Цель:
Ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить
и понимать музыку во всем «богатстве ее форм и жанров».
Задачи: 1) Обобщить знания учащихся по опере Ж. Бизе «Кармен», по новелле П. Мериме, по Сюите Р. Щедрина.
2) Вспомнить и исполнить музыкальные темы оперы, научиться по ним давать характеристику главным героям.
3) Закрепить понятия: опера, сюита, новелла, интерпретация.
Оснащение: ТСО
( магнитофон с кассетами, видеомагнитофон с кассетой, рисунки,
сочинения учащихся, хрестоматия, стихи А.Блока «Кармен», альбом для
школьников «Музыка и ты» Курцман, новелла Мериме «Кармен».
^
Учитель: - Образ, какого героя раскрывается в этом произведении?
Дети: - Образ Кармен.
Учитель: - Какой Кармен?
Дети: Загадочной, властной, сильной, свободной, женственной, независимой, фантастической.
Учитель: У каждого деятеля искусств свой особый взгляд на Кармен. - Кто и в каких произведениях обращался к этому образу?
Дети: Проспер Мериме - в новелле.
Жордж Визе - в опере.
Родион Щедрин - в сюите.
Учитель: Мы изучали 3 произведения, в которых образ Кармен занимает особое место.
- Кто первый обратился к этому образу?
Дети: Проспер Мериме.
Учитель: - Как Мериме характеризует своих героев?
- Какой он видит Кармен?
Дети: Кармен - сильная, властная, завоевывает сердца людей, хитрая,
бесконечно красивая, занимается цыганскими делами, дерзкая, вызывающая, взбалмошная (ссора на фабрике).
Учитель: - Какие герои еще присутствуют в рассказе?
- Кто такой Хозе?
Дети:
^ -
один из главных героев, который был влюблен в Кармен -разбойник,
сильный гордый, «Этот вор совершил несколько убийств одно другого
ужаснее, ловкий.
^ - хитрый, противное чудовище, черной
кожей и еще чернее душой, худший из негодяев; жестокий.
Лукас - тореадор, изображал любезного кавалера, недостаточно смел и отважен.
Учитель: - Чем заканчивается судьба 3-х героев?
^
«Я ударил ее два раза. Это был нож Кривого, который я взял себе, сломав
свой. После второго удара она упала, не крикнув. Я вырыл ей могилу
ножом и опустил ее туда . Я долго искал ей кольцо и наконец нашел. Я
положил его в могилу рядом с ней вместе с маленьким крестиком.
^
«Я сел на коня, поскакал в Кордову и у первой же кордегардии назвал себя. Я сказа, что убил Кармен».
Судьба Гарсии:
Спор во время игры в карты. Я чувствовал себя сильнее великана. Он
кинулся на меня стрелой; Я повернулся левой ногой и, перед ним оказалось
пустое место, а я попал ему в горло, и нож вошел так глубоко, что моя
рука уперлась ему в подбородок. Я с такой силой повернул клинок, что он
сломался. Все было кончено. Гарсия упал ничком, как бревно.
Учитель: - Как, вы, понимаете жанр новелла?
- Дайте характеристику. ( показываю табличку с этим словом).
Дети: Новелла - это небольшой рассказ, в конце которого находится какая - то новость.
Учитель: - От чьего лица идет повествование?
Дети: От лица Хозе.
^
Бушует снежная весна. Я отвожу глаза от книги... О, страшный час, когда она, Читая по руке Цуниги, В глаза Хозе метнула взгляд! Насмешкой засветились очи, Блеснул зубов жемчужный ряд, И я забыл все дни, все ночи, И сердце захлестнула кровь, Смывая память об отчизне... А голос пел: Ценою жизни Ты мне заплатишь за любовь! Учитель: - Какие образы мы видим на доске?
Дети: - Хозе, Эскамильо, Кармен.
Учитель: - Где Хозе, а где Эскамильо?
Дети: (отвечают).
Учитель: Почему вы сделали такой выбор?
Дают характеристику.
Эскамильо- гордый, красивая одежда.( Тореро- участник боя быков).
Хозе- грустит, т.к. Кармен не отвечает на его любовь. Держит в руке цветок.
Учитель:- Как Бизе знакомит нас с героями? - Давайте посмотрим, что мы узнаем о Хозе через определенный круг лиц? - Что это за тема?
(играю тему: « Он приведет сюда…») (Исполните ее.)
Дети: - Мы узнаем, что он начальник своей смены.
Учитель: -Хор мальчиков, что подчеркивает?
Дети:- Душу его, она чистая, открытая, наивная.
Учитель:- Исполните эту тему.
Исполняют хор мальчиков.
Учитель:- Ребята, а эта тема, о чем говорит?
(играю тему матери). Дети:- Эта тема матери, она подчеркивает характеристику личной жизни Хозе. Исполняют вокализом.
Учитель: - А есть ли тема, которая точно подчеркивает ее службу.
Дети: ( поют « Кто идет? Это я…)
Учитель: - И так, мы знаем, что Хозе- солдат, начальник своей смены, любит маму, с чистой открытой душой.
- Что мы узнаем о Хозе?
- Какое чувство пробуждается у него?
Дети: -Чувство любви к Кармен.
Учитель:- А какая у нас в опере Кармен? Напишите на доске.
Пишут: красивая, темпераментная, хитрая, гордая, взбалмошная, властная.
Учитель: В начале оперы Бизе нам дает прямую характеристику или косвенную?
Дети: Косвенную.
Учитель: Мы узнаем, где она работает.
Дети: На табачной фабрике.
(Исполняют тему « Голубой дымок в небе тает…»)
Учитель: Вот вы написали, что Кармен гордая, а какая тема раскрывает эту черту характера?!
Дети: «Хабанера».
Учитель: Давайте исполним.
(Исполняют: « У любви, как у пташки крылья»)
Учитель: Какая сцена дополняет характеристику Кармен?
Дети: Сцена с молодыми людьми «Кармен, мы встречаем тебя каждый раз» Учитель:- Исполните ее. исполняют.
Учитель: Почему появляется одна?
Дети: Чтобы обратить на себя внимание.
Учитель: А в какой сцене композитор раскрывает взбалмошную Кармен.
Дети: Ссора на фабрике.
Учитель: Давайте посмотрим эту сцену в видеозаписи.
- Кто появляется из любовного треугольника?
Дети: Эскамильо.
Учитель: Как появляется?
Дети: Через толпу людей, которые его восхваляют.
Учитель: Исполните куплеты Тореодора.
Исполняют.
Учитель: Что главное для Тореодора?
Дети: Работа, любовь и признание его поклонников, потом только любовь Кармен.
Учитель: - А что главное для Хозе?
-
В начале оперы работа, отношение к матери. Постепенно любовь занимает у
него главное место. У Бизе – Хозе солдат, крестьянский парень, простой,
честный, слабохарактерный, вспыльчивый. Сколько раз пытался уйти, но
ревность останавливала его. У Мериме Хозе-разбойник, мрачный и суровый.
-Какой номер раскрывает чувство Хозе?
Дети: Ария с цветком. (Слушаем а/кассету с этим номером).
- Какой успех был у этой оперы?
Дети: Провал.
Учитель: Почему общество не приняло оперу? Дети:
Парижская
публика привыкшая видеть в спектаклях комической оперы лишь веселые
развлечения была шокирована тем, что ей показали жизнь простых людей.
Учитель:
- П.И. Чайковский первый среди великих современников Бизе, по
достоинству оценил музыку «Кармен». «Лет через десять «Кармен» будет
самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. Опера
стала шедевром мировой классики.
- Какие стихи вы подобрали к этому произведению?
Читают стихи
Слушаем сцену из Сюиты № 5 Р. Щедрина ( 3м. 22 сек.)
Учитель: - Что это за фрагмент? - Как здесь показана Кармен?
Дети: Женственная, нежная, ласковая, чувственная, лидерство остается, но окружающие угнетают ее.
Учитель: - Что Бизе добавляет в оперу, чего нет у Щедрина?
Дети: -Массовые, народные сцены, бой быков, народные танцы, ссора на фабрике.
Учитель: Разные композиторы, писатели обращались к образу Кармен. Но у каждого своя интерпретация.
(Показываю табличку с этим словом). Интерпретация -это переложение для конкретных целей, но идея не меняется.
Учитель: - Вы сказали, что у Бизе - это опера, у Мериме - новелла, у Р.Щедрина - сюита. – Что такое сюита и какова ее концепция?
Дети:
-У Щедрина свое самостоятельное произведение. Он изменил состав
оркестра: играют только струнные и ударные инструменты. Герои наделены
другим характером.
Учитель: -Вы в своих сочинениях писали
мне, какой вы представляете себе Кармен. Какая она для Вас, поделитесь с
нами, вашими высказываниями.
(читают отрывки из своих сочинений).
Заканчиваю стихотворением. Кармен (1914) Как океан меняет цвет, Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет,- Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть, И кровь бросается в ланиты, и слезы счастья душат грудь Перед явленьем Карменситы. Выставляю оценки за работу на уроке.
Выход из класса.
|