Перед каждым учителем стоит вопрос, с помощью каких критериев можно определить двигательные способности учащихся. На наш взгляд, таким основным методом контроля в условиях школы является тестирование, которое помогает оценить правильность, быстроту и рациональность выполнения двигательных действий. На протяжении многих лет работы в школе я убедилась, что одним из ведущих средств развития двигательных способностей служат игры с мячом, например баскетбол. Для игры в баскетбол характерны высокий эмоциональный накал, точное распределение сил и комплексное развитие быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, гибкости, находчивости. В целом спортивные игры способствуют развитию жизненно важных качеств и свойств человеческого организма, обеспечивающих ориентировку в сложной двигательной деятельности, в пространстве, вестибулярную устойчивость, оперативность мышления, совершенствуют дистанционные слуховые и зрительные функции. Мной разработан комплекс тестов на основе игры в баскетбол, который, на мой взгляд, достаточно полно отражает уровень развития двигательных качеств учащихся. В каждом классе, начиная с V, согласно учебной программе на баскетбол отводится около 20 уроков. На первом уроке я провожу первоначальное тестирование уровня развития двигательных способностей учащихся, на последнем - контрольное. Тестирование начинаю с VI класса, когда у школьников уже частично сформированы некоторые двигательные баскетбольные навыки, когда они достаточно четко знают поставленные перед ними задачи и могут концентрировать свое внимание. Перейдем к описанию тестов, которые подобраны в соответствии с программными требованиями по разделу «Баскетбол». Тест 1. Ведение мяча с изменением направления («змейка») 30 м (2x15 м). По команде «На старт!» учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом в руках. По команде «Марш!» учащиеся начинают бег по восьмерке с ведением мяча правой и левой рукой, выполняя при этом обводку ориентиров, находящихся на расстоянии 3 м друг от друга. Фиксируют время, которое показывает ученик, пересекая финишную линию. Тест 2. Челночный бег с ведением мяча 3x10 м. Старт тот же, что и в тесте 1. По команде «Марш!» ученик устремляется с ведением мяча к отметке 10 м, касается отметки ногой, при этом не беря мяч в руки, и устремляется обратно, касается ногой стартовой линии и финиширует не останавливаясь. Фиксируют время, которое ученик показывает, пересекая финишную линию. Тест 3. Штрафной бросок. Учащиеся разбиваются по парам: один подает мяч, другой с линии штрафного броска выполняет броски в кольцо 10 раз подряд. Затем партнеры меняются ролями. Засчитывают каждый попавший в кольцо мяч. Учащиеся VI - VII классов выполняют броски малыми мячами. При этом учащиеся VI класса могут выполнять штрафной бросок, находясь на 30 см ближе к кольцу.
Тест 4. Бросок в движении. Учащиеся строятся у средней линии с правой стороны щита. У каждого мяч. По команде учителя ученик начинает ведение, выполняет два шага и бросок в кольцо с отскоком от щита, затем возвращается на свое место, выполняет второй бросок и т.д. (всего - 10). Фиксируют количество точных попаданий в кольцо. Тест 5. Передача мяча обеими руками от груди в стену. Учащиеся располагаются в 3 м от стены и по сигналу учителя в течение 30 сек. выполняют передачи в стену обеими руками от груди. По свистку передачи заканчивают. Подсчитывают количество выполненных передач за 30 сек. Задание можно выполнять двумя группами: одна группа учащихся выполняет передачи, другая считает; затем группы меняются местами. Тест 6. Передачи мяча с противодействием соперника в игровой ситуации. Упражнение выполняют на одной половине баскетбольной площадки, в условиях жесткого противодействия соперника. Класс делится на две команды. Учитель вбрасывает мяч. Игроки команды, овладевшей мячом, стараются выполнить как можно больше передач друг другу так, чтобы мяч не достался соперникам. Допускается ведение мяча, но не более двух ударов мяча об пол. Если игрок одной из команд совершил ошибку (пробежка, фол и т.д.), мяч передают другой команде. Освобожденные от занятия учащиеся подсчитывают количество результативных и ошибочных передач, выполненных каждым игроком. Результат считается хорошим, если у ученика преобладает количество результативных передач над ошибочными, и неудовлетворительным, если ошибок больше, чем результативных передач. Также учитывается и активность учеников (подсчитывают количество перехватов). В таблице приведены оценки результатов тестирования по определению уровня двигательных способностей учащихся VI-IX классов средствами баскетбола.
|