Прочитай текст.
ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
Когда мне было
шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара. Но Стёпка, у родителей
которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое Земля:
— Земля есть круг. И если пойти всё прямо, то
можно обогнуть всю Землю и всё равно придёшь в то самое место, откуда вышел...
Стёпка сообщил, что
скоро пойдёт в кругосветное путешествие. Он предложил нам с сестрой Лёлей пойти
с ним, когда наши родители уедут в город.
Мы собрали всё
необходимое, как нам казалось, для похода и запихали в мешок два одеяла и подушку
от тахты.
На другой день мы
покинули деревню Пески и пошли по дороге через лес. Впереди бежала Стёпкина
собака Тузик. Мешок с вещами был очень тяжёлый, и мы его несли по очереди.
Когда я зашагал с этим мешком по дороге, меня пригибало к земле, и я, как
маятник, качался из стороны в сторону... Потом мы несли его все вместе. Стёпка
решил сделать привал. Он сказал:
— Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда
будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам
надо идти. Все великие путешественники так поступали и благодаря этому не
сбивались со своего прямого пути.
И Стёпка сел у
дороги, протянув вперёд ноги. Во время привала меня укусила оса. После привала
Стёпка выкинул из мешка всё. Мы пошли дальше.
Лёля была уже не
рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой. Я шёл позади
всех и хныкал. И только у Тузика настроение было ничего себе. Задрав хвост, он
гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.
Стало темнеть, и мы
решили заночевать. Костёр нам развести не удалось, и, покушав хлеба, мы легли в
темноте. Стёпка торжественно лёг ногами вперёд, говоря, что утром нам будет
ясно, в какую сторону идти. Тузик тоже засопел носом. Но мы с Лёлей не могли
уснуть. Нас пугал тёмный лес и шум деревьев. Сухую ветку под головой Лёля
вдруг приняла за змею и от ужаса закричала. Наконец мы задремали.
Рано утром, когда
солнце ещё не взошло, Лёля разбудила меня и шёпотом сказала мне:
— Минька, пока
Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас
туда, куда Макар телят не гонял.
Мы с Лёлей
повернули Стёпкины ноги так, что его голова описала полкруга. Когда наш друг
проснулся, мы отправились в путь. Позже мимо проезжала телега, и добродушный
дяденька позволил нам в неё сесть. И мы покатили.
Вдруг впереди
показалась наша деревня Пески. Стёпка удивился и прошептал:
— Неужели мы обогнули Землю?
Лёля фыркнула, и я
тоже засмеялся. И тут мы увидели на пристани наших родных. Они были нам очень
рады. Лёля рассказала о нашем кругосветном путешествии. Нас хотели наказать.
Но когда мы подробно рассказали о приключении, родители смеялись и ахали. Папа
сказал нам:
— Чтобы идти в кругосветное путешествие, надо
много знать. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к
печальным результатам. Всё хорошо, что хорошо кончается.
Стёпку с Тузиком
заперли в бане, и там они просидели целый день. А на другой день их выпустили,
и мы играли с ними как ни в чём не бывало.
(По М. Зощенко)
Часть А
1.В какой из сборников
следует поместить этот текст?
1) в сборник сказок
2) в сборник рассказов о животных
3) в сборник рассказов о детях
2.Куда отправились дети?
1) в путешествие
2) в кругосветное путешествие
3) на прогулку
3.Кто
объяснил детям, что Земля круглая?
1) Лёля
2) Стёпка
3)папа
4.Как
ты понимаешь образное выражение Куда Макар телят не гонял?
1) очень далеко
2) очень близко
3) в неизвестном
направлении
5.У
кого настроение во время путешествия было всё время хорошим?
1) у Стёпки
2) у Лёли
3) у Тузика
6.Что
предприняли дети, чтобы вернуться домой?
1) искали дорогу
домой самостоятельно
2) предложили
Степану вернуться
3) развернули ноги
Степана в направлении к дому
7.Как
родители Лёли и её брата отнеслись к путешествию?
1) осуждали детей
2) поняли, каким
было путешествие
3) наказали детей
8.Где происходило основное
событие, описанное в рассказе?
1) в лесу
2) в деревне
3) у реки
Часть В
9.С какой целью дети решили
путешествовать? Сформулируй и запиши ответ.
10. В
каком предложении говорится о том, как трудно было нести мешок с вещами? Найди
это предложение и выпиши словосочетание, содержащее сравнение.
11.Напиши, как менялось
настроение детей во время путешествия.
12. Как,
по словам Стёпки, поступали великие путешественники? Ответ запиши.
13. Восстанови верную
последовательность пунктов плана прочитанного текста и запиши эту
последовательность.
A) Ночлег.
Б) Встреча с родителями.
B) Интересная идея.
Г) Трудности путешествия.
Ответ:___________________________________________
14. Найди и выпиши предложения, в
которых содержится главная мысль рассказа.
Часть С
15.Представь,
что ты отправился в кругосветное путешествие с героями этого произведения. Что
ты взял бы с собой? Как бы ты поступил в такой ситуации? Напиши об этом 4-5
предложений.
|