С целью мобилизации личностных ресурсов педагогов для них в
образовательном учреждении рекомендуется провести тренинг личностного
роста. Задачи тренинга:
знакомство педагогов со своими личностными особенностями, которые могут выступать ресурсом воспитания обучающихся;
осмысление своих личных интересов, ценностей;
развитие групповой сплоченности, рефлексии и эмпатии.
Тренинг рассчитан на работу группы из 15-20 человек. Продолжительность - 2 ч.
Участники: классные руководители, учителя-предметники, методисты по
воспитательной работе. Группа может быть «сборной» (т. е. включать
представителей разных школ) или формироваться на базе педагогического
коллектива одной школы. В первом случае уменьшается объем содержательной
обратной связи, которую могут дать друг другу участники, но зато
возрастает психологическая безопасность. Во втором случае надо работать
осторожнее, бережнее, учитывая особенности коллектива. У участников
появляется возможность обратиться к коллегам за обратной связью и тем
самым расширить границы самопознания.
Данный тренинг предполагает, что у педагогов уже есть опыт групповой психологической работы.
Содержание тренинга
I этап. Знакомство
Задача этого этапа - настроить участников на тональность тренинга,
создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об
особенностях личности и индивидуальности каждого участника.
Вступительное слово ведущего: "В том, как мы, педагоги, говорим, как
реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много и
профессионального, и личного, нельзя развести эти аспекты. Изучение
своих личностных особенностей - мощный ресурс профессионального
развития, так как мы научаемся строить деятельность и общение с детьми и
взрослыми, максимально используя свои личные достоинства и возможности,
нивелируя недостатки. Сегодня мы работаем в тренинговой группе. Это
предполагает активность, открытость, доброжелательность и толерантность.
Начнем мы нашу работу со знакомства. Вы называете себя и говорите
соседу, чего вы желаете ему в сегодняшней работе".
Участники выполняют задание, а затем переходят к упражнению "Кошка-собака".
Цель упражнения: тренировка внимания, снятие напряжения, создание доброжелательной атмосферы.
Процедура проведения: разминка проводится в кругу (участники сидят или
стоят). Психолог берет два фломастера, дает инструкцию и тут же
демонстрирует эталон поведения. Когда первый из двух фломастеров
вернется к тренеру, разминка завершается.
Инструкция ведущего для участников: «У меня в руке 2 фломастера.
Зеленый фломастер называется "кошка", красный фломастер
называется"собака". Я пущу "кошку" налево, а "собаку"направо. Важно,
чтобы каждый фломастер, пройдя круг, вернулся ко мне, чтобы он не
"застрял"».
Ведущий: "В этом упражнении мы увидели, что получается, если через нас
проходит одновременно два информационных потока. Смотрите, как непросто
разобраться, какую информацию кому передать, если у нас цейтнот, как
сложно остаться и внимательным, и объективным, не запутаться и не
подвести свою команду".
Вопросы для обсуждения:
Понравилось ли вам упражнение?
Изменилось ли ваше настроение после этого упражнения?
II этап. Основное содержание занятия
Участники выполняют упражнение "Три цвета личности".
Задача: помочь участникам увидеть себя как некоторое "единство
непохожих", каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою
индивидуальность.
Каждый участник группы получает три небольших листочка разного цвета.
Ведущий объясняет значение каждого цвета. Например: зеленый - "как все"
в данной группе; желтый - "как некоторые из присутствующих", розовый -
"как никто больше". Каждому участнику предлагается на листочках
соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства
и черты. При этом на листочке "как все" должно быть записано качество,
реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется)
со всеми другими участниками группы. На листочке "как некоторые" -
качество, свойство характера или особенность поведения (стиля жизни и т.
д.), роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы.
Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного
участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо
значительно сильнее у него выражены.
После заполнения листочков психолог просит участников взять в руки тот,
на котором записаны черты "как все". Называются общие черты для всех,
кто находится в данной группе (записать на доске чаще всего
встречающиеся). Таким же способом тренер просит обсудить содержание
листочков "как некоторые" и "как никто больше". Каждый должен убедиться в
том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с
одной стороны, и что эти свойства присущи не всем - с другой. С
листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в
кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает
неповторимым в данной группе.
Вопросы для обсуждения:
Какое качество личности было найти у себя труднее всего и почему?
Как вы думаете, что дают педагогам такие групповые формы работы?
Ведущий: "Итак, мы приходим к выводу, что мы одновременно и похожи друг
на друга, и, конечно же, чем-то различаемся, что позволяет нам быть
индивидуальными и неповторимыми. Так и наши ученики обладают похожими
качествами, которые их объединяют, и качествами, о которых мы порой даже
не знаем, не замечаем, но именно они отличают их друг от друга и от
нас, взрослых".
Участники переходят к выполнению упражнения "Дерево".
Задача: развитие групповой сплоченности, закрепление коллективных
взаимоотношений в группе, развитие рефлексии, творческого мышления,
эмпатии.
Педагогам предлагается нарисовать общее дерево, которое диагностирует
место каждого в данной группе и является показателем групповой
сплоченности. Для этого выкладывается прямоугольник из стандартных
листов А-4 по числу участников группы. Педагогам предлагается подумать и
обсудить, как можно из отдельных листов создать общее дерево группы
(каждый лист нумеруется по количеству участников). Затем всем членам
группы дается время на обсуждение - какое дерево группа будет рисовать -
и предлагается выбор того участка дерева, которое каждый участник будет
рисовать отдельно от остальных. Педагоги разбирают свои листы и
расходятся по рабочим местам, не общаясь друг с другом. Когда рисунок
готов, они пробуют сложить листы так, чтобы образовалось одно общее
дерево. Группа внимательно рассматривает и оценивает свою коллективную
работу.
Вопросы для обсуждения (в кругу):
Были споры или конфликты, когда вы выбирали себе место на общем рисунке?
Можно ли сказать, что «групповое дерево» получилось?
Что необходимо было для сотрудничества?
Вы довольны общим результатом?
Ведущий: "Итак, мы видим, насколько хорошо мы смогли почувствовать друг
друга в группе, насколько мы были внимательны, учитывали интересы друг
друга и умели прислушиваться к мнению большинства. Именно такие качества
педагоги могут проявлять в общении со своими учениками и коллегами,
чтобы было больше взаимопонимания и толерантности".
III этап. Заключительная часть
Ведущий: "Итак, мы сегодня действовали рука об руку, стремясь к
личностному и профессиональному росту. Никакие современные технологии не
могут заменить человеческого общения. Искусству душевного контакта
нельзя научить по учебнику или свести его к какой-то сумме знаний и
правил. Его важнейшая предпосылка - чуткость и душевная открытость
самого педагога, его готовность понять и принять нечто новое и
непривычное, увидеть другого как себя и себя как другого. Мы сегодня
знакомились с собой и другими, узнавали свои интересы и ценности,
увидели, как некоторое «единство непохожих" помогает каждому обрести
поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность, попробовали
прогнозировать общую групповую работу, прислушиваясь друг к другу. А
теперь я предлагаю вам заключительное упражнение "Спасибо, я сегодня
научилась у вас..."»
Задача: активизация эмпатии и рефлексии педагога.
Участники передают по кругу мячик со словами: "Спасибо, я сегодня
научилась у вас..." (называется профессиональное или личное качество
данного человека, которое проявилось на занятии и обладает ценностью,
привлекательностью для говорящего).
Вопросы для обсуждения:
Какие чувства, эмоции вы испытали в сегодняшней групповой работе?
Какие новые качества личности вы открыли у участников группы и у себя на сегодняшнем занятии?
Ведущий: "Спасибо за плодотворную работу, творческую и доброжелательную
обстановку. Я надеюсь, что вы возьмете в свою профессиональную копилку
предложенные упражнения и сможете посмотреть на некоторые проблемные
ситуации в общении с учениками с другой стороны. Заполните, пожалуйста,
таблицу, описав свое состояние или настроение, возникшее в процессе
групповой работы".