Трудовое воспитание – процесс многосторонний.
На воспитание трудолюбия у детей действуют
многие факторы: пример взрослых, учебная
деятельность, занятия в кружках, беседы, чтение
книг, газет, просмотр кинофильмов, экскурсии,
встречи с интересными людьми, утренники, игры.
Но главное – это сам труд, непосредственное
участие в нем детей. Без собственного
практического опыта, личных физических усилий
ребенка трудовое воспитание немыслимо и
неосуществимо. Только в процессе труда, при
активном участии ребенка в практических делах
воспитывается трудолюбие, чувство долга,
дисциплинированность, закаляется характер,
формируются трудовые умения и навыки.
А.С.Макаренко, говоря о значении воспитания
детей в труде, показал: дети – будущие граждане
общества, и ценность их в этом обществе будет
определяться тем, насколько они готовы к нему.
Нашему обществу нужна творческая личность.
Поэтому дети должны относиться к труду не как к
принудительному бремени, а как к деятельности,
которая требует усилий, напряжения, но
доставляет радость, осознается как общественно
полезная. Эти указания А.С. Макаренко актуальны и
в наши дни.
В школе в каждом классе каждый ребенок должен
иметь поручения или каждодневные обязанности. И
эти обязанности со временем должны меняться,
только тогда у ребенка будет интерес к
выполнению своих обязанностей. Но не только
хорошо выполнять поручения, но и самому
придумывать интересные занятия, игры, конкурсы и
т.д.
Велика роль семьи в трудовом воспитании детей.
В семье у детей закладываются основы трудолюбия,
вырабатываются трудовые умения и навыки. Как же
следует организовать труд ребенка в семье?
Существуют определенные правила, при соблюдении
которых труд воспитывает.
1. Труду ребенок может научиться только при
непосредственном участии в труде, и, чем раньше
ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее
будет проходить его трудовое воспитание.
Дошкольник приобщается к труду в основном через
самообслуживание и бытовой труд, а младший
школьник выполняет также учебный и общественно
полезный труд. Чем раньше родители будут
привлекать школьника к бытовому труду, тем
успешнее будет проходить его трудовое
воспитание. нарушение этого правила ведет к
ошибкам и созданию определенных трудностей в
воспитании.
2. Каждый человек получает от рождения
определенную наклонность к деятельности вообще.
Эта наклонность может не развиться, если ребенок
с детства не привык заниматься нужным и полезным
делом. С возрастом не только расширяется круг
трудовых обязанностей, но и усложняется,
возрастает ответственность перед взрослыми за
своевременность и качество выполняемых трудовых
уроков. Во время выполнения обязанностей по
бытовому труду не надо бояться труда, требующего
умственного или физического волевого
напряжения. Легко полученная победа не вызывает
чувства радости и не оказывает положительного
воспитательного воздействия.
3. Радость победы и удовлетворение от работы не
приходят сами собой. Начало трудового урока
всегда является трудным, так как ребенок
испытывает робость, нерешительность, боязнь (а
вдруг не получится?) Чтоб побороть
нерешительность ребенка в труде, родители
начинают обучение труду с показа, как
выполняется та или иная трудовая операция. Когда
же умения сформированы, и ребенок может
выполнить порученную работу, самостоятельно,
взрослым остается, лишь неназойливый контроль за
качеством выполняемой работы и одобрение
старательности и прилежания в работе.
4. Надо так организовать жизнь ребенка в семье,
чтобы он смотрел на свои трудовые поручения как
на необходимость, как на долг перед семьей. Такая
позиция родителей, при которой они не могут
обойтись без труда детей, укрепляет веру ребенка
в свои силы, учит его работать добросовестно.
Выполняя поручения в повседневном быту, ребенок
учится практически заботиться о людях, учится
действенной любви и дружбе.
5. Труд должен сменяться отдыхом, так как любой
труд вызывает утомление. ученые физиологи и
гигиенисты обосновали положение о том, что смена
видов деятельности, чередование разных видов
труда – необходимое условие снятие утомления.
Такое чередование в режиме дня младшего
школьника особенно необходимо, потому что
утомления у него наступает значительно раньше,
чем у взрослого. Накопившиеся в школе утомление
легко снимается, если ученик после школы
выполнит какие – то обязанности по дому,
особенно полезно, если эти дела связаны с
пребыванием ребенка на воздухе.
6. Макаренко сформулировал положение о том, что
воспитание детей должно быть в коллективе, для
коллектива и через коллектив. Это положение
справедливо во всех видах труда. В семье также
имеются условия для коллективного труда ребенка:
совместное приготовление стола, уборка квартиры,
работа на огороде и т.д. Коллективный труд
создает благоприятные условия для того, чтобы
ребенок почувствовал себя членом семьи, осознал
свою неразрывную связь с ней. Коллективный труд
дает возможность ребенку пережить
удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в
работе.
Очень часто родители считают, что детям
младшего школьного возраста нельзя поручать
трудовые задания, так как они еще малы и ничего не
умеют. Это неправильно.
Типичные ошибки родителей заключаются в
недопонимании воспитательного значения труда
для детей, оберегании их от труда и выполнении за
них бытового, учебного труда, неверное
стимулирование детского труда (плата за труд, за
учебу, обещание дорогих подарков). Иногда
показывают трудом, не умеют правильно
организовать труд ребенка в семье
(ограничиваются и довольствуются разовыми
поручениями, не дают постоянных и на длительное
время).
Неоценимое значение в трудовом воспитании
детей имеет пример взрослых, достойный
подражания. Пример действует гораздо сильнее
внушения, нотации, убеждения. Но, к сожалению, не
всегда взрослые подают достойный пример. В
семьях можно нередко наблюдать такую картину,
когда папа сидит в кресле перед телевизором или с
газетой, а мама, придя с работы, готовит на кухне
ужин. Да есть еще и другие домашние дела, но ей
никто не помогает. Любая ее просьба к мужу
воспринимается как посягательство на мужское
достоинство. Дети также не приучены помогать
взрослым. А нужен совместный труд. В воспитании
трудолюбия немаловажное значение имеет и тон,
которым предъявляются требования по выполнению
детьми трудовых поручений. Наиболее эффективной
манерой обращений следует считать просьбу,
обращение к детям в виде совета, рекомендации.
Ребенок читает книжку, он занят учебным трудом.
Матери понадобилась помощь сына, и она
распоряжается: "Срочно пойди в магазин и купи
нужные для дома продукты”. Такая форма трудового
задания вызывает раздражение и протест ребенка.
Результат был бы иным, если бы мать обратилась к
сыну с просьбой выполнить ее поручение да еще
извинилась бы за то, что с этой просьбой она
обращается к нему тогда, когда он делает уроки.
Просьба – показатель уважения к личности
ребенка, и она выполняется более охотно. |