школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Воскресенье, 11.12.2016, 12:52:23

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [419]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [258]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [502]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [700]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [318]
ИСТОРИЯ [326]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [368]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [207]
АСТРОНОМИЯ [67]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [213]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [147]
ФИЗКУЛЬТУРА [266]
МУЗЫКА [186]
ИЗО [219]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [830]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [207]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [169]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [13]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [73]
ОСНОВЫ ПРАВА [63]
Статистика

Онлайн всего: 32
Гостей: 32
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ОТКРЫТЫЙ УРОК » ИЗО

Творчество К. Петрова-Водкина
27.12.2010, 21:37:49

Цель: на примере творчества Петрова-Водкина проследить взаимосвязь русского искусства рубежа XIX – XX вв. c художественным наследием прошлого.

Задачи:

  • Эстетическое развитие.
  • Воспитание патриотизма.
  • Работа над созданием единой картины мира.
  • Работа над пониманием ценности человеческой личности.
  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие коммуникативных способностей.

 Ход урока

1. Работа с иллюстрациями

«Полдень. Лето» (1917); «Спящий ребенок» (1924); «Первые шаги» (1925); «Смерть комиссара» (1928); «Весна» (1935); «Мать» (1913); «Мать» (1915); «Утро. Купальщицы» (1917); «Купание красного коня» (1912): «1919 год. Тревога» (1934).

 

Спящий ребенок. 1924. Государственный музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад

Учитель. Посмотрите на эти репродукции. Что вы можете сказать? Какие у вас возникают ассоциации, какие мысли?

Ученики.

  • Это не похоже на те картины, что мы видели раньше.
  • Предметы изображены не так, как мы видим в жизни.
  • Изображение какое-то плоское.
  • Колорит мне кажется густым и резким.
  • Предметы расположены в пространстве как-то необычно, мне кажется, неестественно.
  • Художник часто изображает женщину-мать, видимо, ему близка эта тема.

 

Весна. 1935. ГРМ, Санкт-Петербург

2. Выявление художественных параллелей

Учитель. Вы сказали, что картины эти не похожи на те, что вы видели раньше. А работы каких художников рубежа XIX – XX веков мы рассматривали? Что вы можете о них сказать?

Ученики.

Мне запомнились работы Врубеля, его образ демона. В картине «Демон сидящий» юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь. «Демон» Врубеля — соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска; его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир. В колорите картины — контрасты. Холодный лиловый цвет «борется» с теплым оранжево-золотистым. Скалы, цветы, фигура написаны по-особому, по-врубелевски: художник как бы рассекает форму на отдельные грани, и создается впечатление, что мир соткан из глыб драгоценностей. Рождается ощущение первозданности.

— Картины Врубеля искрятся и переливаются, как мозаика. У них сиреневато-синий колорит, почти у всех. В них живет дух Востока. А те картины, которые мы видим сейчас, пронизаны древнерусским духом.

Учитель. Давайте разовьем эту мысль. В творчестве Врубеля — дух Востока, а в представленных вам картинах великого русского художника Петрова-Водкина — дух древней Руси. Почему вам так показалось? Что навело вас на эту мысль?

Ученики. Те картины, где изображены женщины с детьми: «Мать» (1913 и 1915), «1918 год в Петрограде», — очень походят на иконы. У героинь этих картин удивительно одухотворенные лица, не лица даже, а лики. Изображение вроде бы не совсем плоскостное, но и не объемное. И колорит напоминает древнерусскую живопись — красный, синий, зеленый, иногда золотой.

Утро. Купальщицы. 1917. ГРМ, Санкт-Петербург

Учитель. Посмотрите, в картине «Мать» 1913 года молодая женщина кормит грудью малыша. Излюбленные Петровым-Водкиным красные и синие тона, дополненные золотистыми и охристыми, завораживают, точно строчки рифмованных стихов. Мы не можем оторваться от этого образа вечной женственности, от лица, полного загадочной глубины и жизненной достоверности, чистоты и духовности. Образ простой русской крестьянки возвышается до образа Мадонны.

В картине «1918 год в Петрограде» изображена женщина на балконе, над людной и холодной петроградской улицей. Она в белой косынке, наверное, работница. Она мать, на коленях у нее ребенок. Люди внизу ныряют в арочную синеву, спешат, будто неприкаянные, по тусклой мостовой. А женщина, олицетворяющая жизнь, спокойна и тиха. Ей сохранять и оберегать ребенка. Свою силу она словно переливает в руку маленького человечка.

Тема вечной женственности очень свойственна тому времени, в которое жил художник. Вспомните, в связи с творчеством какого русского художника мы уже говорили об этом?

Ученики.

В связи с творчеством Борисова-Мусатова. Женские образы позволяли живописцу выразить тончайшие смены настроения. На полотне «Изумрудное ожерелье» (1903–1904) среди яркой зелени весеннего луга, словно в хороводе, замерли дамы в старинных одеяниях. Эта романтическая композиция Борисова-Мусатова рождает смутную тревогу. А в картине «Призраки» (1903) неясное предчувствие перерастает в тоску. Какая безысходность в безликих призрачных фигурах, блуждающих в сумерках по заброшенной усадьбе!

— Но это не пессимистический вывод, торжествует красота, в которой «оправдание существования человечества»; красота неотделима от человеческой сущности; торжество красоты — утверждение собственно человеческого и прекрасного как объективного. Через это — примирение, обретение новой гармонии, утверждение жизни с ее законами. Красота — синоним той духовности, которая существует в мире, дает смысл и оправдание всему.

Мать. 1915. ГРМ, Санкт-Петербург

Учитель. Говоря о творчестве Борисова-Мусатова, мы отмечали его духовную связь с эпохой итальянского Возрождения. Ощущаете ли вы эту связь в картинах Петрова-Водкина?

Ученики.

Мадонны Петрова-Водкина (именно так хочется назвать его героинь) напоминают героинь Боттичелли — то же одухотворенное и несколько отрешенное выражение лиц, ощущение того, что они живут вне времени.

— Когда мы говорили об итальянском Возрождении, мы отмечали мотив окна у многих художников. На фоне окна писал портрет Симонетты Боттичелли, мадонны Леонардо и Рафаэля часто изображены на фоне окна. Это как бы окно в мир, оно символизирует открытие мира человеком. У Петрова-Водкина его мадонны тоже на фоне окна или на балконе. Они тоже открыты миру, и мир открыт для них. А вот в картине «1919 год. Тревога» (1934) окно — это символ какой-то опасности, именно оттуда исходит тревога. Там, за окном, — враждебный мир. Это можно понять: 1919 год — тяжелое время для России, а писалась картина в 1934 году, накануне репрессий.

Учитель. Раз уж мы с вами заговорили о времени, давайте еще раз вспомним, что это было за время, рубеж XIX – XX веков?

Полдень. Лето. 1917. ГРМ, Санкт-Петербург

Ученики.

Накануне Россия пережила позорное поражение в Крымской войне, период террора, в результате которого погиб царь-освободитель Александр II . Внутри страны зреет революционное движение. Развивается промышленность, растут города. Все большую власть приобретает капитал. Изобретены телефон, телеграф, автомобиль. Прочно вошло в жизнь города электричество.

Первая мировая война, революции 1905 и 1917 годов в России, Гражданская война — все это события рубежа веков.

— Рубеж девятнадцатого и двадцатого веков был для России судьбоносным, именно он дал начало всем последующим трагическим событиям нашей истории, и именно ему мы обязаны тем необыкновенным взлетом отечественной культуры, который сегодня называют Серебряным веком русской поэзии.

— Ветры нового времени были суровы. Они принесли миру не только великие открытия во всех областях науки, невиданное ранее развитие индустрии и технический прогресс, а еще и тяжелый экономический кризис, ощущение какого-то мирового катаклизма, смысл и последствия которого были еще не ясны.

— В предельно сжатый исторический период совершался сложнейший процесс обновления как самой действительности, так и духовного мира художника. Действительность открывала ему свои неведомые ранее стороны и новые аспекты их восприятия; складывалось новое художественное видение и мышление.

— В это время в искусстве вообще и поэзии в частности возникло направление символизма как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. На щите символистов было начертано: идеализм и религия.

— Типичным стало ощущение социальной и политической неустойчивости, изменчивости всех явлений бытия. Этому способствовало осмысление научных открытий, например делимости атома, казавшегося единственным первоэлементом материи. Иногда мир словно распадался в восприятии на ряд составных частей. Все воспринимаемое глазом, слухом стало обманчивым и в то же время особенно ярким, многозначным. Казалось, что буйство неведомых стихий готово охватить мироздание, словно накануне страшного суда.

— Неудовлетворенность настоящим обращала взгляды творческой интеллигенции в прошлое. Они находили в нем прибежище от уродств современной действительности. В нем искали разгадку смысла жизни, основы мудрости. Художники часто обращались к историческому и художественному наследию Древней Руси.

 

1919 год. Тревога. 1934. Пермская художественная галерея, Пермь

3. Работа с текстом

Учитель. Прочитайте высказывание искусствоведа С.Д. Даниэля о творчестве Петрова-Водкина. Как вы понимаете прочитанное?

 Текст

Искусствовед С.Д. Даниэль в книге «Знаменитые русские художники» так охарактеризовал творчество Кузьмы Петрова-Водкина: «На протяжении 1910-х годов амплитуда поисков Петрова-Водкина остается очень широкой. Рядом с холстами монументально-декоративного характера, не лишенными стилизации («Девушки на Волге», 1915), возникают психологизированные образы в «оболочке» почти натуралистической формы («На линии огня», 1916). Наиболее органичными представляются произведения, связанные с темой материнства, проходящей через все творчество Петрова-Водкина: «Мать» (1913), «Мать» (1915), «Утро. Купальщицы» (1917). В то же время созревают идеи, приведшие Петрова-Водкина к созданию единственной в своем роде художественной системы. На первый план выдвигается проблема пространства, находящая разрешение в «сферической перспективе». Принципиально ее отличие от «итальянской» перспективы в расчете на динамику зрителя. Вместе с тем это организация символического пространства, адресующая к восприятию любого фрагмента действительности с «планетарной» точки зрения. Разнообразие пространственных позиций в картине связано с законом тяготения: «Полдень. Лето». (1917), «Спящий ребенок». (1924), «Первые шаги» (1925), «Смерть комиссара» (1928), «Весна» (1935) и др. Понимание пространства как «одного из главных рассказчиков картины» вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина».

 Комментарии учителя

«Купание красного коня» (1912) — произведение, ставшее поворотным в творчестве Петрова-Водкина. В центре картины — героически-призывный, словно пылающий красный конь — символ кипучей энергии, могучей, сдерживаемой человеком силы. В сложной духовной атмосфере тех лет картина воспринималась как предчувствие исторических перемен. В эти же годы художник разработал основные принципы композиционного, перспективного и цветового построения своих картин. Он отказался от классической перспективы и заменил ее сферической. При сферическом построении пространства художник использует несколько точек зрения, наклоняет к центру вертикальные композиционные оси, разворачивает плоскость картины к зрителю. Эти приемы позволяют охватить в картине очень широкое пространство, придать ему космический характер. Такова композиция картин «Полдень. Лето», «Утренний натюрморт», «Натюрморт с самоваром» и др.

Своеобразен и колорит картин Петрова-Водкина. Он объединяет все формы и планы картины с помощью трех основных цветов — красного, желтого и синего. Полотна художника приобретают панорамный характер, становятся похожими на фрески.

В натюрмортах Петров-Водкин одухотворял вещи. Тихое существование предметов, рассматриваемых, кстати, тоже сверху, словно бы из космоса, подтверждает устойчивость бытия.

Последним значительным произведением художника стала картина «1919 год. Тревога», написанная в 1934 году. Она заключает в себе символ целой эпохи, хотя обращена к конкретным историческим событиям. Тревога за судьбы людей, за Родину, будущее детей — вот главный ее смысл.

 4. Работа над формированием образа

Учитель. Итак, «Купание красного коня». В этой картине драматизм преображается в особую духовность, в жертвенную любовь к миру. Это поэтический идеал художника, который он нашел в творчестве Иванова, Венецианова, Врубеля и мастеров итальянского Возрождения. Но главным вдохновителем Петрова-Водкина стало древнерусское искусство, иконопись.

Его первыми учителями в искусстве были местные иконописцы в г. Хвалынске Саратовской губернии, где он родился в 1878 году, в семье сапожника. До училища он успел поработать слесарем, дворником, маляром-вывесочником, поэтому имел уважение к ремеслу. Ремесло важно и для художника, так же как для слесаря или столяра. Потом — фантазия. У художника она должна быть безудержной. Но у Петрова-Водкина она основывалась на реальности. Он создавал тысячи эскизов, сочинял истории и сказки, написал книжку для детей «Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле». А еще много читал, был завсегдатаем Художественного театра, очень любил музыку. Часто играл своему другу Кустодиеву любимые сонаты Моцарта на скрипке.

Картина «Купание красного коня» тоже наполнена музыкой — фольклорными песнопениями. Картина покорила не только зрителей и критику, но и художников. Они провозгласили ее знаменем, вокруг которого можно сплотиться в это смутное предгрозовое время. Но почему именно образ коня стал символом художника и эпохи? Давайте вспомним, что связано с этим образом в народном сознании, искусстве и культуре?

Ученики.

Древние славяне перед постройкой дома приносили в жертву коня, его череп зарывали под угол дома, чтобы дом стоял. Да и сам дом украшали «коньком», оберегавшим хозяев от нечистой силы.

— В русском фольклоре есть постоянный эпитет «добрый конь». Без него невозможны богатырские деяния. Конь первым чует беду. Богатырь его спрашивает: «Что ты, добрый конь, спотыкаешься? Или беду чуешь?»

— С вое происхождение человек связывал с космосом. Мифы разных народов рассказывают, как люди произошли от животных и растений, из камней, глины и др. Ближе всего к человеку, конечно, животные. У них ярко выражены основные, очевидные признаки живого: они растут, дышат, размножаются, питаются, передвигаются, проявляют агрессивность и покорность. Наверное, поэтому в глазах древних людей животные были наиболее подходящими кандидатами на роль их предков. Тотемные животные были основателями родов, духами-хранителями и целителями. Они считались священными, их запрещалось употреблять в пищу. Считалось, что у нарушителя запрета лицо покроется волдырями, пятнами, тело распухнет, и он умрет. Фольклор сохранил воспоминания о тех временах, главным образом — в сказках о животных.

В русских сказках конь — существо особое. Чего стоит знаменитый Сивка-Бурка! Конек-горбунок у Ершова, можно сказать, главный герой. Он самый умный, самый могущественный.

— В картине Васнецова «Три богатыря» богатырские кони играют отнюдь не маленькую роль. Художник уделяет их образам огромное внимание. Наверное, потому, что богатырь без коня — не богатырь. И еще хочется вспомнить богатырского коня Врубеля. Он как бы часть образа своего хозяина. Красный конь — это мощный, богатырский конь, а его наездник такой хрупкий, он не богатырь.

— Есть еще в искусстве такой образ: конь — это быстро бегущее время. Вот у Лермонтова в стихотворении «Пленный рыцарь»:

Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный…

Вот и у Петрова-Водкина на картине «Купание красного коня» тоже конь- время: им никто не правит, мальчик на коне сам по себе, он не управляет могучим конем.

— Хочется вспомнить и мифологических коней — Пегаса, восьминогого коня скандинавского бога Одина. Красный конь Петрова-Водкина сродни этим мифологическим коням.

— У Блока есть такой образ:

И вечный бой, покой нам только снится.

Сквозь кровь и пыль

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль.

Этот конь — образ борьбы.

— Конечно, конь — домашнее животное, верное и преданное. Но древние славяне считали, что он все-таки принадлежит и враждебному миру природы тоже. Полностью ему доверять нельзя — может и сбросить седока.

Учитель. А что вы можете сказать о древнерусской символике красного цвета?

Ученики.

Красный цвет имеет множество значений. Красный — это красивый. «Красна девица», «красный угол» в избе. Красный — это сила, живительная энергия. Не случайно говорят «красно солнышко», а невесты раньше наряжались в красное платье.

— На иконе «Спас в силе» изображение Христа помещено в красный ромб.

— Еще красный — символ власти. В былине об Илье Муромце князя Владимира именуют «Владимир Красное Солнышко», несмотря на то что его поступки далеко не всегда благородны. Но красный еще и цвет страсти, ярости. «Пустить красного петуха» означало поджог. Поговорка гласит: «Рудый да красный — человек опасный».

— Красный — цвет крови.

Учитель. Полный величия красный конь Петрова-Водкина — как символ России, олицетворяющий ее мощь и горделивую красу. Красный конь — как предчувствие невиданных мятежей, недаром он создавался в то же время, что и «степная кобылица» Блока. Конь огромен и легок одновременно. А сидящий на коне грациозный юноша задумчив, созерцателен — он не управляет конем, он вообще как бы вне времени.

 5. Творческая работа

Написать сочинение по картине «Купание красного коня» в любом жанре.

 Пример творческой работы

Сонет

Часы пробили, протрубило время –
И вот явился людям красный конь.
Его не давит ни седло, ни стремя,
Он излучает свет, он как огонь.

Увы, он не подвластен человеку,
Хоть позволяет на себе сидеть.
Несет он бури будущему веку,
Но этого пока не разглядеть.

За ним вселенная закручена в спираль,
На нем седок, который им не правит,
Взгляд улетает в голубую даль.
Что на земле сей алый конь оставит?
Быть может, скоро сбросит седока?
Разгадка этой тайны далека.

Категория: ИЗО | Добавил: Вилли | Теги: открытый урок, мольберт, конспект урока, конспект урока ИЗО, кисти, педсовет, урок изобразительного искусства, рисование, живопись, 1 сентября
Просмотров: 731 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0