В курсе
словесности мы называем типы текста формами
словесного выражения, или типами речи. В учебнике
как пример повествования приведен отрывок из
повести А.Н. Толстого «Как ни в чем не бывало»:
Никита стащил со своей постели
простыню. Вывернул палку из половой щетки.
Привязал к этой палке, к двум концам, простыню –
получился превосходный парус.
Затем Никита и Митя вооружились с головы до ног.
Никита взял сумку, Митя парус, и, крадучись,
припадая к полу при каждом подозрительном шуме,
они пробрались на лестницу, захлопнули за собой
дверь на английский замок и горохом скатились
вниз.
Пятиклассники увидят, что здесь
последовательно рассказывается о событии,
показано, что было сначала, что потом, чем
закончилось. Заметят, что грамматически
предложения соединяются последовательной
связью. При этом местоимения могут
подразумеваться, что видно во втором
предложении. Заметят, что по смыслу предложения
связаны отношениями во времени и здесь могут
подразумеваться слова: сначала, потом и др. И
сделают вывод о главном свойстве
текста-повествования: это последовательный
рассказ о событиях. А новое, что узнают ребята
именно на уроках словесности, – это сведения о
том, что в художественном произведении о
событиях всегда рассказывает кто-то, кто так и
называется – рассказчиком, или
повествователем. И этот рассказчик так отбирает
слова, так соединяет их в предложения, что
событие и герои зримо предстают перед нами. О
событиях может сообщать и один из героев, и в этом
случае автор подбором и организацией слов
изображает и событие, и героя. Так, в сказке
«Золотой ключик» о том, как Карабас-Барабас чуть
не бросил Буратино в очаг, сообщает рассказчик, а
о том, как Пьеро спасался от полицейских
бульдогов, рассказывает сам герой.
Читая эти тексты, мы заметим, что благодаря
глаголам, сообщающим о том, что делает предмет и
что происходит с ним, мы как бы присутствуем при
событии. Мы заметим также, что в повествовании
обычно предложения связаны последовательной
связью, а по смыслу – последовательностью
изображаемых событий во времени, при этом можно
подразумевать слова: сначала, потом, тогда, затем,
наконец.
Кстати, временная связь для пятиклассников не
всегда дается легко. При составлении собственных
текстов нередко нарушается последовательность
во времени, и составление правильного текста
требует упражнений. Пример смешной «Хвалебной
песни (кричалки)» Винни-Пуха дает возможность
весело поработать над этим умением. Пусть ребята
своими словами расскажут о том, что же произошло
в 17-й главе сказки А.Милна, замечательно
пересказанной Б.Заходером.
Вот здесь лежит большущий ствол,
А он лежал вниз головой,
А в нем медведь беседу вел
С его хозяйкою (Совой).
Тогда не знал никто-никто,
Что вдруг случится кое-что!
Увы! Свирепый Ураган
Взревел – и повалил каштан!
Друзья мои! В тот страшный час
Никто-никто бы нас не спас.
Никто бы нам бы не помог,
Когда б не храбрый Пятачок!
Смелей! – он громко произнес. –
Друзья, скорей найдите трос
(Допустим, тоненький шпагат,
А лучше – тоненький канат).
И знайте: пусть грозит беда,
Для смелых выход есть всегда!
И вот герой вознесся ввысь,
Туда, туда, где брезжил свет, –
Сквозь щель Для Писем и Газет!
Хоть все от ужаса тряслись,
И говорили «Ох» и «Ах», –
Герою был неведом Страх!
О Храбрый, Храбрый Пятачок!
Дрожал ли он? О нет! О нет!
И он взлетел под потолок
И влез в «Для Писем и Газет».
Он долго лез, но он пролез
И смело устремился в Лес!
Для упражнений на составление
повествовательного текста полезно предложить
школьникам пересказы различных произведений с
отчетливым сюжетом, например, сказки. Можно дать
только схему сюжета, по которой следует
развернуть сказочные события. Тему
повествования может подсказать репродукция на
цветной вклейке в учебнике, например, картины В.М.
Васнецова «Ковер-самолет» или иллюстрации И.Я.
Билибина к сказке об Иване-Царевиче и Сером
Волке.
Излишне доказывать, насколько важно обучение
рассказыванию о событии по собственным
впечатлениям. Пусть школьники дома подготовят
устный рассказ о том, что они видели, так подберут
слова, чтобы понятно было происходящее и
отношение рассказчика к |