Цели:
- Обобщить ЗУН учащихся по теме "Традиции
романтизма в литературе XIX века”.
- Проследить связь двух видов искусства в эпоху
романтизма.
- Исследовать музыкальные традиции романтизма в
музыке на примере творчества Бетховена.
- Развивать основы монологической речи,
сравнительного анализа, классификации и
обобщения.
- Развивать ассоциативное мышление и творческие
способности учащихся.
- Воспитывать умение работать в
исследовательских группах; культуру слова;
интерес к классической литературе и музыке.
Ход урока Проверка домашнего задания (коррекция).
Вступительное слово учителя.
Петроград 1919 г., пламенное выступление русского
поэта А.А.Блока.
"Подлинный романтизм вовсе не есть только
литературное течение. Он стремился стать и стал
на мгновение новой формой чувствования, новым
способом переживания жизни. Литературное
новаторство есть лишь следствие глубокого
перелома, совершившегося в душе, она помолодела,
взглянула на мир по – новому, потряслась связью с
ним, прониклась трепетом, тревогой, тайным жаром,
чувством неизведанной дали, захлестнулась от
близости к Душе Мира”. Романтизм умирал и
возрождался неоднократно, его знамя в XIX веке
несли лучшие поэты России, в XX подхватили поэты
Серебряного века, а в XXI об этом говорим мы!
В XIX веке романтизм был "паролем века” и в
России, и в Западной Европе. Вот о позывных этого
мощного движения в искусстве мы сегодня и
поведём речь.
I. Тема: "Слайд 1. Традиции
романтизма в литературе и музыке”.
Что такое традиции? Какую роль играют традиции
в культуре?
(лучшее, что накоплено опытом предыдущих
поколений можно назвать традицией).
Какие лучшие традиции романтизма в литературе
мы с вами, исследуя творчество Байрона, Пушкина и
Лермонтова , смогли обозначить?
Слайд 2. Таблица. Проверка
домашнего задания. Диалог, в котором учащиеся
должны привести примеры из художественных
произведений, изученных в курсе литературы. (А.С.
Пушкин " Братья разбойники”, М.Ю. Лермонтов "
Мцыри”, Д.Г. Байрон "Корсар” и другие).
Новый герой. (Конрад, Мцыри, братья разбойники)
Тема взаимоотношений человека и общества
(одиночество, свобода)
Неудовлетворённость будничной жизнью, интерес
к истории, мифологии, природе, ставшими
источниками вдохновения.
Наличие мира поэтической мечты.
Дополните свои записи, сделанные дома
,закончите оформление левой колонки таблицы.
II. Модуль.
Великий романтик, писатель и композиторГофман
утверждал, что там, где кончается слово,
начинается музыка. О неразрывной связи этих двух
видов искусства говорилось и будет говориться.
Но именно в эпоху романтизма, в начале XIX века, она
особенно усилилась, поэтому о традициях
романтизма в литературе нельзя говорить без
осмысления традиций романтизма в музыке.
(Задание учащимся: продолжить записи в таблице
в графе "Музыка”.)
Слайд 3. Музыка (таблица).
1) Выступление исследовательской группы №1 по
теме " Романтизм в музыке”.
Именно появление и расцвет синтетических видов
искусства: балета, оперы, романса, оратории -
воссоединили некогда утраченное единство.
Интерес к исключительному, возвышающемуся над
своим окружением герою.
Мотив одиночества, скитальчества, драматизм и
трагизм жизни.
Поэтизация далёкого прошлого, народного быта,
природы.
Протест против буржуазной действительности,
против практицизма и рационализма, столкновение
реального и идеального
Великие имена композиторов - романтиков:
Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист, Вагнер, Чайковский,
Алябьев.
2) Выступление учащихся исследовательской
группы №2 по теме " Творчество Людвига Ван
Бетховена ”.
Слайд 4. Бетховен.
Музыка: "Лунная соната”. Выступление
исследовательской группы №3.
- Продолжение записей в тетрадях
- Образ Бетховена – романтика вдохновил
романтика – поэта XX в. Н.Заболоцкого (чтение
учащимися стихотворения "Бетховен”)
В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.
И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.
Дубравой труб и озером мелодий
Ты превозмог нестройный ураган,
И крикнул ты в лицо самой природе,
Свой львиный лик просунув сквозь орган.
И пред лицом пространства мирового
Такую мысль вложил ты в этот крик,
Что слово с воплем вырвалось из слова
И стало музыкой, венчая львиный лик.
В рогах быка опять запела лира,
Пастушьей флейтой стала кость орла,
И понял ты живую прелесть мира
И отделил добро его от зла.
И сквозь покой пространства мирового
До самых звёзд прошёл девятый вал…
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Слайд 5. Горы.
Бетховен утверждал, что "музыка должна
высекать огонь из груди человеческой” ( звучит
отрывок из 5 симфонии Бетховена)
Каковы ваши ассоциации?
Какие выразительные средства использовал
композитор?
Сам Бетховен говорил об этом произведении:
"Так судьба стучится в дверь”.
Именно герой симфонии - бунтарь, противостоящий
судьбе, как лермонтовский парус.
Слайд 6. Парусник.
Итог урока. Домашнее задание.
Конфуций утверждал, что сначала была музыка, а
затем возникло слово, вернее много разных слов.
Вот именно сейчас, как послесловие к услышанным
произведениям Бетховена, заканчивая разговор о
традициях романтизма, хотелось бы дать вам
задание: создать художественные миниатюры-
ассоциации на тему "Стань музыкою, слово…”
Самоанализ урока в 8 классе.
Учитывая, что урок планировался и проводился в 8
классе, учитывая возрастные особенности
учащихся, особенности класса с развитой
познавательной сферой (статус класса -
лицейский), мною определено содержание урока:
"Традиции романтизма в литературе и музыке”.
Программа Кутузова, по которой занимается данный
класс своим основным девизом. В курсе литературы
8 класса провозгласила: "Литература и традиция.”
Центральным понятием курса является понятие
традиции.
Всё вышеперечисленное обусловило выбор
учебных целей урока (обучающие)
- Обобщить ЗУН учащихся по теме "Традиции
романтизма в литературе 19 века”
- Исследовать музыкальные традиции в эпоху
романтизма 19 века на примере творчества
Бетховена.
Кроме того, ведя ОЭР в данном классе по теме
"Интегрирование литературы с другими видами
искусства”, работая по учебному комплексу,
который предполагает ведение диалога между
различными видами искусства, поставила
следующие развивающие цели:
- Развивать основы монологической речи,
сравнение анализа, классификации и обобщения.
- Развивать творческое мышление, эмоциональную
сферу ребёнка, способствовать обще
интеллектуальному развитию.
- Развивать ассоциативное мышление.
Содержание урока позволило постановить
следующие воспитательные цели:
способствовать развитию интереса к
классической литературе и музыке.
Воспитывать культуру слова.
Воспитывать умение работать в
исследовательских коллективах.
Проведённый урок является уроком обобщения
знаний по теме, итоговым уроком темы, состоит из 4
основных этапов, но он носит интегративный
характер, поэтому является по типу
комбинированным.
I этап
Проверка домашних заданий и обобщение знаний
по теме "Романтизм в литературе на примере
творчества Байрона, Пушкина, Лермонтова”. Для
решения данной учебной задачи я избрала приём
эвристической беседы с использованием ТСО перед
учащимися на предыдущем уроке была поставлена
проблема, которую они дома пытались решить. (проиллюстрировать
таблицу в тетради примерами из изученных
произведений).
II этап.
Знакомство с традициями романтизма в музыке.
Учебная задача: познакомить учащихся с традициям
романтизма в музыке и сравнить полученную
информацию с традициями в литературе.
Я использовала такие приёмы:
Исследовательская работа и выступление группы
учащихся.
Составление обобщённой сравнительной таблицы.
Прослушивание музыкальных отрывков.
Эти приёмы способствовали реализации идей
развивающего обучения, задания развивали
интеллектуальную сферу, способность к обобщению
и классифицированию информации, к ведению
диалога культур между различными видами
искусства. Данные задания способствовали
формированию активной учебной деятельности и
самостоятельности учащихся.
III этап.
Знакомство с творчеством Людвига Ван
Бетховена, с традициями романтизма в его
произведениях. Интегратором в данном случае
стало определение романтического направления
творчества Бетховена.
Учебная задача: познакомиться с творчеством
композитора на примере "5 симфонии”, умение
выстраивать словесно – ассоциативный ряд,
анализируя романтические особенности его
произведения.
IV этап.
Подведение итогов и подготовка к творческому
заданию.
Активность класса, сочетание индивидуальной и
коллективной деятельности, комфортность,
морально – психологический климат.
Домашнее задание – закрепление
изученного. |