Цель: способствовать
укреплению здоровья учащихся.
Оборудование: музыкальные
записи «Танец феи Драже» и вальсы из балетов П.Чайковского
«Щелкунчик» и «Спящая красавица»; «Итальянская
полька» С.Рахманинова; «Русский перепляс»;
ноты и тексты песен «А я солнышко люблю» Т.Андрейченко
и «Веселый музыкант» А.Филиппенко и Т.Волгиной;
музыкальные инструменты (возможно, игрушечные),
заранее подготовленные тексты домашнего
задания – по количеству учащихся; картина на
музыкальную тему, одна сторона которой окрашена
в светлые тона, другая – в темные
(вывешивается на доске); нотные знаки, сделанные
из самоклеящейся бумаги.
ХОД УРОКА
Музыкальное приветствие
(Звучит аудиозапись или музыка в
исполнении учителя.)
– Ребята, мы с вами уже знакомы с тремя
необычными китами – тремя музыкальными жанрами:
песней, танцем и маршем. Сегодня вы узнаете, что
происходит, когда эти киты встречаются.
(Звучит отрывок из «Танца феи Драже».)
Слышите волшебную мелодию? Это фея
Музыки приглашает вас на бал. Вам хотелось бы
туда попасть? (Да.) А вот верные стражи доброй
волшебницы, ее помощники киты, сомневаются, что
ребята готовы к такому путешествию. Они хотят
устроить вам проверку. Следует выполнить
несколько заданий. Справимся? (Да.) Тогда
вперед!
Вот задание первого кита – песни: спойте свою
любимую песню.
Разминка
(Дети исполняют песню «А я солнышко
люблю», под которую делают общеразвивающие
движения.)
– А теперь упражнение «Солнышко».
Упражнение для стоп «Солнышко»
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за морюшка! (Ребята поднимаются на
носки, тянут руки вверх.)
Твои детки на лугу
Гнут березоньку в дугу (перекаты с пятки на
носок на месте),
Зарю величают,
Тебя ожидают. (Разводят носки в стороны и сводят
их обратно, при этом пятки соединены.)
– Следующий кит просит вас
определить, для кого написаны эти марши. Чтобы в
дальней дороге не заболели ноги, необходимо
заранее о них позаботиться.
Массаж ног «Молотки»
Тук-токи, тук-токи!
Застучали молотки. (Ребята похлопывают ноги
ладонями снизу вверх.)
Туки-туки-туки-точки!
Застучали молоточки. (Поколачивают кулачками.)
Туки-ток, туки-ток!
Так стучит молоток. (Поглаживают ноги
ладошками.)
– И еще один кит – танец – ждет
встречи с вами.
Какие вы знаете танцы? (Вальс, полька...) Как
звучит вальс? (Плавно, неторопливо, на 3/4, под
него кружатся.) А полька? (Весело, легко,
задорно, на 2/4). Сможем ли мы узнать народные
танцы, какими они бывают? (Плавными, хороводными
или зажигательными, плясовыми.)
Ритмические упражнения
Когда играют вальс – плавно качаем
руками над головой, под польку – хлопаем в
ладоши, ну а во время народного танца – выполняем
«ковырялочку». Давайте встанем, послушаем
внимательно и сделаем нужные движения.
(Звучат фрагменты произведений:
С.Рахманинов. «Итальянская полька»; П.Чайковский.
Вальс из «Спящей красавицы»; «Русский перепляс».
Учащиеся выполняют соответствующие
танцевальные движения.)
– Молодцы! Хорошо справились с
заданиями. Но для того, чтобы побывать на балу у
феи, нужно не только петь, танцевать и узнавать
трех китов, но и уметь импровизировать, то есть на
ходу придумывать мелодии и играть на музыкальных
инструментах.
(Детям раздаются инструменты. Шумовой
оркестр исполняет музыку утра: песню птички,
вальс облетающих осенних листьев, польку
дождевых капель, шествие лесных обитателей.)
– А теперь исполним песню с
движениями.
Движения под музыку
(Дети поют песню «Веселый музыкант» и
делают общеразвивающие движения.)
Дыхательное упражнение «Гармошка»
– Руки на бочок поставим (и.п.:
стоя, ладони на ребрах; после полного выдоха
делается глубокий вдох),
На гармошке поиграем. (Ребра максимально
раздвигаются, грудная клетка не поднимается.
Задержка дыхания на 1–2 секунды. На выдохе ребра
возвращаются в прежнее положение. Выдох – через
неплотно сжатые губы. Повторить 4 раза.)
Отлично. Три кита убедились, что вы многое знаете
и умеете, теперь вы почти готовы к тому, чтобы
попасть к фее. Вот только сделайте для нее
подарки – музыкальные импровизации, и на
следующем уроке отправимся на долгожданный бал.
Я раздам вам тексты, к которым вы дома попробуете
сочинить музыку.
(Учитель раздает ребятам тексты для
импровизации маршей «На зарядку мы спешим, стать
мы сильными хотим» И.Агеева и «Не страшны нам
ангины, будем пить витамины», песен «Мама
доченьку качала, тихо песню напевала» и «Хороши
морозные деньки, надеваем лыжи и коньки», польки
«Полька, полька, полечка, два притопа, три прыжка»
И.Агеева и вальса «Очень любим мы гулять, свежим
воздухом дышать».)
А еще вы получаете волшебные нотки от
трех китов, прикрепите их в зависимости от своего
настроения: если сегодня на уроке вам было
скучно, то на темную часть картинки; а если весело
и интересно – на светлую. |