Цели: актуализация
темы об опасных жизненных ситуациях; развитие представлений о
тактических действиях в опасной ситуации, понимания, что часто они
возникают из-за неправильного поведения подростков; формирование
убеждения в том, что стремление избежать опасности или минимизировать
ее, а также обращение за помощью к окружающим являются проявлением
осмотрительности и зрелости.
Задачи: актуализировать
личный опыт, связанный с типовыми опасными ситуациями в жизни
подростков, обусловленными как внешними обстоятельствами, так и
собственным неправильным поведением; развивать у учащихся стремление не
попадать в опасные ситуации, не провоцировать и минимизировать
опасность, не допускать паники, обращаться за помощью, использовать
оптимальную тактику поведения; формировать убеждение в том, что
соблюдение принятых правил поведения является гарантией безопасности;
осмыслить полученный опыт и отработать алгоритм поведения в опасных
ситуациях.
Оборудование: листы
писчей бумаги с надписями "Жизнь и здоровье", "Честь и достоинство",
"Деньги и вещи", "Остановись!", "Подумай!", "Действуй!" с инструкциями
на оборотной стороне листов.
Вводная часть.
После короткого обсуждения домашнего задания участники называют
ассоциации, которые возникают у них при слове "опасность". Ведущий
констатирует, что большинство людей остерегаются опасностей, и
предлагает обсудить, как обычно ведут себя люди при их возникновении
(что они испытывают? что такое страх? для чего природа наделила человека
способностью испытывать страх? о чем сигнализирует страх?). Следует
подчеркнуть, что страх – это предупреждение, сигнал, который может
парализовать человеческую волю, а может мобилизовать ресурсы человека
(привести примеры или предложить подросткам сделать это самостоятельно).
На основании приведенных примеров ведущий обращает внимание на то, что
есть опасности, возникающие независимо от человека, и такие, которые
явились следствием неправильного поведения самих людей.
Ведущий сообщает, что около
половины серьезных травм, получаемых подростками, связано с их
собственными ошибками (рисками) или нарушением ими принятых правил
поведения в быту, школе и на транспорте. Желающие могут привести
примеры. Особо выделяются ситуации, когда подростки ведут себя слишком
рискованно, поддаваясь на провокации сверстников.
Основная часть. Ребятам предлагается обсудить три вопроса.
- Можно ли полностью избежать опасных жизненных ситуаций?
- Можно ли свести к минимуму опасности?
- Есть ли правила поведения в опасных ситуациях?
Обобщая высказывания, ведущий
просит подумать над тем, что является самым важным для человека, что
следует спасать в первую очередь. Участникам предлагается три листа с
надписями "Жизнь и здоровье", "Честь и достоинство", "Деньги и вещи".
Они должны разложить эти листы в соответствии с очередностью того, что
(по их мнению) надо спасать в первую, вторую и третью очередь при
возникновении опасности. По завершении этой работы ведущий подчеркивает,
что такие ценности, как честь, достоинство, деньги, собственность,
имеют смысл только в случае существования человека, т. е. когда он смог
сохранить свою жизнь и здоровье.
Таким образом, первое, что необходимо спасать, – это жизнь и здоровье. Обязательно следует отметить, что:
- есть особые исключительные и редкие ситуации, когда люди жертвуют собственной жизнью во имя других людей или ценностей;
- взрослые сильные люди,
которые несут большую ответственность, могут жертвовать своей жизнью для
спасения детей или более слабых;
- в большинстве ситуаций,
связанных с опасностью, дети и подростки должны спасать свою жизнь и
здоровье, учитывая, по возможности, безопасность других людей.
В отношении двух других
приоритетов – чести или собственности – правильного ответа нет, каждый
волен поступать так, как сочтет нужным и как сложится ситуация.
Ведущий предлагает участникам
вспомнить, что удалось придумать людям для сведения к минимуму
опасностей, подстерегающих их. Обсуждение целесообразно провести в форме
"мозгового штурма". Участников следует подвести к выводу о
необходимости соблюдения правил поведения и техники безопасности,
инструкций по обращению с техническими приспособлениями и т. п.
Следует также обсудить следующие вопросы:
- Где, когда и почему в школе предусмотрены особые правила поведения (уроки труда, физкультуры, физики, химии)?
- Какие бытовые приборы и почему снабжаются особыми инструкциями по применению?
- Почему существуют особые правила дорожного движения и поведения в транспорте? и т. п.
Предлагается привести примеры,
когда подросток сталкивается с опасностью, но не может справиться с ней
собственными силами. На одном из примеров обсуждается, правильно ли
поступает тот, кто обращается за помощью к окружающим. Поступает ли он
как человек слабый, малодушный или как зрелый, понимающий границы своих
возможностей человек? В высказываниях особо следует подчеркнуть, что
стремление получить помощь в опасной ситуации является признаком зрелого
поведения.
Участников необходимо подвести к
пониманию того, что невозможно заранее предугадать все жизненные
опасности, и предложить всем вместе составить алгоритм поведения в
опасной ситуации.
Работа проводится в форме "Аукциона идей". Обобщая высказывания, можно предложить алгоритм из трех шагов: "Остановись! Подумай! Действуй!".
В середину круга помещают листы
с аналогичными надписями, а затем проводится обсуждение необходимости
каждого шага. После каждого обсуждения лист с соответствующей надписью
переворачивают и зачитывают приведенную там "инструкцию".
Вот их тексты:
Остановись!
Если ты почувствовал страх,
значит, тебе угрожает опасность; не позволяй страху превратиться в
панику, постарайся сохранить спокойствие.
Подумай!
Подумай, в чем заключается опасность, прими решение, как ее избежать или уменьшить.
Действуй!
Приняв решение, сразу приступай к его выполнению.
Необходимо обязательно обратить
внимание участников, что возможны ситуации, когда все три "шага" надо
"пройти" в очень короткое время, например при спасении бегством.
Заключительная часть.
Участникам предлагается описать свои действия в соответствии с
предложенным алгоритмом в типичных для подростков ситуациях, связанных с
опасностью:
- незнакомый человек предлагает тебе пойти с ним куда-либо;
- старшие ребята предлагают спиртное или наркотики;
- приятели нашли во дворе какой-то сверток и зовут тебя посмотреть, что там внутри.
Ситуации подростки могут предложить сами.
Участники, передавая друг другу мяч, отвечают на вопрос, как себя вести, чтобы не попадать в ситуацию опасности (например: соблюдать правила поведения, инструкции по технике безопасности и обращению со сложными приборами).
По завершении высказываний всех участников желающие повторяют алгоритм
поведения в опасной ситуации ("Остановись! Подумай! Действуй!").
Домашнее задание. Обсудить с родителями алгоритм поведения в опасной ситуации.
Ведущему на заметку.
В вводной части количество "разогревающих" упражнений может быть
сокращено, если группа многочисленна и ведущий ощущает лимит времени.
|