Цель
Осознание преемственности и взаимосвязи
различных этапов развития культуры.
Ход урока
1. Введение нового термина. Беседа
Учитель. Рассмотрите репродукции
картин (П. Пикассо. «Авиньонские девицы», 1907;
«Портрет А. Воллара», 1910; «Музыкальные
инструменты», 1912). Что общего в этих картинах?
Ученики.
— Это картины одного художника —
Пабло Пикассо.
— Они написаны в один исторический отрезок
времени.
— Они выполнены в одной манере, как бы
составлены из геометрических фигур.
Учитель. Это направление в живописи,
возникло оно на рубеже XIX–XX вв. и получило
название «кубизм». Его родоначальником можно
считать Пабло Пикассо.
К началу двадцатого столетия, времени рождения
кубизма, мастера предыдущего поколения уже
сильно пошатнули незыблемые ранее основы
европейской живописи. В те же годы в Европе стала
очень популярной традиционная африканская
скульптура. Она давала пример свободного
обращения с формой — так, голова статуи могла
быть больше тела, и при этом фигура выглядела
очень выразительно.
В 1907 г. молодой испанский художник Пабло
Пикассо, обосновавшийся в Париже, показал
друзьям свое незаконченное полотно «Авиньонские
девицы». Он отверг иллюзорную трехмерность,
перспективу, светотень. Поверхность большой
картины — и фон, и тела пяти обнаженных женщин —
была рассечена на геометрические сегменты.
Выглядели девицы как грубо высеченные древние
идолы. В дальнейших своих работах художник
продолжал дробить предметы и фигуры на составные
части, упрощать их до строгих геометрических
форм: кубов, конусов, полусфер, цилиндров.
Музыкальные инструменты. 1912. Эрмитаж,
Санкт-Петербург
2. Постановка проблемы
Учитель. На прошлом уроке мы с вами
говорили о первобытном искусстве и культуре
современных нам первобытных народов. Исходя из
услышанного сегодня, попробуйте сформулировать
вопрос к сегодняшнему уроку.
Ученики. Какая взаимосвязь между
кубизмом и первобытным искусством?
Учитель. Хочу уточнить вопрос. Мы
будем говорить не о кубизме вообще, а только о
творчестве Пикассо.
3. Определение пути решения проблемы
Учитель. Давайте определим, на какие
вопросы нам надо ответить, для того чтобы подойти
к решению проблемы, которую мы сформулировали.
Ученики:
— Что явилось отправной точкой в возникновении
кубизма?
— Почему он возник именно на рубеже XIX–XX веков?
— Почему именно Пикассо стал его
родоначальником?
— Что заставило художников прийти к такому
упрощению художественного образа?
(Вопросы записать на доске.)
4. Активизация имеющихся знаний. Беседа
Учитель. Итак, что же явилось
отправной точкой в возникновении кубизма?
Ученики. Увлечение европейцев
традиционной африканской скульптурой.
Традиционная африканская скульптура как раз
проявление искусства первобытного общества.
Учитель. Какие особенности у
художественных образов первобытного искусства?
Ученики. Им свойственны простота форм
и выразительность.
Учитель. Можно ли сказать, что
художник копирует древние образы?
Ученики. Нет, но он их творчески
переосмысливает.
Учитель. Почему интерес к этим формам
и образам возник именно в данный отрезок времени?
О рубеже XIX–XX вв. мы много говорили на предыдущих
уроках, когда речь шла о русской культуре.
Вспомните, чем характеризовался данный период?
Ведь изменение художественных форм лишь
следствие изменения мировоззрения,
человеческого сознания. Что же могло привести к
таким изменениям?
Ученики. Если говорить о России, то она
пережила позорное поражение в Крымской войне,
период террора, в результате которого погиб
царь-освободитель Александр II . Внутри страны
зрело революционное движение. Развивалась
промышленность, росли города. Все большую власть
приобретает капитал. Изобретены телефон,
телеграф, автомобиль. Прочно вошло в жизнь города
электричество. Открыта делимость атомного ядра,
таблица Менделеева, теория Павлова.
Грядет Первая мировая война, в России —
революции 1905 и 1917 гг., Гражданская война.
Учитель. Рубеж веков в истории — время
всегда загадочное, удивительное и напряженное,
время роковых событий и фатальных совпадений. И
мы, перешагнувшие из двадцатого в двадцать
первый век, можем оценить это в полной мере.
Ветры нового времени были суровы. Они принесли
миру не только великие открытия во всех областях
науки, невиданное ранее развитие индустрии и
технический прогресс, но еще и тяжелый
экономический кризис, ощущение какого-то
мирового катаклизма, смысл и последствия
которого еще не ясны. В предельно сжатый
хронологический период совершался сложнейший
процесс обновления как самой действительности,
так и духовного мира художника. Действительность
открывала ему свои неизвестные стороны и новые
аспекты их восприятия; складывалось новое
художественное видение и мышление. Этот процесс
нес с собой неизбежные утраты по сравнению с
искусством предшествующих периодов, но
одновременно дарил и открытия, создавал новые
художественные ценности.
Для нас сейчас никак не может быть безразлично
сохранение лучшими представителями русской
культуры ее духовности даже в период острейшего
социально-политического кризиса; их потребность
рассматривать эстетические проблемы и судьбу
искусства в неразрывной связи с
социально-психологическими проблемами человека,
его существования вообще, даже не в национальных,
а в общечеловеческих масштабах. В этом отношении,
как бы порой они ни заблуждались, многое в их
тревогах и надеждах оказывается и сейчас
остросовременным.
Однако чем характеризуется рубеж веков в
Европе?
Ученики . Невиданным развитием
науки и техники. Изменился быт, жизнь,
мировоззрение, пошатнулись казавшиеся
незыблемыми устои. Мир лишился стабильности.
Учитель . Эстет и возмутитель
спокойствия Оскар Уайльд восхищался эстетикой
машины, которая не нуждается в украшениях и
воплощает в себе мощь как таковую. О машинах
говорили многие, и говорили с восхищением и
надеждой. Людям предстояло увидеть мир другими
глазами. Наука и техника не оставляют выбора.
Впрочем, предупреждения против машинизации
жизни, сознания и искусства не заставили себя
ждать. Оказалось, что новые силы, созданные
развитой цивилизацией, как бы берут на себя
функции дикой природы. Непредсказуемость,
неуверенность, непредвиденные опасности и
элементы хаоса, безумие и гибель сопровождали
творения науки и техники. «Вторая природа» была
ничуть не более человечна, нежели первая.
Предупреждение о том, что прогресс и техника
могут быть столь же опасны, сколь и полезны,
прозвучало задолго до того, как это сделалось
общей проблемой. В середине XIX в. Бодлер написал
пророческие слова, что цивилизованный
урбанистический мир современного человека
становится не менее опасным, чем первобытный лес.
Вывод:мироощущение
цивилизованного человека начала XX века было
сродни мироощущению человека первобытного:
непредсказуемость и непредвиденные опасности
внешнего мира рождали внутреннюю неуверенность
и страх.
Портрет Амбруаза Воллара. 1910. ГМИИ им.
Пушкина, Москва
5. Жизнь и творчество
Пикассо. Сообщения учащихся
Задание :прослушайте рассказы ребят о
жизни и творчестве Пабло Пикассо и продумайте
ответ на вопрос: «Почему именно Пикассо стал
родоначальником кубизма?»
1-й ученик . Пабло Пикассо прожил
долгую жизнь. Она вместила в себя и творческие
поиски, и гигантское количество произведений, и
бурную любовь к женщинам, и общение с громадным
кругом людей. Пикассо остался в людской памяти
веселым, неистовым человеком. Может быть, именно
это помогало ему радоваться новому, не
страшиться неизведанного. О Пикассо говорили,
что он умееет жить во времени, и даже когда
количество прожитых лет позволяло называть его
стариком, никто художника так не называл. Его
называли Гойей ХХ века, Моцартом с душой Сальери,
добрым чертом, святым испанцем, королем
тряпичников… Он возбуждал противоречивые
эмоции окружающих: кто-то вслед ему озлобленно
свистел, кто-то рукоплескал. А художнику было все
равно, потому что он шел своей дорогой в
искусстве. «Я хочу изобразить мир таким, каким я
его вижу», — говорил Пикассо.
Пабло Пикассо родился в испанском городе
Малаге. В пятнадцать лет он стал посещать Высшую
художественную школу в Барселоне (отец его
преподавал там рисование), а в шестнадцать
поступил в Художественную академию в Мадриде.
В начале века Пикассо приехал в Париж — без
подобной поездки не мог состояться ни один
уважающий свой талант художник: Париж был и
остается Меккой современного искусства. Работы
импрессионистов потрясли молодого художника, он
перенял у них цветовую насыщенность картин.
Период с 1901 по 1904 г. в творчестве Пикассо принято
называть «голубым периодом» — по
господствующему в картинах цвету. Мотивы его
произведений необычны для французской живописи,
но типичны для испанской традиции. Одиночество,
обездоленность, физическое убожество персонажей
(«Завтрак слепого», 1903; «Нищий старик с
мальчиком», 1903; «Двое», 1904) не заслоняют их
человечности, и взволнованное сочувствие автора
к своим героям передается зрителю.
В «голубой период» у Пикассо часто возникали
сюжеты, где слабый оберегает слабейшего. В этой
особой близости художник видит спасение и
надежду, единственную возможность выжить в чужом
и враждебном мире. Такова «Девочка с голубем».
Главное средство выразительности в работах
«голубого периода» — линия. Одноцветность
картин лишь подчеркивает напряженную силу
замкнутого контура. Постепенно художник изменил
цвета палитры на ало-золотисто-розовые. Отсюда и
название следующего периода его творчества —
«розовый». Общая грустная тональность картин
смягчилась. Главные персонажи теперь — бродячие
артисты, циркачи. Их бедный и вольный мир сплочен
теснейшими узами общей судьбы, душевного
родства. Художник изображал их на фоне странных
пустынных ландшафтов. Эта, казалось бы, реальная
среда выглядит как иная планета, загадочное
пространство, отделяющее наивных и мудрых героев
от других людей.
2-й ученик. 1907 год был
ознаменован удивительной находкой Пикассо: он
вместе с французским художником Жоржем Браком
придумал целое направление в искусстве — кубизм.
На это его вдохновили африканские скульптуры, их
необычные вытянутые линии, искаженные пропорции,
заключенный в них ритм, пульс жизни, горячие
мелодии. Так родилась работа «Авиньонские
девицы». На картине есть все известные стилевые
формы. Лица пяти обнаженных женщин напоминают
маски, кажутся разбитыми на отдельные фрагменты,
пропорции тел искривлены. Полотно совершенно
лишено общепринятой классической перспективы и
считается первым образцом кубизма.
Творческая жизнь Пикассо неслась бурным
потоком. То его увлекали монументальные формы —
и он создавал скульптуры, то принимал участие в
первой выставке сюрреалистов, то брался за
гравюры, керамику или принимался за переработку
картин старых мастеров в соответствии со своим
виденьем мира: известны 58 вариантов картины
Веласкеса «Менины». Все увлекало художника.
Пикассо всегда верил в силу искусства.
«Искусство может, — утверждал он, — излечить
человека от зубной боли». Еще он называл живопись
оружием мира, а художника — политическим
существом.
Знаменитое на весь мир панно «Герника» Пикассо
подтвердило эту мысль. Говорили, что, создавая
«Гернику», Пабло стал солдатом. В конце апреля 1937
г. авиация фашистов уничтожила город басков —
Гернику. Уже 1 мая Пикассо стоял у мольберта: его
раздирали чувства негодования, боли, горя… Сила
этой работы, ее творческий заряд были таковы, что
участники французского Сопротивления носили
репродукции «Герники» в нагрудных карманах.
Полотно громадных размеров пронизано насилием,
оно источает ужас и боль. Из всего многообразия
цветов художник использовал только черный, серый
и белый. При символичности и иносказательности,
при кажущейся незавершенности отдельных деталей
картина разрушений выглядит потрясающе
достоверно. Спустя несколько лет в Париже во
время обыска у Пикассо немецкий генерал,
указывая на репродукцию «Герники», спросил: «Это
вы сделали?» Художник ответил: «Нет, это сделали
вы!»
Поэт-вдохновитель — так назвал его некогда
один из современников. И это очень верно, потому
что Пикассо — истинный вдохновитель почти всех
художественных направлений ХХ века.
Секрет творческого гения Пикассо, наверное,
заключался еще и в том, что он обладал
любопытством подростка, обожал всякого рода
начинания. В шестьдесят лет увлекся литографией.
В семьдесят — керамикой. В семьдесят пять —
научился плавать. Умер Пикассо на девяносто
первом году жизни. Рафаэль Альберти сказал:
«Пикассо пришел в этот мир, чтобы хорошенько
встряхнуть его, вывернуть наизнанку и снабдить
его другими глазами».
Учитель . Вернемся к вопросу,
который был задан в начале рассказа ребят. Как бы
вы ответили на него?
Ученики . Пикассо был
родоначальником не только кубизма, но и многих
новых направлений в искусстве благодаря
определенным чертам своей личности:
любознательности, любви к жизни, жажде нового,
непознанного. Он обладал чувством времени,
сопричастности своей эпохе.
6. Обретение нового качества знаний
(целостность, универсальность, системность)
Учитель . Посмотрите на
репродукцию картины Матисса «Танец». Сравните ее
с работами Пикассо. Их различия очевидны, а вот
что их объединяет? Прежде чем делать
умозаключения, попытайтесь описать, что вы
видите.
Ученики . Мы видим пять
обнаженных танцующих фигур. В своем танце они
образуют круг. Они едины в движении. Фигуры
обрисованы гибкими линиями, мы как бы ощущаем
упругий, энергичный ритм танца, простого и
первобытного. Они танцуют на лоне природы и
сливаются с ней. И пространство, и фигуры
упрощены. В картине всего три цвета. По своей
экспрессии эти фигуры напоминают рисунки на
стенах пещер. Думается, полотна двух великих
художников объединяет творческий поиск, желание
простыми средствами отобразить жизнь, ставшую
слишком сложной, напомнить человечеству о его
детстве.
Вывод:
Двадцатое столетие не только принесло
художникам невиданные ранее возможности (прежде
всего технические), но и заставило отказаться от
привычного взгляда на мир. Уже в начале века
наука пересмотрела большую часть «бесспорных»
истин. Гуманистические ценности Возрождения и
Просвещения больше не служили поддержкой
человеку. Теперь он сам должен был защищать их в
кошмаре мировых войн, тоталитарных режимов.
Достижения прошлого казались бесполезными, и
человечество осталось наедине с грозным и
таинственным миром, словно в первобытные
времена. Не случайно огромную популярность в ХХ
в. приобрело примитивное и доисторическое
искусство.
7. Домашнее задание
Подготовить сообщения на темы (по выбору):
«Современные первобытные народы»;
«Сущность современной теории опрощения»;
«Отражение древней живописи в современном
искусстве». |