Что играет ведущую роль в профессиональной жизни педагога?
Конечно, урок. Это тяжелая работа, когда в течение 45 мин от вас
требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в
самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности
профессиональной деятельности, и учитель проявляет свое стремление к
творчеству и самостоятельности. Педагог академик М.Н. Скаткин отмечал,
что урок – это творимое учителем "педагогическое произведение".
Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в
области педагогики, психологии и передового опыта обеспечивает высокий
уровень преподавания. Нужно также учитывать личный опыт, индивидуальные
качества учителя, состав класса и особенности текущего учебного
материала. Ведь подготовка к уроку – не только наука, но и искусство,
требующее от учителя вдохновения, порыва, творчества.
А помните ли вы основные требования к организации современного
урока? Предположим, к вам на урок пришел завуч. Он может обратить
внимание на:
- цели урока;
- структуру и организацию урока;
- содержание урока;
- методику проведения урока;
- работу и поведение учащихся на уроке;
- домашнее задание, полученное учащимися.
Как же подготовиться к современному уроку?
Помните, ни один урок не может решить всех задач обучения. Он
является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать,
какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его
дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела,
курса, а поскольку это еще и педагогическое произведение, его содержание
должно быть законченным, с внутренней взаимосвязанностью частей, единой
логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.
Возможные подходы к уроку:
- личностно ориентированный;
- деятельностный;
- системный;
- инновационно-творческий.
При оценке урока учитываются:
- требования обязательного минимума содержания образования;
- самооценка возможностей учителя;
- диагностика индивидуальных возможностей и потребностей ученика.
Структура урока может быть такова:
- Тема урока.
- Цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.
- Задачи урока: организация взаимодействия; усвоение знаний,
умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности,
общения и др.
- Содержание урока: активизация познавательной деятельности,
использование умений учащихся действовать по образцу; развитие
творческой активности; формирование личностных ориентаций и т. п.
Формы:
- объяснение нового материала;
- семинар;
- лекция;
- лабораторно -практическое занятие и т. д.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- репродуктивные;
- эвристические;
- проблемно-поисковые;
- исследовательские и др.
Средства:
- оборудование для проведения эксперимента;
- дидактический материал;
- карты, схемы, таблицы, оборудование для лабораторных работ;
- компьютер и т. п.
5. Контроль качества знаний и их корректировка.
- Устный контроль: беседа, объяснение; чтение текста, карты, схемы.
- Зачет и устный экзамен – наиболее активная и обстоятельная проверка знаний.
- Письменный контроль: контрольная работа, изложение, диктант, реферат, выполнение практических работ, дидактические тесты.
6. Самоанализ урока и постановка новых целей.
- Общая структура урока.
- Реализация основной дидактической цели урока.
- Развитие учащихся в процессе обучения.
- Воспитание в процессе урока.
- Соблюдение основных принципов дидактики.
- Выбор методов обучения.
- Работа учителя на уроке.
- Работа учеников на уроке.
Соблюдая основные требования к уроку, учитель проводит его,
используя свои творческие способности, свой методический почерк,
зависящий как от характера класса, так и от индивидуальных черт
учащихся. Для эффективной организации и проведения урока необходимо
соблюдение определенных правил:
- Определение целей урока.
- Уточнение типа урока.
- Уточнение вида урока.
- Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями.
- Определение структуры урока, соответствующей целям, задачам, содержанию и методам обучения.
Рассмотрим подробнее соблюдение первого правила – определение
целей урока. Умеете ли вы их правильно формулировать? Довольно часто в
конспектах уроков молодого учителя можно прочитать: "Рассказать учащимся
о жанрах эпических произведений и т. д.", "Ознакомить со свойствами
пластмасс и т. п." Можно это считать целями урока? Нет!
Цель деятельности педагога – это его познавательное стремление,
осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и
развитости учащегося. Поэтому цели урока должны быть максимально
конкретными.
Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых
понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Ее
необходимо конкретизировать, например:
- обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей …;
- обобщить и систематизировать знания о …;
- отработать навыки (какие?);
- устранить пробелы в знаниях;
- добиться усвоения учащимися понятий (каких?).
Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.
Какие же свойства личности необходимо воспитывать? Прежде всего
нравственные качества человека, готовность к труду, к защите Отечества и
др.
Для примера можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке:
- воспитание патриотизма;
- гуманности;
- эстетического вкуса;
- добросовестного отношения к труду;
- толерантности.
Цель развития предполагает в основном развитие на уроке
психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания,
познавательных умений.
Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой
категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество
проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою
педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на наш взгляд,
ключевые, а именно:
- как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности.
Но есть вопрос вопросов: как работать на уроке со всем классом и
одновременно с каждым учащимся? Мы считаем, что для этого необходимо
использовать личностно ориентированный подход к обучению. Предлагаем вам
памятку о характерных особенностях личностно ориентированного урока и
схему самоанализа урока.
Особенности личностно ориентированного урока
Замысел урока заключается в создании педагогом условий для
максимального влияния образовательного процесса на развитие
индивидуальности ребенка.
Для построения образовательного процесса используются принципы:
- самоактуализации;
- индивидуальности;
- субъектности;
- выбора;
- творчества и успеха;
- веры, доверия и поддержки.
Организация учебного занятия предполагает:
- применение различных педагогических приемов для актуализации и обогащения личного опыта ребенка;
- проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащегося;
- использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
- создание для учащихся ситуации успеха;
- проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
- стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа и вида задания, формы его выполнения;
- выбор приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности учителя на уроке;
- использование учащимися следующих речевых оборотов: "я полагаю, что…", "мне кажется, что…", "по-моему мнению…", "я думаю…".
Самоанализ урока
Класс______________________________________________________
Тема урока_________________________________________________
Тип урока и его структура:_________________________________
Вопросы для самоанализа:
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как он "работает" на последующие уроки?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество
слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были
учтены при планировании урока?
3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий,
развивающий, воспитательный компоненты)? Дать оценку успешности в
достижении этой цели, обосновать показатели результативности урока.
4. Каков выбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока?
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами?
6. Соответствуют ли выбранные дидактические материалы, ТСО, наглядные пособия целям урока?
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся?
На каких этапах урока? С помощью каких форм и методов осуществляется?
Как организованы регулирование и коррекция знаний?
8. Каковы психологическая атмосфера на уроке и коммуникативное взаимодействие учащихся и учителя?
9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Каковы перспективы дальнейшей деятельности?
|