Прочитай текст.
СОЛНЫШКО
Электричка спешила
за город. Была весна. За окнами мелькали прозрачные ещё рощицы. Заросли
придорожных кустов только-только начали одеваться зеленью. А в вагоне
несколько человек разглядывали что-то на ладони... Божья коровка красным
пятнышком ползала по ладони. Люди улыбались.
— Солнышко, — сказал кто-то.
— Солнышко, — поддержали соседи.
И я тоже вспомнил:
так этого жучка называют.
Когда жук
перебирался на палец и начинал топтаться на его верхушке, как на стартовой
площадке, мужчина поворачивал руку ладонью вниз. Зачем жуку улетать тут, в
вагоне? И божья коровка спешила обратно, карабкаясь по пальцу.
Я смотрел на этих
славных людей и думал о том, какую давнюю-давнюю историю имеет такое вот доброе
отношение к коровкам.
Наши предки,
славяне, пятнистым жучкам поклонялись, связывая их облик с солнцем, дарившим
свет, жизнь, урожай. Они и назвали круглых красноватых жуков «солнышком». Подобные
имена давали им и другие народы. А имя «божья коровка» появилось позже.
Испокон веков люди
по коровкам гадали: дождь ли пойдёт или жара иссушит землю, похолодает или
потеплеет. Посадит человек пятнистого жука на руку, следит за ним и
приговаривает: Божья коровка — лёгкая букашка, Божья коровка — лаковые крылья,
Скажи, не таи секрет: Холодно будет или тепло?
Если жучок взлетит
при слове «холодно», человек холода и ждал; если взлетит при слове «тепло» —
ждал тепла...
Поезд застучал реже, начал притормаживать. —
Мне выходить, — сказал человек с коровкой. Зашипели двери. Все повернулись к
окну и стали смотреть, как он остановился у края платформы. Поднял руку и
что-то шепчет: «Божья коровка, улети на небо...» Что же ещё?
Конечно, сейчас
почти забыты верования и приметы, связанные с коровками. Но доброе отношение к
этим жукам неизменно.
(По А. Плешакову )
Часть А
1. В какой сборник следует поместить данное произведение?
1) в сборник сказок
2) в сборник басен
3) в сборник рассказов
2.В
какое время года происходит событие, описанное в произведении?
1) в конце зимы
2)весной
3) в начале лета
3.Что
было на ладони одного из пассажиров?
1) майский жук
2) бабочка
3) красная букашка
4.Какое
народное название этого жука появилось раньше?
1) солнышко
2) божья коровка
5.Какое
значение имеет сочетание слов испокон веков?
1) не так давно
2) очень давно
3) в прошлом веке
6.Что
определяли люди во время гадания по пятнистому жучку?
1) предсказывали погоду
2) предсказывали судьбу
3) узнавали прошлое
7.Где
букашка улетела с ладони?
1) в вагоне
2) у края платформы
3) в роще
8.К
какой книге ты обратишься, если тебе нужно получить научные сведения об этом
насекомом?
1) к энциклопедии
2) к рассказам о животных
3) к сказкам о животных
Часть В
9.Найди
в прочитанном тексте приметы времени года и запиши их.
10.Почему
славяне поклонялись этим насекомым? Напиши свой ответ.
11.Выпиши
все названия жучка, которые указывают на доброе отношение людей к нему.
12.Придумай
и запиши свой вопрос по содержанию текста.
13.В
чём заключается доброе отношение к этим насекомым в наше время? Запиши свой ответ.
14.Какие
произведения о природе ты читал (-а)? Напиши фамилии авторов этих произведений.
Часть С
15.Понравилось
ли тебе это произведение и чем? Сформулируй свой ответ и запиши его (4-5 предложений).
|