Цель: проверить знания уч-ся по русскому языку; учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать уч-ся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку; активизировать мыслительную деятельность уч-ся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения; формирование положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности. Оборудование: высказывание Люка де Вовенарга (плакат), атрибуты команд (гербы, флажки), карточки, кубок, грамота, иллюстрации, изображающие рыцарей.
В игре принимают участие уч-ся 5-7 классов. (команды) и 9 класс (жюри). Команды: "Энциклопедисты”, "Грамотеи”, "Исследователи”. У каждой команды герб, девиз, флажки. Жюри: королева Грамматика, барон Синт, принц Морф, учитель русского языка и литературы. Туры: Орфоэпический. Лексический. Фразеологический. Морфемный. Морфологический. Редакторский. На доске записаны туры, прикреплены гербы; отведено место для прикрепления флажков. У каждой команды флажки своего цвета: синий, зеленый, красный. Ход игры. Вступительное слово учителя: - Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались на "Турнир знатоков русского языка”. Турнир непростой, а рыцарский. Что вы знаете о рыцарях? (ответ уч-ся) - Совершенно правильно. Вот и наши команды будут бороться за звание знатоков русского языка. Представление команд, жюри. - Наш турнир будет состоять из шести туров. За каждый правильный ответ вы будете получать флажок определенного цвета (звучат фанфары). Ведущий первый тур. 1. Орфоэпический. Задание на карточках. Первой отвечает команда, выполнившая быстрее других задание. Жюри собирают и проверяют работы. Поставьте ударение в словах алфавит, звонит, досуг, упрочить, бытие, магазин, торты, цемент. 2. Лексический. Задание на карточках для каждой команды индивидуальное. Оценивается каждая команда. Что обозначают данные слова? Укажите лексические значения слов. *1 а) Авторалли-спорт. Соревнование (гл.образом междунар.) на специально подготовленных серийных автомобилях и (или) мотоциклах в искусстве вождения (на скорость, точность соблюдения заданного графика движения и т.д.) б) Мумия (от араб. мум - воск) труп, предохраняемый от разложения мумификацией или бальзамированием; (пренеб.) безжизненный, вялый, застывший в своих понятиях человека. *2. а) Мулине (франц.) – цветные крученые нитки (шелковые, штапельные) для вышивания. б) Регби (от назв. англ. города Регби) спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке ("поле”) соперника за лицевой линией или забить в ворота. *3. а) Видеоклип (от англ. – обрезка, стрижка) – короткий рекламный или муз. фильм, преимущественно для показа по телевидению. б) Сенсация (лат. – чувство) – сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие. 3. Фразеологический. Отвечает команда, быстрее других поднявшая флажок. *1.Определите род занятий людей по следующим выражениям: направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку, вызвать огонь на себя; войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет; разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа; шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку; через час по чайной ложке, позолотить пилюлю; стричь под одну гребенку; сбоку припеку; мертвая хватка. (военный, актер, столяр, портной, аптекарь, парикмахер, пекарь, охотник) *2. Закончить пословицу или поговорку. Горек обед без (хлеба). Нет друга, так ищи, (а нашел – береги). Умный любит учиться, а (дурак – учить). Новых друзей наживай, (а старых не теряй). Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня). Дружба дружбой – (а служба службой). Без терпенья – (нет ученья). Доброе слово (лучше мягкого пирога). Чтение – лучшее (учение). 4. Морфемный. Задание на карточках для команды индивидуальное. Оценивается каждая команда. Прочитайте слова, придуманные детьми. Определите, какими способами они образованы. Копатка, колоток, лизика, мазелин, кусарики, отскорлупай (яйцо), жмутные туфли, червячее яблоко, откнопкались, дочкастая мама, грозительный палец, зубовный врач. 5. Морфологический. Блиц – опрос. Оценивается каждая команда. Задания на карточках индивидуальное для каждой команды. 1.1. Какие части речи изменяются по числам? а) наречие; б) глагол в неопределенной форме; в) глагол в изъявительном наклонении. 2. Какие части речи изменяются по лицам? а) имя прилагательное; б) местоимение; в) глагол. 3. Что называется спряжением глагола? а) изменение глагола по падежам; б) изменение глагола по родам и числам; в) изменение глагола по лицам и числам. 4.У глагола есть спряжения. Сколько их? а) одно: б) три; в) два. 2.1. Какое наклонение живет только в форме прошедшего времени? 2. Какое наклонение постоянно преследует одна очень вредная и капризная частица? 3. Какое наклонение обозначает действие, которое может произойти только при определенных условиях? 4. Какое наклонение имеет сразу два названия? (Условное – сослагательное). 3.1. На какие вопросы отвечает прилагательное? а) Что делать? Что сделал? б) Какой? Чей? в) Когда? Где? 2. Что обозначает прилагательное? а) Предмет; б) признак предмета; в) действие предмета. 3. Сколько существует степеней сравнения? а) Одна; б) две; в) три. 4. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения? а) Притяжательные; б) качественные; в) качественные, относительные, притяжательные. 6. Редакторский. Задания на карточках индивидуальные для каждой команды. Оценивается каждая команда. Пока уч-ся редактируют тексты, звучит тихая инструментальная музыка. Прочитайте текст. Отредактируйте: исправьте речевые ошибки, орфографические; расставьте правильно знаки препинания. Перепишите текст нормальным языком, вставив знаки препинания. Житьетиграф. Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу добычу доставать и приказал детям не кого не баяца они потомушто если вы будете бояца они вас седят будти осторожны и тигрица начяли бисица кусать царапать друк труга. Перепиши текст, исправь речевые ошибки. И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося, и я решил почаще приходить сюда. Перепиши текст, исправь речевые ошибки. Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат, не знает даже, как его звать. Это я пошутил. Значит, иду Дале. Глядь-опять че-то написано. А покаковски, неопнятно. Так я и ушел, прямо-таки убег ни с чем. Заключительное слово учителя.
|