудка,
печени, кишечника.
Прыжки через скакалку – укрепляют
сердечно-сосудистую и дыхательную системы,
способствуют развитию силы и выносливости мышц
ног.
Метание – скоростно-силовые
упражнения, вовлекающие в работу мышцы рук,
плечевого пояса, туловища и ног, требующие
максимальных кратковременных нервно-мышечных
усилий и развивающие мускулатуру всего тела,
силу, быстроту и согласованность движений.
Метание теннисных, волейбольных, баскетбольных,
набивных мячей, гранаты укрепляет силу мышц,
увеличивает подвижность почти во всех суставах,
влияет на совершенствование координации
движений и быстроту реакций.
Лазанье на гимнастической стенке с
помощью рук и ног, перелезание через снаряды,
барьеры увеличивает подвижность суставов,
укрепляет силу мышц, развивает смелость,
решительность, умение владеть своим телом.
Ползание – по-пластунски и на
четвереньках – увеличивает подвижность
позвоночника, благоприятно влияет на функции
желудочно-кишечного тракта, способствует
укреплению и нормализации функций женских
половых органов.
Баскетбол – командный вид спорта с
нестандартными движениями и работой переменной
мощности. Для спортивно-технического мастерства
характерна автоматизация двигательных навыков,
подвижность нервных процессов, совершенная
деятельность анализаторов. При игре в баскетбол
развивается зрительный анализатор в связи с
быстроменяющимися игровыми ситуациями,
мгновенными передачами мяча, бросками по корзине
с близкого и дальнего расстояния. Большое
значение в игре имеет проприоцептивная
(сознательное суставно-мышечное чувство
давления и веса) и тактильная (ощущение,
возникающее при действии на кожную поверхность)
чувствительность кистей рук.
Волейбол отличается динамической
скоростно-силовой работой переменной мощности.
При выполнении точных подач и передач мяча,
обманных и атакующих ударов происходит развитие
зрительного, кинестезического и тактильных
анализаторов.
Футбол – вид спорта с
ситуационными нестандартными движениями. В игре
развивается пространственная точность движений
и быстрота двигательной реакции.
После обычной тренировки со средней нагрузкой
увеличивается поле зрения, причем в наибольшей
степени – на зеленый цвет. При утомлении
снижается электрическая чувствительность глаза.
Передачи мяча – волейбольного,
баскетбольного, теннисного, набивного –
различными способами (от груди, из-за головы, в
мишень и др.) являются специальными упражнениями
для укрепления цилиарной мышцы глаза
(профилактика близорукости).
Гимнастические упражнения оказывают
воздействие на все мышцы, повышают их
возбудимость и функциональные возможности
вестибулярного анализатора, в высокой степени
способствуют координации движений. Укрепляются
мышцы спины, шеи, брюшного пресса. Развивается
гибкость, пластичность, грация. |