Цель: углубить знания о морфемном составе
слова в целях подготовки к Единому
государственному экзамену по русскому языку за
курс основной средней школы; совершенствовать
умения и навыки морфемного разбора с учетом
морфологии.
Ход урока
I. Вводная часть урока. Мотивация
1. Обращение учителя к классу:
Учитель: Дорогие ребята! Вам в
скором будущем предстоит не совсем легкий
экзамен. ЕГЭ по русскому языку. Раздел
лингвистики "Морфемика”, как и другие разделы
языкознания может вызвать некоторые трудности.
– Да легко, – вмешался Павел. – Подумаешь,
найти части слова – корень, суффикс, приставку,
окончание. Что тут трудного?
– Хорошо. Даю вам первое испытание.
Разберите по составу слова СИНИЙ, ЛИСИЙ. Все ли в
них одинаково? Докажите в любом случае: если да и
если нет.
2. Ученики приступают к
самостоятельной работе.
Через пару минут на экране высвечивается
правильный разбор. Идет самопроверка. Результаты:
более половины класса разобрали
неверно. В обоих словах -ИЙ выделили как
окончание.
Затем учитель обращает внимание учеников на
определение каждого слова как части речи.
Оказывается, СИНИЙ – полное качественное
прилагательное, имеет окончание -ИЙ, однако в
прилагательном ЛИСИЙ суффикс -ИЙ со значением
притяжательности, а окончание нулевое.
3. – Ладно. С этим разобрались.
Следующее испытание. Выделите суффиксы в
глаголах:
ЗАШИТЬ – ЗАШИВАТЬ; ЗАПИТЬ – ЗАПИВАТЬ: ЗАПЛЫТЬ
– ЗАПЛЫВАТЬ; ЗАПЕТЬ – ЗАПЕВАТЬ.
Приходим к выводу: в глаголах со значением
несовершенного вида суффикс – ВА.
II. Основная часть урока-практикума
Учитель. В отдельных случаях разбор слова по
составу следует проводить при наличии контекста.
Например, два предложения:
1) Рассказывал интересно.
2) Произведение интересно.
Задание: разобрать по составу слово
интересно в каждом предложении. Составить
лингвистическое рассуждение.
Работа идет в группах. Время: три минуты. По
окончании этого времени выступают представители
каждой группы. Более правильный ответ
высвечивается на экране.
"В первом предложении слово ИНТЕРЕСНО
поясняет глагол и обозначает признак действия.
Значит, это наречие, образованное от
прилагательного ИНТЕРЕСНЫЙ, и его морфемный
состав таков: ИНТЕРЕС – корень, Н – суффикс
прилагательного, Н – суффикс наречия.
Во втором предложении слово ИНТЕРЕСНО поясняет
имя существительное и обозначает его признак; в
данном случае слово ИНТЕРЕСНО изменяемое (ср.:
повесть интересна, рассказ интересен), в
предложении является сказуемым. Значит, это
краткое прилагательное, поэтому разбирается
иначе.
Учитель. Довольно часто в сложных словах при
разборе по составу допускается грубая ошибка.
Задание: произвести морфемный разбор слов
ВОДОПРОВОДЧИК, БЕСПЕРЕБОЙНЫЙ. Ученики
показывают два варианта разбора: один –
неправильный, другой – верный. Затем формулируют
ошибку: ошибка заключается в том, что в слове
БЕСПЕРЕБОЙНЫЙ выделена только одна (первая)
приставка, а вторая отнесена к корню. И в слове
ВОДОПРОВОДЧИК неверно обозначен второй корень.
Учитель. Значит, какое действие необходимо
выполнить в первую очередь? Ответ однозначный –
высветить корень слова путем подбора
однокоренных слов.
Упражнения на закрепление
Упр. 1. Разберите выделенные слова по
составу в ниже указанных предложениях.
Бабушка пила молоко. Острая пила лежит в
сарае. Простой человек бывает интересен.
Зафиксирован простой вагонов. На столе – горячий
пирог. Заячий след взят лисой. Неприлично разбрасывать
вещи. Необходимо каждое утро умывать ребенка.
Надо своевременно выдергивать сорняки. Выливать
воду из ведра. Глубоко задумываться. Озеро
Байкал глубоко.
Учитель. Сложны для морфемного анализа слова
с прерванными основами, то есть, когда окончание
находится не на конце слова. Это, в частности,
касается возвратных глаголов, причастий и
местоимений.
Задание: разобрать слова: кто-либо,
кого-нибудь, кому-то, трудящиеся, улыбаться,
учиться, заниматься...
Образец: кто-либо (к-корень, то-окончание,
либо-суффикс); основа прерванная.
Упр. 2. Выделите и определите характер
основы в словах: тряпка, атеист, замок,
увлекающийся, мчаться, кто-то, надеть,
развиваться, свергнуть, обожжется, привыкнуть.
Учитель. Поскольку в школьных учебниках
отсутствуют исторические справки, то ученики
обычно испытывают затруднения при морфемном
анализе тех слов, в которых имеются исторические
чередования:
1) чередование гласных:
а (я) –м –им
а (я) –н –ин
и – й –ей –ой |
жать – жму – пожимать; взять – возьму –
взимать
жать – жну – пожинать: мять – мну – приминать
бить – бью (бйу) – бей – бой |
2) чередование согласных:
б – бл
в – вл
и – пл
м – мл
ф – фл |
любить – люблю
ловить – ловлю
топить – топлю
отломить – отломлю
графить графлю |
3) выпадение согласных звуков перед – ну
кидать – кинуть;
плескать – плеснуть
ПОДСКАЗКА (высвечивается на экране): следует
помнить, что при изменении внешнего вида морфема
сохраняет свой статус. Например: в глаголе ЖНУ
корень ЖН-, в глаголе корень ЛЮБЛ-, в глаголе
ТРОНУТЬ корень ТРО- (от ТРОГАТЬ).
Упр. 3. Укажите исторические чередования и
разберите слова по составу: увядать –
увянуть, прижать – прижимать – прижму, смять –
сминать – сомну, зажать – зажимать – зажму,
понять – понимать – пойму, спать – заснуть,
топить – топлю – отопление, капать – капля –
подкапывать.
Учитель. Трудности морфемного анализа могут
быть вызваны несовершенством нашего письма. Чаще
всего это связано с появлением звука Й на стыке
морфем. Для этого надо знать, что среднеязычный
согласный звук Й в русской графике не имеет
постоянного изображения. Звук Й произносится, но
графически не изображается в буквах е, ё, ю, я
в следующих случаях:
1) если с этих букв начинается слово (ель, ёлка,
юркий, ясли);
2) если они стоят после гласных (поел, твоё, пою);
3) если находятся после разделительных Ъ, Ь
(подъезд, вьюга, объявление, подъём).
Упр. 4. На месте пропусков вставить буквы и
произвести морфемный разбор слов:
пред...юбилейный, в...южный, с...язвить, разъединить,
кон...як, кон...юнктура.
Учитель. Затрудняют морфемный состав слова
соединения на стыке корня и суффикса, основы и
окончания. Так, при формальном анализе по составу
слова БОЕЦ вычленяют корень БО и суффикс -ЕЦ.
однако такой разбор ничего общего не имеет с
настоящим строением слова, так как БОЕЦ
соотносится со словом БОЙ. Значит, при анализе
букву Е нужно графически представить двумя
звуками; БОЙ-ЭЦ (ср.: БОЙЦА).
Такое же явление может наблюдаться на стыке
основы и окончания. В слове СЕМЬЯ буква Я не
должна рассматриваться как окончание, так как
окончание здесь -А, а звук Й входит в основу (ср.:
СЕМЬЙА – СЕМЕЙ). Неправильно выделяется тогда и
окончание -Е в словах СТРЕМЛЕНИЕ, ЖЕЛАНИЕ, т.к.
окончания в этих словах – Э, а звук Й относится к
основе (ср.: ЖЕЛАНИЙА, СТРЕМЛЕНИЙА).
Упр. 5. Разберите по составу слова: герои,
припаять, выступление, лилия, развеять, батарея,
хозяин, строить, читающий, края, читаю.
Учитель. В процессе исторического развития
может изменяться морфологическая структура
слова. Первое – это когда бывшая производная
основа становится непроизводной. В языкознании
этот процесс называется ОПРОЩЕНИЕМ. Например, б
слове ПЕСЕЦ (этимологически оно восходит к слову
ПЕС) когда-то выделялся суффикс -ЕЦ. В настоящее
время ПЕСЕЦ не соотносится с ПСОМ (собакой), т.к.
песец – полярная лисица с ценным мехом, поэтому
слово следует рассматривать как корень. Или
слово СТОЛИЦА является производным от слова СТОЛ
со значением возвышение, трон. Поэтому киевские
князья сидели на столах, а не на стульях. В фильме
"Ярослав Мудрый” есть реплика: "А кто сейчас
сидит на столе в Киеве?” В современном языке
такое значение СТОЛА утрачено, следовательно, в
существительномом СТОЛИЦА выделяется
непроизводная основа СТОЛИЦ.
Возьмем растение ЛЮТИК. Он произошел в
лексическом значении от ЛЮТЫЙ. Это растение
названо так по его едкому, "лютому” соку, А ОКУНЬ
– от ОКО. Эта рыба названа по ее большим глазам.
Поэтому при морфемном анализе очень важно
просматривать смысловые связи данного слова с
другими.
Упр. 6. Указать в данных словах значение
суффиксов, объяснить, где эти суффиксы не
выделяются уже и почему.
Светлица, больница, столица, спица, теплица,
лечебница, лиственница, корица; медведица,
тигрица, волчица, львица (-иц -а)
Пирожок, дружок, порошок, петушок, шнурок, мешок,
дубок, кружок, вершок, кусок, бычок (-ок)
Осинка, березка, елка, горка, книжка, мушка, кочка,
трубка, ножка, крышка ,дорожка, шок, фуражка,
иголка (-к -а)
Виноградина, горошина, смородина, рябина, калина,
тишина, глубина, ширина, величина, вышина (-ин -а)
Ручища, домище, топорищ, бревнищг, городище,
ножища (-ищ)
Упр. 7. Определите значение приставок и
укажите случаи, где они в современном языке не
выделяются.
Забросить, завинтить, забыть, заключить,
заговор, задание, закат, заказ, завлечь (за-)
Безобразный, безлунный, безоблачным, бездарный,
безалаберный, бездушие, безумство, безразличие
(без-)
Дочитать, догрузить, дозор, добавить, доложить,
доиграть, доказать (до-)
Нагрубить, накормить, нарисовать, напиток,
наладить, напыщенность, налог, народный (на-)
Ввод, взор, вдохновение, вкладчик, вдох,
вдуматься, вкус, влияние, вкрадчивый (в-)
Упр. 8. Пользуясь этимологическим словарем,
разбейте на морфемы слова: полотенце, стачка,
лохматый, перчатка, рубаха, рубль, опрятный,
простыня, калина, козырек, корица, мохнатый.
ОБРАЗЕЦ (высвечивается на экране): спичка –
образовано как уменьшительно-ласкательная форма
к слову спица (в славянских языках спица имеет
значение стебель, прутик, палка). В словаре
С.И. Ожегова: СПИЦА – 1. Длинная тупая игла для
вязания, 2. Один из стержней, соединяющих втулку
колеса с ободом. СПИЧКА – тонкая деревянная
палочка с головкой из воспламеняющегося
вещества для получения огня. Значит, СПИЧКУ
нельзя считать уменьшительно-ласкательным
образованием к слову СПИЦА, поэтому в слове
СПИЧКА суффикс -К-, выделявшийся ранее в слове
СПИЧКА, сейчас не вычленяется, и СПИЧК будет
непроизводной основой.
Второй процесс, связанный с историческими
изменениями в структуре слова, – это НАЛОЖЕНИЕ.
Обратимся к примерам. В слове РОЗОВАТЫЙ суффикс
-ОВ- является одновременно суффиксом
прилагательного (от сущ. РОЗА) и начальной частью
суффикса -ОВАТ- со значением неполноты качества.
Членение данного слова на морфемы выглядит так:
роз-ов-ат-ый.
Упр. 9. Разберите по составу слова: омский,
лиловатый, свердловский, разевать, расти, пнуть,
радушный, знаменосец, расчет, расти, бескозырка.
III. Вывод по уроку
Знание трудных случаев разбора слова но
составу убеждает в том, какие большие резервы для
повышения орфографической грамотности кроются в
работе по анализу строения слова. |