Цели: развитие
представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о
своих обязанностях; дальнейшее развитие навыка уважать чужие права и
стремления отстаивать свои.
Задачи:
актуализировать представления о правах и обязанностях; развивать
убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права;
осмыслить полученный опыт.
Оборудование: два
листа формата А-3 ("Правила, обеспечивающие соблюдение личных прав" и
"Способы отстаивания личных прав"), листы писчей бумаги и ручки по
количеству участников.
Вводная часть. Участники выполняют упражнение "Запретная цифра" или
иное для "разогрева". Дети встают в круг. Выбирается "запретная" цифра,
например 3. Вместо нее или числа, кратного трем, или содержащего эту
цифру участник должен сделать хлопок руками. Игра начинается, когда
первый ребенок говорит "один", второй продолжает счет – "два". Вместо
числа "три" следующий участник хлопает в ладоши. Счет продолжается, при
этом нельзя произносить числа с цифрой 3 или кратные трем, например 9,
12, 13 и т. д. Сказавший эти числа выбывает из игры.
Чтобы определить понятие
"иметь право", участникам предлагается продолжить следующую фразу: "Я
имею право…". Далее обсуждаются вопросы:
- У всех ли людей есть права?
- Что такое обязанности?
- Как связаны наши права и обязанности?
- Бывают ли на свете люди, у которых есть только права и нет обязанностей или, наоборот, – только обязанности без прав?
Подводя итог обсуждения,
ведущий отмечает, что у всех людей есть те или иные права и обязанности,
предлагает обсудить у кого больше прав – у взрослых или у детей и
почему, обращает внимание на то, что чем больше у человека прав, тем
больше у него и обязанностей.
Основная часть. Присутствующим на занятии предлагается подумать о том, какие права нарушаются, если:
- у человека отнимают принадлежащую ему вещь;
- вместо отдыха заставляют работать;
- насильно удерживают где-либо.
Ведущий предлагает описать чувства человека, чьи права нарушаются (обида, растерянность, возмущение и т. п.),
обращает внимание на то, что часто мы, сами того не замечая, нарушаем
права других людей, предлагает привести такие примеры. В случае
затруднений можно предложить участникам рассмотреть конкретные ситуации.
Например, бывает ли так, что мы без разрешения берем чужие вещи,
своевременно не возвращаем взятое взаймы, мешаем учителю вести урок,
грубим родителям, обижаем младших? Ведущий подчеркивает, что также могут
нарушаться и наши права, и предлагает подумать, как сделать, чтобы
ничьи права не нарушались. После краткого обсуждения участникам
предлагаются следующие правила.
Правила, обеспечивающие соблюдение личных прав:
- Для того чтобы твои личные права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей.
- Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных.
- Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.
Если формулирование правил
вызывает затруднения, можно предложить их в готовом виде, разместив на
доске или в середине круга. Участники обсуждают правила, желающие
иллюстрируют их своими примерами.
Ведущий особо подчеркивает, что
речь идет о личных правах людей (житейских, бытовых и т. п.) и
сообщает, что юридические права защищает закон. А затем предлагает
обсудить, как защищать свои личные права. Обобщая высказывания детей по
этому вопросу, сделанные на основе их личного опыта, формулируются
следующие выводы.
Способы отстаивания личных прав:
- Когда нарушаются личные права ребенка, самый эффективный способ – привлечь на помощь взрослых (родителей или учителей).
- Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и поддержки, т. к. это проявление не слабости, а самоуважения.
- Самый лучший способ отстаивать свои личные права – это уважать права других.
Эти правила также записывают на доске или размещают в середину круга.
Заключительная часть. Участникам
предлагается составить список своих личных прав с учетом правил,
которые обсуждались на тренинге. После того как большинство участников
запишет 2–3 пункта из возможного списка, желающим предлагается зачитать
их вслух.
Домашнее задание. Обсудить с домашними свои личные права и закончить их список.
Ведущему на заметку. При
завершении фразы "Я имею право…" следует побуждать участников перейти
от заявления своих прав на удовлетворение первоочередных жизненных
потребностей к правам более высокого порядка.
|