школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Воскресенье, 04.12.2016, 11:11:41

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [419]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [258]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [502]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [700]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [318]
ИСТОРИЯ [326]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [368]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [207]
АСТРОНОМИЯ [67]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [213]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [147]
ФИЗКУЛЬТУРА [266]
МУЗЫКА [186]
ИЗО [219]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [830]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [207]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [169]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [13]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [73]
ОСНОВЫ ПРАВА [63]
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ОТКРЫТЫЙ УРОК » ИЗО

Творчество Поля Гогена
27.12.2010, 21:23:24

Ход урока

1. Работа с иллюстрациями

Репродукции картин «Почему ты ревнуешь?», «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», «Женщина, держащая плод», «Беседа», «Две таитянки на берегу», «Рынок», «Аве Мария», «Таитянские пасторали».

Учитель. Рассмотрите эти репродукции. Каково ваше впечатление? Что объединяет эти картины?

Ученики:

— Они как-то примитивны.
— Их объединяет тема: первобытная жизнь южных племен.
— Очень яркие краски. Картины похожи на ковер или вышивку, но не на реальную жизнь.
— В них нет движения. Все люди на них как бы застыли.

Учитель. Искусство каких древних культур всплывает у вас в памяти, когда вы глядите на эти работы?

Ученики:

— По яркости и декоративности они напоминают искусство южноамериканских индейцев.
— В картине «Рынок», мне кажется, сказались египетские культурные традиции. Как и в египетском искусстве, здесь все застыло на века, время остановилось. Да и позы женщин чем-то напоминают позы фигур в египетских росписях.
— Фигуры людей такие застывшие и монументальные, как каменные исполины острова Пасхи.
— Рисунок какой-то упрощенный, как в первобытном искусстве.

2. Формулирование темы и постановка проблемы

Учитель. Итак, рассматривая репродукции картин Поля Гогена (а они принадлежат кисти именно этого французского художника), вы отметили в них черты, сближающие с искусством древних народов: декоративность, упрощенный рисунок, статичность, монументальность.

Если мы говорим о Древнем мире как о детстве человечества, то как мы можем сформулировать тему урока?

Ученики:

— Влияние детства человечества на его зрелые годы.
— Связь времен.
— Человечество во времени и пространстве.

Учитель. Обратите внимание на то, что, хотя мы говорим об искусстве, конкретно о живописи, вы, формулируя тему урока, вели речь о человеке и человечестве. Это очень важно. Ведь искусство в первую очередь рассказывает нам о нас самих, открывая те стороны и грани, о которых мы или не знали, или забыли. В произведениях искусства отражается глубинная сущность, поиски, развитие как всего человечества, так и отдельной человеческой личности. Давайте попробуем эту мысль доказать. А предложенную вами тему предлагаю сформулировать следующим образом:

Человек и Вселенная. Отражение образов первобытного искусства в живописи рубежа XIX–XX веков.

В опрос, на который нам предстоит ответить в процессе нашей работы, звучит так:

Как влияют детские годы на становление личности человека, а прошлое — на развитие человечества (на примере искусства Поля Гогена)?

 

Рынок. 1892. Публичное художественное собрание, Базель

3. Рассказ учителя

Детство человека — детство человечества. Справедлива ли эта аналогия? Если верить Священному Писанию, детство человечества — это райский сад, тоска о котором до сих пор живет в нас. А как быть с человеком, с его индивидуальной судьбой?

Маленький Поль Гоген вместе с матерью волей судьбы оказался у родственников в Перу. Это потом он жил и работал в Париже, был преуспевающим маклером, стал знаменитым художником. А вырос он в совершенно иной обстановке — как маленький перуанец, окруженный царственной роскошью, в экзотическом, жарком, многокрасочном мире двенадцатой параллели южного полушария. До шести с половиной лет он говорил не по-французски, а по-испански. Деревья, с которыми он познакомился впервые, были не дуб или тополь, а пальма, магнолия и палисандровое дерево. И мужчины, и женщины с цветной кожей были для него не диковинкой или редкостью, а тем, что повседневно его окружало.

В этой шумной и пестрой среде малыш Поль впитывал первые жизненные впечатления. Жители Лимы любили посмеяться, любили радости и удовольствия. Лима, «город королей», жила в довольстве и счастье. Ее разноцветные дома придавали ей праздничный вид. Броская, кричащая пестрота улиц гармонировала с яркой переливчатостью лимской толпы. Местные женщины одевались только в шелка и атлас. В Лиме на туалеты дам расходовалось больше денег, чем в Париже или Лондоне. Даже мулатки низшего сословия носили шелка и увешивали себя драгоценностями. Роскошь была страстью жителей города. Здесь устраивались торжественные приемы и балы. Стены гостиных, как стены монастырей и церквей, были сплошь увешаны произведениями искусства.

В течение всей жизни Гоген искал свой потерянный рай — юнгой на корабле, на южных островах. Так и не сумев найти, он воссоздал его на своих полотнах. Не к этому ли стремится человечество в своих творческих исканиях на протяжении тысячелетий? Не этот ли поиск отражен в произведениях искусства? Какова роль древней культуры в этих поисках?

 

Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем? 1897. Музей изящных искусств, Бостон

4. Активизация имеющихся знаний

Беседа

Учитель. Гоген писал: «Чтобы творить что-то новое, надо обращаться к истокам, к детству человечества. У моей Евы почти животные черты. Поэтому она целомудренна, несмотря на свою наготу. А все Венеры в Салоне непристойны…»

Эти слова звучат как отповедь, как продолжение давно начатого спора. Здесь упоминается Салон. С кем спорит художник? Для ответа на этот вопрос вспомним художественную жизнь Франции XIX века. Какие течения существовали в искусстве, какие имена звучали, как жили люди, что так или иначе отражалось в художественных произведениях?

Ученики:

Девятнадцатый век во Франции — это множество стилей и направлений: классицизм (академическая школа), романтизм, воспевший французскую революцию, реализм, отображающий жизнь простых людей, и импрессионизм — новое слово в искусстве.

— Салоны, о которых говорит Гоген, — это новое явление в художественной жизни Франции, выставки картин. Но в Салонах преобладало академическое искусство.

— В последней трети XIX века возникло новое направление в искусстве — импрессионизм, родоначальником которого стал Клод Моне. Импрессионизм — от «импрессион», что означает «впечатление». Выставка импрессионистов была первым коллективным вызовом официальному академическому искусству, Салону. В своих полотнах импрессионисты стремились запечатлеть мгновение, впечатление от увиденного.

 

5. Введение нового понятия — постимпрессионизм

Рассказ учителя

Учитель. В 80-е годы XIX столетия ситуация во французском искусстве сильно изменилась. Три последние выставки импрессионистов показали высшие достижения этого направления и свидетельствовали о том, что оно исчерпало себя.

В конце века четыре художника громко заявили о себе, подводя итог столетию и прокладывая путь в будущее. Это были Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Анри де Тулуз-Лотрек. Яркие индивидуальности, они не объединились в группу, однако с разных сторон двигались к одной цели — познанию истинной сущности вещей, скрывающейся под их внешностью. Так родился постимпрессионизм. Это течение было тесно связано с импрессионизмом и могло проявить себя лишь в пору его заката.

Постимпрессионисты были близки импрессионистам своим отношением к буржуазному обществу. Но если последние только противопоставляли свое искусство салонному, то первые отрицали буржуазный образ жизни. Сезанн, сын банкира, выбрал жизнь деклассированного художника. Гоген, удачливый биржевой делец, отец пятерых детей, бросил карьеру ради живописи. Он жил в нищете на островах Таити и Хива-Оа, изучая обычаи туземцев и считая их культуру выше достижений европейской цивилизации. Однако, в отличие от импрессионистов, они стремились запечатлеть не мгновения, а вечность.

Постимпрессионисты как будто видели не только явные, но и скрытые силы, тайные закономерности мироздания. Они повернулись к маленькому мирку импрессионистов спиной, расширив свой мир до масштабов вселенной. Какое же место в этом процессе занимало творчество Гогена?

6. Работа с текстом

Целевая установка

Прочитайте текст. Выделите и выпишите наиболее важные, на ваш взгляд, положения.

Текст

Поль Гоген стал истинным явлением в искусстве своего времени: прекрасно образованный мастер, живописец, керамист, скульптор, поэт, привнесший в искусство совершенно новое мировосприятие.

В 17 лет он поступил юнгой на корабль, путешествовал по двум океанам, познал радость свободы от мещанских условностей, духоты перенаселенных городов. Знакомство с Писсарро ознаменовало для Гогена усвоение нового направления в живописи.

Развивая свой талант и открывая в себе собственное понимание искусства, Гоген приезжает на Мартинику и начинает экспериментировать с синтезом красок. Его манере свойственна «детская» искренность, отказ от игры светотенями и полутонами, использование только насыщенных, «самых красивых» красок. Жизнь на островах избавляла его от необходимости выдерживать критику со стороны официальной живописи.

Пути поиска наиболее выразительных средств отражения искренности в искусстве привели Гогена к народному творчеству, особенно к творчеству эпохи мифов и легенд, когда восприятие человеком мира было особенно наивным, а стало быть, и чистым . В этом Гоген был близок к Ван Гогу, с которым проработал вместе два месяца.

Гоген считал, что гармония — это единственная рамка, которая может сдерживать фантазию живописца, в остальном же художник имеет право на собственную природу, соответствующую его мироощущению . Искажение реальности объекта для него — неотъемлемая составляющая процесса преображения природы, отражение духовного мира мастера. Творчество для самого себя, а не копирование увиденного — вот то, что наполняет работу Гогена. Образы на картине будто бы застыли в вечном, но и сиюминутном гипнотическом сне. Резкость, широкие мазки только подчеркивают единство и гармонию построенных им фрагментов.

«Я пишу так, как хочу и мечтаю. Архитектуре и музыке позволено не копировать природу, а создавать из себя — ибо с чего скопирован храм или симфония? Поэтому и Я, художник, имею право творить из себя, создавать свои линии и свои краски».

Мир представляется Гогену огромной декорацией, роскошным ковром, и он работает не маленькими нервными мазками, как Ван Гог, а большими и резкими силуэтами, похожими на готические стекла и гармонически расположенными друг возле друга.

Стремясь к непосредственной близости с дикой природой, Гоген уезжает в Океанию, где за два года создает, помимо всего прочего, свое знаменитое полотно «Таитянские пасторали». Совершенно незнакомый «цивилизованному» европейцу мир южной Океании запечатлен на картине: экзотика и одновременно простота, яркие цвета, наполненность солнцем, но главное, цельные и духовно богатые люди — местные жители, являющиеся неотъемлемой частью первобытного рая. Нарочитая примитивность изображения, использование полинезийского фольклора как самого емкого определения жизни составили основу неповторимого стиля Гогена.

Благодаря Таити Гоген получил возможность овладеть искусством колористики в полной мере. Яркие и сочные цвета южного рая среди океана на картинах художника далеки от резких контрастов, своеобразная, фантастическая для европейца и одновременно естественная гармония достигается им на холсте. Странное сочетание тоски по покинутому миру и отсутствия достаточных средств для существования, истинная идиллия в отношениях с природой и коренными жителями острова составляли «тропическую жизнь» Гогена.

В 1893 году Гоген привез свои работы в Париж и устроил выставку. Парижане увидели лучшие из его картин: «Женщина, держащая плод», «Беседа», «Почему ты ревнуешь?», «Две таитянки на берегу», «Рынок», «Аве, Мария», «Таитянские пасторали». Однако они не поняли художника и обвинили его искусство в том, что оно отдает анахронизмом и варварством. Вскоре Гоген написал в одном из писем: «Не хотелось бы мне больше видеть европейцев. Мне не на что здесь надеяться… мне осталось лишь вылепить свою гробницу там — среди солнца и цветов».

7. Человек — вселенная — вечность

Работа с иллюстрацией «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?»

Учитель. Осознание человеком своего места в мире, во вселенной — философская основа любого творчества, она так или иначе присутствует в каждом произведении искусства. Вечные вопросы жизни и смерти, веры и неверия, взаимоотношений с Богом волнуют каждую личность на протяжении жизни.

Гоген непрерывно думал о смерти, о потустороннем мире и о Боге.

«Перед лицом великой тайны ты горделиво восклицаешь: «Я нашел!» И заменяешь непостижимое, столь дорогое поэтам и другим восприимчивым сердцам, совершенно определенным существом, созданным по твоему подобию, жалким, мелочным, злым и несправедливым… Этот Бог внемлет твоим молитвам, у него свои прихоти. Он часто гневается, но успокаивается в ответ на мольбы жалкого создания, которое он сотворил…»

Гоген отнюдь не исповедовал атеизм. «Я любил Бога, — писал он, — не ведая его, не пытаясь определить, не понимая». Но хоть Гоген и интересовался буддизмом и находил в Евангелии «мудрость, возвышенную мысль в ее самом благородном виде», в вере, как и в науке, он не нашел ответа на мучившие его вопросы. Его способом познания была живопись.

На поверхности грубого холста — неровной, узловатой мешковины — Гоген развернул историю человеческой жизни от рождения до смерти, расположив ее вокруг идола, поднятые руки которого тянутся к созревшим плодам. Художник работал с таким азартом, с такой страстью, что не ощущал ни усталости, ни голода. Он так отчетливо видел перед собой картину, что писал сразу кистью, без предварительных эскизов и поправок. Он был теперь просто человеком, который, оказавшись один на один со смертью, вел разговор с самим собой, повторяя три вопроса, которые он потом написал в левом углу картины: «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» В настоящее время картина находится в Бостонском музее.

Рассмотрите эту картину — она наполнена глубоким символическим содержанием.

На синем и зеленом фоне выделяются оранжевые фигуры. Спящий младенец и три туземные женщины символизируют нарождающуюся счастливую жизнь, расцвет которой воплощает красавица маорийка с поднятыми руками. Какой волшебной простотой могла бы быть исполнена жизнь людей, если бы они могли вновь найти путь к потерянному раю! Но позади девушки, в сумраке, ведут спор две зловещие, одетые в пурпур фигуры. Они олицетворяют беспокойство человека, который не может не думать о своей судьбе и терзается тоской и болью. Двум фигурам в правой части картины отвечает каменный идол слева — он высится там, умиротворяющий, призывающий человека принять свою участь. Слева видна покорная фигура старой женщины — она думает о смерти. Рядом с ней птица Nevermore прижимает лапой ящерицу. Глупая птица «завершает поэму», она воплощает «тщету бесполезных слов».

8. Дискуссия

Целевая установка

Перед вами отзывы современников о творчестве Гогена, высказывания самого художника. На их основании сформулируйте и обоснуйте свое мнение.

Примечание: учителю следует обратить внимание на точность формулировок и обоснованность высказываний. Цель — создать условия для завязывания диалога, обмена мнениями по теме.

Кто же он? Он — дикарь Гоген, ненавидящий ограничения цивилизации, своего рода Титан, который завидует Творцу, а потому на досуге творит свое собственное маленькое мироздание. Он — ребенок, ломающий свои игрушки, чтобы сделать из них другие, он еретик, который бросает вызов и предпочитает видеть небо красным, а не голубым, как все остальные.

Париж. 1 февраля 1895. Август Стриндберг

Он самый буйный из всех новаторов и тот из «непонятых» художников, который меньше всего склонен к компромиссам. Многие из тех, кто его открыл, отступились от него. Для подавляющего большинства он шарлатан. А сам он спокойно продолжает писать оранжевые реки и красных собак.

Из статьи «Мсье Поль Гоген» в газете «Искусство живописи и живописцы»

Если художник завтра решит, что тени должны быть розовыми или фиолетовыми, нелепо с ним спорить, пока произведение гармонично и будит мысль.

Поль Гоген

Все элементы моих картин взвешены и продуманны. Как в музыкальной композиции, если хотите. Мои бесхитростные мотивы, которые я черпаю в повседневной жизни или природе, — только предлог, а симфонии и гармонии я создаю, особым образом организуя линии и краски. У них нет никакого соответствия с действительностью, если употреблять это слово в вульгарном смысле, они не выражают прямо никакой идеи. У них одна только задача — подстегивать воображение таинственным воздействием на наш мозг определенных сочетаний красок и линий; ведь и музыка это делает без помощи каких-либо идей или образов.

Поль Гоген

«…Я не могу представить себе большего ребячества, чем этот возврат к причудливому искусству туземцев, у которых он заимствовал все слабые стороны, не обладая ни их простодушием, ни стремлением сделать все, на что они способны».

«…Измышления больного мозга, надругательство над Искусством и Природой…»

Выдержки из парижской прессы того времени о творчестве Гогена

9. Рефлексия

Учитель. Вернемся к теме нашего урока и к вопросу, который мы поставили в самом начале: «Как влияют детские годы на становление личности человека, а прошлое — на развитие человечества (на примере искусства поля Гогена)?»

Как бы вы ответили на него сейчас? Изменилось ли ваше первоначальное мнение по этому вопросу?

Ученик. То, что в детстве закладываются все черты взрослой личности, я знал. Детские мечты и впечатления увели Гогена из европейской цивилизации в яркий и красочный мир южных островов. Но я не видел ничего интересного для себя в древнем примитивном искусстве. Мне всегда казалось, что оно — пройденный этап человечества, интересно только историкам. Творчество Гогена открыло мне, что так называемый древний мир до сих пор живет во мне, и мне приятно было это осознать.

10. Домашнее задание

На основании материалов урока и дополнительной литературы подготовить сочинение-рассуждение на тему «В поисках утраченного рая».

Категория: ИЗО | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, мольберт, конспект урока, конспект урока ИЗО, кисти, педсовет, урок изобразительного искусства, рисование, живопись, 1 сентября
Просмотров: 684 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0