Цели: развитие убеждений в преимуществах уверенного поведения перед грубым и понимания, что грубость не является признаком силы.
Задачи: развивать
умение дифференцировать проявления уверенности, неуверенности и
грубости в повседневной жизни людей; формировать убеждения в
преимуществах уверенного поведения, необходимости воздерживаться от
грубого поведения, с пониманием относиться к проявлениям неуверенности,
оказывать поддержку более слабым; осмыслить полученный опыт.
Оборудование: мяч, три мягкие игрушки, нагрудные визитные карточки (бейджики).
Вводная часть. После обсуждения домашнего задания предлагается игра "Стражники и арестанты"
(автор И.В. Вачков). Группа детей (класс) делится на две части, в одной
из которых на одного человека меньше, чем в другой (при необходимости в
игре может принимать участие ведущий). Меньшая часть группы
рассаживается на стулья, расставленные по кругу, лицом к его центру –
это "арестанты", а один стул остается незанятым. За их спинами встают
дети из другой части группы, в т. ч. и позади стула, на котором никто не
сидит, – это "стражники". Тот, кто стоит за свободным стулом, старается
незаметно для "стражников" установить контакт глазами с одним из
"арестантов", который должен быстро пересесть на свободное место –
"совершить побег". "Стражники" стремятся не допустить "побегов" своих
"арестантов", для этого они держат руки на спинках стульев и внимательно
следят за взглядами "арестантов", стараясь схватить за плечи того, кто
попытается "сбежать". "Арестанты", наоборот, пытаются "сбежать", поэтому
внимательно и незаметно следят за взглядом того, кто стоит за свободным
стулом. "Стражник", который не уследил за своим "арестантом", начинает
"сманивать" кого-либо из других "арестантов".
После игры ее участники, сидя в
кругу и передавая друг другу мяч, последовательно называют ассоциации,
вызванные словосочетаниями: "грубый человек", "неуверенный человек",
"уверенный в себе человек". Комментируя ассоциации, ведущий акцентирует
внимание на общепринятом отношении к таким людям: негативном – к грубому
человеку, жалости – к неуверенному и уважении – к человеку, который
уверен в себе. Затем он "представляет" участникам занятия трех
персонажей (это могут быть мягкие игрушки с бейджиками, на которых
написано: "Уверенный", "Неуверенный", "Грубый"). От имени этих
персонажей ребятам предлагается продемонстрировать поведение в разных
ситуациях:
- Тебя вызывают к доске, а ты не подготовился к уроку. Тогда ты учителю и говоришь:…
- Ты играешь в увлекательную компьютерную игру, а родители хотят, чтобы ты садился за уроки. Что ты им скажешь?
- Приятель не возвратил вовремя твою вещь, которая тебе нужна. Что ты ему скажешь?
Выход из ситуации обсуждается в
такой последовательности. Участник берет в руки игрушку (например,
персонаж "Грубый") и после обозначения первой ситуации произносит
несколько реплик от лица своего персонажа. Другой участник высказывается
от лица "учителя". Затем следующий участник берет в руки другую игрушку
и высказывается от лица нового персонажа и т. д. Задача ведущего –
своей реакцией подвести участников к пониманию преимуществ уверенного
поведения. Завершая обсуждение первой ситуации, необходимо уточнить, как
проявляется грубое, неуверенное и уверенное поведение. Аналогичным
образом прорабатываются остальные ситуации, только в их разрешении
подростки от начала до конца будут участвовать самостоятельно и, скорее
всего, воспроизведут алгоритм, заданный ведущим.
Основная часть. По завершении предыдущего упражнения целесообразно обсудить, какая тактика поведения была самой эффективной и почему? (Грубость
вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха;
неуверенность ставит человека в полную зависимость от других и тоже
часто приводит к поражению; уверенность же вызывает у окружающих доверие
и уважение и поэтому является наиболее эффективной поведенческой
тактикой.)
Затем участники, сидя в кругу
и передавая друг другу мяч, по очереди завершают фразу: "Обычно я
чувствую неуверенность, когда…". При этом ведущему следует обратить
внимание ребят на наличие в их высказываниях таких выражений, как
"нахождение в незнакомой обстановке", "отсутствие поддержки окружающих",
"неопределенность перспективы развития событий". Необходимо также
обсудить ощущения человека, испытывающего неуверенность, способы,
которые используют участники, чтобы успокоиться и обрести уверенность,
как могут окружающие помочь неуверенному человеку и т. п.
В форме свободной беседы
выясняется, кто чаще всего ведет себя грубо. Участники встречи должны
осознать, что грубость обычно прикрывает слабость и неуверенность. Кроме
того, она неэффективна, т. к. приводит к такому же результату, что и
неуверенность. На проявления грубой силы рано или поздно находится еще
большая сила. С грубым человеком стараются не иметь общих дел и т. п.
После этого ученики, сидя в
кругу и передавая друг другу мяч, завершают фразу: "Я чувствую себя
уверенно, когда…". Теперь в их высказываниях ведущему следует выделить
выражения "знакомая обстановка", "поддержка и понимание окружающих",
"наличие информации о возможном развитии событий", "успешный опыт
собственных действий в схожих обстоятельствах", "возможность получения
помощи" и т. п. Необходимо подвести участников к пониманию, что
уверенность приобретается с расширением жизненного опыта и знаний, что
уверенными чаще всего бывают те, кто сам готов прийти на помощь другим,
оказать поддержку тому, кто в ней нуждается, и т. п.
Заключительная часть. Ведущий
еще раз демонстрирует участникам персонажи "Уверенный", "Неуверенный",
"Грубый"; предлагает назвать, кто из них самый слабый и кто чаще
добивается успеха, а также ответить на вопрос: "Является ли грубость
признаком силы?".
Домашнее задание. Обсудить с родителями, является ли грубость признаком силы и почему.
Ведущему на заметку.
После упражнения "Стражники и арестанты" учащиеся обычно приходят в
некоторое возбуждение. Для их возвращения в "рабочее состояние"
рекомендуется выполнить релаксационное упражнение по выбору ведущего. |