Биология – наука о живой природе.
Значение растений в природе, народном хозяйстве
и жизни человека
1. Биология – наука о жизни, о живых
организмах, обитающих на Земле.
2. Биология – наука о растениях.
3. Биология – наука, изучающая
сезонные периодические явления в жизни животных
и растений.
4. Ботаника – наука о растениях.
5. В настоящее время ученые
объединяют все организмы, обитающие на Земле, в 4
царства: Животные, Растения, Бактерии, Грибы.
6. В настоящее время ученые
объединяют все организмы, обитающие на Земле, в 5
царств: Человек, Животные, Растения, Бактерии,
Грибы.
7. Растения обогащают воздух
углекислым газом.
8. Растения обогащают воздух
кислородом.
9. Растения поглощают из воздуха
углекислый газ.
10. Растения служат пищей
растительноядным животным, которыми в свою
очередь питаются хищники.
11. Растительные организмы служат
местом обитания для животных.
12. Большинство растений обладает
зеленой окраской, но некоторые растения ее не
имеют.
13. Человек использует растения в
качестве пищи и сырья.
14. Для охраны растений ученые
составили специальные «Желтые книги».
15. Название науки ботаники
произошло от греческого слова «ботанэ», что
значит «зелень, трава, растение».
16. Из древесины человек
изготавливает бумагу и искусственный шелк.
17. Из растений нельзя
изготавливать лекарства.
18. Растения украшают нашу жизнь,
доставляя эстетическое удовольствие.
19. В помещениях, как правило,
выращиваются комнатные растения.
20. Для своих нужд человек
использует разные части растений.
|
Органы растения
1. Орган – часть организма, занимающая
определенное место, имеющая свое определенное
строение и выполняющая конкретную функцию.
2. Побег – стебель с расположенными на нем
листьями и почками.
3. Цветковыми называют растения, которые
цветут хотя бы раз в жизни.
4. Цветок – видоизмененный побег, на месте
которого созревает плод с семенами или одним
семенем.
5. Цветоножка – часть побега, на которой
развивается цветок.
6. Расширенная часть цветоножки, на которой
формируются все остальные части цветка,
называется чашечкой.
7. Чашечка образована яркоокрашенными
лепестками.
8. Венчик образован зелеными листочками –
чашелистиками.
9. Главные части цветка – чашечка и венчик.
10. Главные части цветка – пестик и тычинки.
11. Тычинка состоит из широкой нижней части
– завязи, узкого столбика и рыльца.
12. Тычинка состоит из тонкой тычиночной
нити и пыльника, в котором образуется пыльца.
13. Пестик состоит из тонкой тычиночной нити
и пыльника, в котором образуется пыльца.
14. Пестик состоит из широкой нижней части –
завязи, узкого столбика и рыльца.
15. Плод развивается из завязи.
16. Плод развивается из столбика.
17. Плод развивается из рыльца.
18. Соцветие, образованное венчиком и
чашечкой, защищает внутренние части цветка от
повреждений и может привлекать
насекомых-опылителей.
19. Соцветие – это видоизмененный побег, на
месте которого созревает плод с семенами или
одним семенем.
20. Околоцветник, образованный венчиком и
чашечкой, защищает внутренние части цветка от
повреждений и может привлекать
насекомых-опылителей.
Разнообразие растений
1. Жизненной формой растения
называют его органы размножения.
2. Жизненной формой растения
называют его внешний облик.
3. К деревьям относят смородину,
ежевику, малину.
4. К деревьям относят салат, шпинат,
крапиву, подорожник.
5. Деревья – это обычно крупные
растения с многолетними деревянистыми стеблями.
6. Каждое дерево имеет ствол, ветви
дерева образуют крону.
7. Ученые выделяют три жизненные
формы растений: деревья, кустарники, травы.
8. Банан – это дерево.
9. Пшеница, рожь, подсолнечник,
сахарная свекла, лен, хлопчатник – дикорастущие
травянистые растения.
10. Большинство деревьев и
кустарников – двулетние растения.
11. К однолетним растениям
относятся фиалка, лебеда, левкой, редис, просо,
гречиха, овес, рожь, пшеница.
12. Двулетние растения живут два
лета.
13. К двулетним растениям относятся
свекла, редька, капуста.
14. К многолетним травянистым
растениям относятся свекла, редька, капуста.
15. Однолетние растения весной
развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с
семенами и после этого отмирают.
16. К многолетним травянистым
растениям относятся ландыш, одуванчик,
мать-и-мачеха, крапива.
17. У кустарников ствол начинает
ветвиться почти у самой поверхности почвы, и его
трудно распознать среди ветвей.
18. Травы, или травянистые растения,
как правило, имеют зеленые сочные стебли, и они
почти всегда ниже деревьев и кустарников.
19. Надземные части большинства
многолетних растений отмирают осенью. Весной они
развиваются заново, так как в почве под снегом у
этих растений сохраняются корни и другие
подземные органы с почками.
20. У двулетних растений в первый
год жизни развиваются обычно только корни,
стебли и листья. На второй год эти растения
развивают новые побеги, цветут и дают плоды с
семенами, а к осени отмирают.
Стержневые и мочковатые корневые
системы. Почва и ее охрана. Рост корня. Зоны
(участки) корня. Поглощение воды корнем.
Передвижение воды и минеральных веществ в
растении. Дыхание корней
1. Большинство двудольных растений имеет
корневую систему:
а – стержневую;
б – мочковатую.
2. Корневая система растения включает в
себя:
а – все корни растения;
б – только главный корень.
3. От стебля и листьев отрастают корни:
а – боковые;
б – придаточные.
4. Боковые корни развиваются:
а – только на главном корне;
б – на главном и придаточных корнях.
5. Большинство однодольных растений имеет
корневую систему:
а – стержневую;
б – мочковатую.
6. Главный корень образуется из:
а – корешка зародыша;
б – стебелька.
7. У ветки ивы или смородины, поставленных в
воду, развиваются корни:
а – боковые;
б – придаточные.
8. Мочковатая корневая система хорошо
выражена у:
а – пшеницы, ржи, ячменя;
б – гороха, фасоли, бобов.
9. Стержневая корневая система хорошо
выражена у:
а – пшеницы, ржи, ячменя;
б – гороха, фасоли, бобов.
10. Кончик корешка покрыт:
а – корневым чехликом;
б – корневыми волосками.
11. Под корневым чехликом находится зона:
а – деления;
б – роста.
12. Корневые волоски образуются в зоне:
а – деления;
б – всасывания.
13. Зона проведения образована тканью:
а – всасывающей;
б – проводящей.
14. Сосуды – это:
а – длинные полые мертвые клетки с толстыми
оболочками;
б – мелкие, постоянно делящиеся молодые клетки.
15. Мелиорация – это:
а – длительное воздействие на почву,
включающее целую систему организационных,
хозяйственных, технических и других мероприятий;
б – отщипывание кончика корня при рассаживании
молодых растений с помощью заостренного колышка,
напоминающего пику.
16. Растения лучше поливать:
а – редко, но обильно;
б – часто, но понемногу.
17. При дыхании клетки корня поглощают и
выделяют соответственно:
а – кислород и углекислый газ;
б – углекислый газ и кислород.
18. Много воды требуется взрослым растениям
во время:
а – созревания плодов;
б – роста.
19. Культурные растения садов, парков,
цветников и скверов лучше поливать:
а – вечером, когда спадет жара;
б – в середине дня.
20. Ткань – это:
а – группа клеток, имеющих одинаковое строение
и выполняющих одинаковые функции;
б – стебель, с расположенными на нем листьями и
почками.
|
Удобрения. Видоизменения корней
1. Наиболее распространенное органическое
удобрение:
а – навоз;
б – торф.
2. Из фосфорных удобрений наиболее
распространены:
а – суперфосфат;
б – хлорид калия.
3. Из калийный удобрений наиболее
распространены:
а – суперфосфат;
б – хлорид калия.
4. Навоз вносят в почву:
а – осенью;
б – весной.
5. К органическим удобрениям относятся:
а – навоз, птичий помет, перегной, торф;
б – зола.
6. Зола содержит много:
а – калия;
б – фосфора.
7. Хорошо растворяются в воде удобрения:
а – фосфорные;
б – азотные и калийные.
8. Усиливает рост стеблей и листьев:
а – азот;
б – фосфор.
9. Ускоряет созревание плодов и повышает
холодостойкость растений:
а – азот;
б – фосфор.
10. Усиливает рост корней, луковиц, клубней,
повышает холодостойкость растений:
а – азот;
б – калий.
11. Осенью вместе с навозом вносят удобрения,
которые плохо растворяются в воде, а именно:
а – фосфорные;
б – азотные и калийные.
12. Внесение удобрений во время роста
растений называют:
а – пикировкой;
б – подкормкой.
13. В образовании корнеплодов принимают
участие:
а – главный корень и нижние участки стебля;
б – утолщенные боковые или придаточные корни.
14. Корнеплоды имеются у:
а – георгина, чистяка, батата;
б – моркови, свеклы, репы, брюквы.
15. Большинство растений, образующих
корнеплоды:
а – однолетние;
б – двулетние.
16. Корневые клубни имеются у:
а – георгина, чистяка, батата;
б – моркови, свеклы, репы, брюквы.
17. В образовании корневых клубней принимают
участие:
а – главный корень и нижние участки стебля;
б – утолщенные боковые или придаточные корни.
18. Корни-прицепки плюща образованы корнями:
а – придаточными;
б – главным.
19. Корни-подпорки баньяна образованы
корнями:
а – придаточными;
б – главным.
20. Воздушные корни орхидей, живущих на
стволах и ветвях деревьев влажных тропических
лесов, образованы корнями:
а – придаточными;
б – главным.
|
Побег и почки. Развитие побега из
почки. Рост побега в длину.
Внешнее строение листьев
1. Участок стебля между двумя ближайшими
узлами одного побега называется:
а – междоузлием; б – пазухой листа.
2. Угол между листом и находящимся выше
междоузлием называется:
а – междоузлием; б – пазухой листа.
3. Расположение листьев на стебле по спирали
и по одному в узле называется:
а – мутовчатым; б – очередным.
4. Почки, которые развиваются на
междоузлиях, листьях и корнях, называются:
а – пазушными; б – придаточными.
5. Если зимой на стебле почки расположены
супротивно, то отрастающие весной листья будут
располагаться на этом же стебле:
а – супротивно; б – очередно.
6. Если зимой на стебле почки расположены
поочередно, то расположение отрастающих весной
листьев будет:
а – мутовчатым; б – очередным.
7. Почка – это:
а – зачаток будущего растения; б – зачаточный
побег.
8. Листорасположение, при котором в каждом
узле развивается три и более листьев, называется:
а – мутовчатым; б – очередным.
9. Листорасположение, при котором в каждом
узле находится по два листа, один против другого,
называется:
а – супротивным; б – очередным.
10. Почки, у которых на зачаточном стебле
находятся только зачаточные листья, называются:
а – вегетативными; б – генеративными
(цветочными).
11. При сетчатом жилковании жилки листа
располагаются:
а – в виде сплошной сети; б – параллельно друг
другу.
12. При дуговом жилковании жилки листа
располагаются в виде:
а – сплошной сети; б – дуг.
13. Сетчатое жилкование листьев характерно
для большинства растений:
а – однодольных; б – двудольных.
14. Дуговое и параллельное жилкование
листьев характерно для большинства растений:
а – однодольных; б – двудольных.
15. Если на черешке одна листовая пластинка,
лист называют:
а – простым; б – сложным.
16. Лист, состоящий из нескольких листовых
пластинок, соединенных с общим черешком
небольшими черешками, называют:
а – простым; б – сложным.
17. Параллельное жилкование листьев
характерно для:
а – ржи, ячменя, кукурузы, лука; б – дуба, клена,
березы, липы.
18. Дуговое жилкование листьев характерно
для:
а – ландыша и аспидистры; б – дуба, клена,
березы, липы.
19. Простые листья встречаются у:
а – дуба, клена, березы, липы; б – ясеня, рябины,
малины, акации.
20. Для клена, сирени, бузины, жасмина и
жимолости характерно листорасположение:
а – супротивное; б – очередное.
|
Клеточное строение листовой
пластинки. Растение и свет. Образование крахмала
в листьях на свету. Поглощение листьями на свету
углекислого газа и выделение кислорода.
Выращивание растений в парниках и теплицах.
Дыхание листа
1. Каждое устьице образовано устьичной
щелью и замыкающими клетками в количестве:
а – 1; б – 2; в – 3.
2. Клетки мякоти листа, в которых наиболее
интенсивно протекает процесс фотосинтеза,
входят в состав ткани:
а – столбчатой; б – рыхлой (губчатой); в –
покровной.
3. За процесс фотосинтеза отвечают пластиды:
а – зеленые (хлоропласты); б – бесцветные
(лейкопласты); в – разных цветов, кроме зеленого
(хромопласты).
4. Жилку называют проводящим пучком листа,
потому что в ее состав входят:
а – только ситовидные трубки; б – только
волокна; в – сосуды, ситовидные трубки и волокна.
5. По сосудам передвигаются растворенные в
воде:
а – органические вещества (сахар); б –
неорганические вещества (соли); в – органические
вещества (белки и жиры).
6. По ситовидным трубкам передвигаются
растворенные в воде:
а – органические вещества (сахар); б –
неорганические вещества (соли); в – органические
вещества (белки и жиры).
7. Сосуды образованы клетками:
а – мертвыми длинными полыми с толстыми
стенками; б – живыми длинными с поперечными
перегородками, пронизанными узкими каналами; в –
сильно вытянутыми с толстыми стенками.
8. Ситовидные трубки образованы клетками:
(см. пункт 7).
9. Волокна образованы клетками: (см. пункт 7).
10. Для процесса фотосинтеза в атмосфере,
окружающей растение, необходимо присутствие:
а – кислорода; б – углекислого газа; в –
водорода.
11. В результате процесса фотосинтеза в
растении образуется и выделяется в окружающую
среду газ: (см. пункт 10).
12. При дыхании растения в окружающую среду
выделяется газ: (см. пункт 10).
13. Дыхание происходит в клетках растения:
а – во всех живых; б – обязательно содержащих
хлоропласты; в – в любых, в том числе и мертвых.
14. Фотосинтез происходит в клетках: (см.
пункт 13).
15. Дыхание происходит:
а – на свету и в темноте; б – только на свету; в
– только в темноте.
16. Процесс фотосинтеза происходит: (см.
пункт 15).
17. При дыхании органические вещества:
а – расходуются; б – образуются; в –
запасаются.
18. При фотосинтезе органические вещества:
(см. пункт 17).
19. Для повышения урожайности тепличных
растений необходимо, чтобы в окружающей растения
воздушной среде была увеличена по сравнению с
обычным содержанием концентрация: (см. пункт 10).
20. В оранжереях выращивают главным образом
растения:
а – вечнозеленые и листопадные цветущие
декоративные; б – овощные культуры (огурцы,
томаты); в – ранние овощи или рассаду томатов,
тыквы и т.д. | |