Тип урока: урок развития речи.
Вид урока: творческая мастерская.
Цели:
- знакомство с тематикой и проблематикой сказок М.Е.
Салтыкова–Щедрина;
- привитие интереса к русской литературе, к русскому
слову;
- воспитание культуры работы в группе;
- развитие навыков исследовательской деятельности,
самостоятельности
мышления, работы с текстом;
- развитие коммуникативных умений ( навыков устной и
письменной
речи).
Для работы на уроке ученики делятся на 4 группы.
Оборудование урока: портрет писателя,
тексты сказок
у каждого ученика, листы бумаги формата А4, рабочие
тетради, учебники,
раздаточный материал для каждого ученика (сокращённый
вариант
« Рождественской сказки», вопросы – задания),
толковый словарь.
|
|
Мыслить, анализировать и придумывать
– это
главное
дыхание разума… Всем людям должны быть по силам
все мысли.
Хорхе – Луис Борхес, аргентинский писатель. |
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Объявление темы и цели урока.
Учитель: На прошлом уроке мы начали
разговор
о сказках М.Е.Салтыкова – Щедрина, вспомнили жанровые
отличия сказки,
выяснили особенности его литературных сказок
в контексте эпохи. Сегодня мы продолжим эту работу и
попробуем открыть
новые грани мастерства писателя.
Тема нашего урока: «И снова о сказках…» (Творческая
мастерская
по сказкам М.Е. Салтыкова–Щедрина.)
Как вы понимаете слово « мастерская»?
(Место, где что- либо творят, создают, придумывают…)
Сегодня на уроке вы тоже будете придумывать и создавать.
Поэтому цель нашего урока – создание собственного текста,
сочинения
– миниатюры.
Но прежде я хочу обратиться к эпиграфу, словам
аргентинского писателя
Хорхе –
Луиса Борхеса: « Мыслить, анализировать и придумывать- это
нормальное
дыхание разума…Всем людям должны быть по силам все мысли».
Желаю вам успешной работы!
1 этап урока - « Индуктор».
Задача этого этапа - мотивировать творческую
деятельность обучающихся.
Задание: напишите на листе бумаги « сказка Салтыкова -
Щедрина».
Писать можно, как угодно располагая слова, ручками любого
цвета.
Запишите рядом со словом свои ассоциации, возникающие при
словосочетании
« сказка Салтыкова - Щедрина».
Найдите и подчеркните среди записанных ассоциаций
ключевое слово.
(Каждый ученик подчёркивает своё ключевое слово, наиболее
полно
раскрывающее его восприятие.)
Социализация.
- Обменяйтесь работой с соседом. Если вас заинтересовали
его ассоциации,
внесите дополнения в свою работу.
Афиширование.
- Обсудите в группах то, что получилось, 1-2 работы
(наиболее интересные)
представьте от группы.
2 этап урока - « Деконструктор».
Задача этого этапа - создание « мозаики».
Задание: напишите на листе бумаги перед
словосочетанием
«сказки Салтыкова – Щедрина» местоимение « я». Это и будет
заголовок
вашей работы.
Составьте и запишите микротекст из 4- 6 предложений, в
котором вы
объясните, чем для вас являются сказки Салтыкова –
Щедрина.
Социализация.
- Обменяйтесь работами, прочитайте, обсудите.
Афиширование.
- Представьте от каждой группы лучшую работу.
Самоконструкция.
Задание:
сейчас каждая группа будет работать с определённой
сказкой.
1 группа – «Коняга» (сказка о народе);
2 группа – « Медведь на воеводстве» (сатира на
правительственные
круги);
3 группа – «Премудрый пискарь» (сатира на либеральную
интеллигенцию);
4 группа – « Дикий помещик» (сатира на господствующее
сословие).
- Из заданной сказки выпишите слова, словосочетания,
цитаты, которые,
на ваш взгляд, раскрывают главную мысль сказки.
Обсудите результаты работы в группах, выберите лучшие.
Афиширование.
- Представьте эти работы всем.
Учащиеся делают записи об идейном содержании сказок.
3 этап урока - «Реконструкция».
Задача этого этапа - мотивирование обучающихся на
самостоятельную
работу с текстом.
Задание: выберите для самостоятельной работы какую–либо
сказку Салтыкова-Щедрина.
Результатом вашей работы должен стать ответ на вопрос: что
нового
вы для себя открыли в сказке Салтыкова-Щедрина с точки
зрения современного
человека, современного читателя?
Аргументировать свой ответ вы можете по-разному: привести
цитаты
из текста, составить схему, представить себя героем
сказки, нарисовать
иллюстрацию и т.д.
Афиширование.
Ученики представляют свои работы, делают выводы (на
примере выбранных
ими сказок).
4 этап урока - « Разрыв».
Задача этапа - дать новое знание, создать новую ситуацию.
Учитель: Вы уже много знаете о сказках
Салтыкова
– Щедрина. Но сейчас я хочу познакомить вас ещё с одной
сказкой,
которая обычно не входит в круг чтения школьников. Она
называется
«Рождественская сказка» (Приложение
1).
После прочтения вы должны будете ответить на вопрос: чем
отличается
эта сказка от тех, которые вам уже известны, что в ней
традиционно?
Чтение сказки учителем с элементами пересказа.
Выводы.
1. Отличие.
Большинство сказок написано в форме животного эпоса. В
них Щедрин
исследует типы общественного поведения, обусловленные
временем,
рассматривает социальные вопросы.
«Рождественская сказка» - произведение, в котором речь
идёт о людях.
Она относится к сказкам о правдоискателях («Путём-
дорогою», « Христова
ночь» и др.), в них автор в первую очередь обращается к
нравственным
проблемам.
В большинстве сказок правдоискатели имеют человеческий
облик, этим
определяется их человеческая мера в сказочном мире. В этих
сказках
Щедрин не может и не хочет «выдумывать» особой « сказочной
силы»,
которая решит все проблемы.
2. Сходство.
В ней, как и в других сказках Салтыкова – Щедрина, нет и
не может
быть благополучного исхода.
- Почему эта сказка всегда бывает помещена в конце
сборников,
в числе последних?
Главный герой, мальчик Серёжа Русланцев, услышав проповедь
батюшки
во время Рождественской службы, решает для себя жить
только по правде.
И ищет правду среди тех, кто его окружает. Но правды на
земле, среди
людей, он так и не нашёл. Взрослые, близкие ему люди, на
самом деле
давно утратили нравственные идеалы, они много говорят о
необходимости
« жить по правде», но сами так не живут. Мальчик всё –
таки обретает
правду ( в образе Христа), но только после смерти.
Щедрин говорит о необходимости пробуждения нравственной
ответственности
человека за жизнь. Таким образом, эта « сказка» подводит
некий итог
размышлениям Щедрина о судьбе народа, о нравственном
состоянии общества,
о необходимости радикальных преобразований.
- Как вы думаете, почему Лев Толстой назвал «
Рождественскую сказку»
«изумительной»?
Задание: положите перед собой чистые
листы и,
не заглядывая в предыдущие записи, вновь запишите
ассоциации к словосочетанию
« сказки Салтыкова – Щедрина».
Подчеркните ключевое слово.
Сравните это ключевое слово с тем, которое вы записали в
начале
урока.
Поднимите руки те, у кого оно изменилось.
Задание: теперь это вновь найденное
ключевое слово
запишите на чистом листе бумаги посередине строки. Это и
будет заголовок
вашей творческой работы (мини – сочинения), объём которой
составит
10 -12 предложений.
Напишите о том, как для вас сегодня раскрылись сказки
М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Афиширование.
Ученики читают свои работы вслух.
Выводы учителя о многообразии тематике и глубине
содержания сказок
М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Приложение 1
М.Е. Салтыков-Щедрин
Рождественская сказка (в сокращении)
Прекраснейшую сегодня проповедь сказал, для праздника,
наш сельский
батюшка.
- Много столетий тому назад,- сказал он,- в этот самый
день пришла
в мир Правда.
Правда извечна. Она прежде всех век восседала с
Христом-человеколюбцем
одесную отца, вместе с ним воплотилась и возжгла на земле
свой светоч.
Она стояла у подножия креста и сораспиналась с Христом;
она восседала,
в виде светозарного ангела, у гроба его и видела его
воскресение.
И когда человеколюбец вознесся на небо, то оставил на
земле Правду
как живое свидетельство своего неизменного благоволения к
роду человеческому
…
В чем же заключается Правда, о которой я беседую с вами?
На этот
вопрос отвечает нам евангельская заповедь. Прежде всего,
люби Бога,
и затем люби ближнего, как самого себя. Заповедь эта,
несмотря на
свою краткость, заключает в себе всю мудрость, весь смысл
человеческой
жизни.
Люби Бога – ибо он жизнодавец и человеколюбец, ибо в нем
источник
добра, нравственной красоты и истины. В нем – Правда.
Люби ближнего, как самого себя,- такова вторая половина
Христовой
заповеди.
Мы должны любить ближнего не ради взаимности, но ради
самой любви.
Должны любить непрестанно, самоотверженно, с готовностью
положить
душу, подобно тому, как добрый пастырь полагает душу за
овец своих.
Мы должны стремиться к ближнему на помощь, не рассчитывая,
возвратит
он или не возвратит оказанную ему услугу; мы должны
защитить его
от невзгод, хотя бы невзгода угрожала поглотить нас самих;
мы должны
предстательствовать за него пред сильными мира, должны
идти за него
на бой. Чувство любви к ближнему есть то высшее сокровище,
которым
обладает только человек и которое отличает его от прочих
животных
…
Итак, будем любить Бога и друг друга – таков смысл
человеческой
Правды. Будем искать ее и пойдем по стезе ее. Не убоимся
козней
лжи, но станем добре и противопоставим им обретенную нами
Правду.
Ложь посрамиться, а Правда останется и будет согревать
сердца людей
…
Когда батюшка кончил и с клироса раздалось: «Буде имя
Господне
благословенно», то по всей церкви пронесся глубокий вздох.
Но из присутствовавших в церкви всех внимательнее
вслушивался в
слова отца Павла десятилетний сын мелкой землевладелицы
Сережа Русланцев.
По временам оно даже обнаруживал волнение, глаза его
наполнялись
слезами, щеки горели, и сам он всем корпусом подавался
вперед, точно
хотел о чем-то спросить.
Это был мальчик понятливый, тихий, но в то же время слабый
и болезненный.
По возвращении из церкви, за чаем, Сережа продолжал
волноваться.
- Я, мамочка, по правде жить хочу!- повторял он.
- Да, голубчик, в жизни главное – правда,- успокаивала его
мать,-
только твоя жизнь еще впереди. Дети иначе не живут, да и
жить не
могут, как по правде.
- Нет, я не так хочу жить; батюшка говорил, что тот, кто
по правде
живет, должен ближнего от обид защищать. Вот как нужно
жить, а я
разве так живу? Вот, намеднись, у Ивана Бедного корову
продали –
разве я заступился за него? Я только смотрел и плакал.
- Вот в этих слезах – и правда твоя детская. Ты и сделать
ничего
другого не мог. Продали у Ивана Бедного корову – по
закону, за долг.
Закон такой есть, что всякий долги свои уплачивать обязан.
- Иван, мама, не мог заплатить. Он и хотел бы, да не мог. И
няня
говорит: «Беднее его во всем селе мужика нет». Какая же
это правда?
- Повторяю тебе, закон такой есть, и все должны закон
исполнять.
Ежели люди живут в обществе, то и обязанностями своими не
имеют
права пренебрегать.
Но Сережа не унялся. Он побежал в кухню, где в это время
собрались
челядинцы и пили, ради праздника, чай.
- Я, няня, по правде жить буду!- объявил Сережа.
- Ишь, с коих пор собрался!- пошутила старуха.
- Нет, няня, я верное слово себе дал! Умру за правду, а
неправде
не покорюсь!
-Ах, болезный мой! ишь ведь что тебе в головку пришло!
- Разве ты не слыхала, что в церкви батюшка говорил? За
правду жизнь
полагать надо – вот что! в бой за правду идти всякий
должен!
- Известно, что же в церкви и говорить! На то и церковь
дана, чтобы
в ней о праведных делах слушать. Только ты, миленький,
слушать слушай,
а умом тоже раскидывай!
- С правдой-то жить оглядываючись надо,- резонно молвил
работник
Григорий.
- Да ведь это же неправда и есть!
- А по-нашему так: коли господа добрые, жалостливые – это
их правда.
А коли мы, рабочие, усердно господам служим, не
обманываем, стараемся
– это наша правда. Спасибо и на том, ежели всякий свою
правду наблюдает.
Наступило минутное молчание. Сережа, видимо, хотел что-то
возразить,
но доводы Григория были так добродушны, что он
поколебался …
Действительно, около двух часов пришел отец Павел с
женою.
- Я, батюшка, по правде жить буду! Я за правду на бой
пойду! – приветствовал
гостей Сережа …
- Нет, не забуду!- настаивал Сережа,- вы сами давеча
говорили,
что нужно по правде жить… в церкви говорили!
- На то и церковь установлена, чтобы в ней о правде
возвещать. Ежели
я, пастырь, своей обязанности не исполню, так церковь сама
о правде
напомнит. И помимо меня, всякое слово, которое в ней
произносится,
- правда; одни ожесточенные сердца могут оставаться
глухими к ней…
- В церкви? а жить?
- И жить по правде следует. Вот когда ты в меру возраста
придешь,
тогда и правду в полном объеме поймешь, а покуда
достаточно с тебя
и той правды, которая твоему возрасту свойственна. Люби
маменьку,
к старшим почтение имей, учись прилежно, веди себя скромно
– вот
твоя правда.
- Да ведь мученики… вы сами давеча говорили…
… Сережа умолк, но весь обед оставался задумчив.
- Головка болит?- допытывалась Марья Сергеевна.
- Болит,- ответил он слабым голосом.
- Ну, поди, ляг в постельку. Няня, уложи его!
К вечеру, однако ж, головная боль не только не унялась,
но открылся
жар. Сережа тревожно вставал ночью в постели и все шарил
руками
около себя, точно чего-то искал.
На другой день, после ранней обедни, батюшка вызвался
съездить в
город за лекарем …
Ночью, около одиннадцати часов, лекарь приехал. Осмотрел
больного,
пощупал пульс и объявил, что есть «жарок». Затем приказал
натереть
пациента оподельдоком и заставил его два катышка
проглотить.
- Жарок есть, но вот увидите, что от оподельдока все как
рукой снимет!-
солидно объявил он.
Лекаря накормили и уложили спать, а Сережа всю ночь
метался и пылал
как в огне.
Целый день прошел между страхом и надеждой.
Покуда на дворе было светло, больной чувствовал себя
лучше, но упадок
сил был настолько велик, что он почти не говорил. С
наступлением
сумерек опять открылся «жарок» и пульс стал биться
учащеннее. Марья
Сергеевна стояла у его постели в безмолвном ужасе,
усиливаясь что-то
понять и не понимая …
К ночи началась агония. В восемь часов вечера взошел
полный месяц,
и так как гардины на окнах, по оплошности, не были
спущены, то на
стене образовалось большое светлое пятно. Сережа
приподнялся и потянул
к нему руки.
- Мама!- лепетал он – смотри! весь в белом… это Христос…
это Правда…
За ним… к нему…
Он опрокинулся на подушку, по-детски всхлипнул и умер.
Правда мелькнула перед ним и напоила его существо
блаженством; но
неокрепшее сердце отрока не выдержало наплыва и
разорвалось.
|