Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 26.11.2024, 16:44:05
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

ТВОРЧЕСТВО СУРИКОВА
27.12.2010, 21:53:34

Цель
Разъяснить понятие бытового, исторического и психологического времени в произведении искусства.

Задачи

  • Эстетическое развитие.
  • Развитие аналитических способностей.
  • Развитие коммуникативных способностей.
  • Патриотическое воспитание.
  • Создание единой исторической картины жизни страны.

Ход урока


1. БЕСЕДА

Активизация полученных ранее знаний. Петровская эпоха
Учитель.
Мы с вами не так давно говорили о культурных особенностях эпохи Петра I. Что вы можете сказать об этом времени?
Ученики. Это время крупных реформ во многих областях жизни страны. Военные, политические, культурные реформы были проведены в короткий срок.
Учитель. Что было построено при Петре I и чем отличалось построенное от того, что было раньше?
Ученики.
Был построен новый город — Санкт-Петербург. Это был город европейского типа: прямые улицы, роскошные дворцы. Над проектом и постройкой зданий работали иностранные архитекторы, но строил русский народ. Петербург в архитектурном отношении ничем не напоминал Москву, которую Петр не любил.
Учитель. Какие нововведения появились в русской жизни при Петре?
Ученики. При Петре появились высшие учебные заведения, сеть начальных школ, называемых цифирными, возникла светская живопись, стала издаваться газета. Вельможи, прежде сидевшие по своим домам, стали собираться на ассамблеи вместе со своими женами и дочерьми. Всем было приказано носить европейское платье и брить бороды.
Учитель.
Однако не зря Пушкин сказал: «Начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни». События Петровской эпохи положили начало новому этапу в русской истории. Прогрессивные преобразования Петра I были смелой попыткой вывести Россию из рамок отсталости военной, государственной, промышленной и культурной. Реформы, рушившие вековые устои старой московской жизни, вызывали ожесточенный протест боярства, которое стремилось привлечь на свою сторону стрелецкое войско.
Стрельцы (старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией), измученные постоянными войнами, недовольные увеличением налогов, притеснениями знати, подняли в 1698 г. восстание, которое возглавила царевна Софья, мечтавшая о самодержавной власти. На подступах к столице мятежные полки были разбиты. Сотни стрельцов по приказу Петра были схвачены и казнены в селе Преображенском под Москвой. Петр боролся против варварства, и в этом черпал сознание своей государственной правоты. Но и стрельцы были уверены в справедливости своей борьбы за «старину», против нововведений Петра, против засилья иностранцев. В стрелецком бунте отразилось недовольство угнетенного народа тяжестью петровских преобразований, что было использовано боярами.

2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Учитель.
Перед вами репродукции двух картин: «Утро стрелецкой казни» (1881) и «Меншиков в Березове» (1883). Что объединяет эти картины?
Ученики.

— Тема человеческих страданий.
— Автор, художник Суриков.
— Темы обеих картин связаны с Петровской эпохой. «Утро стрелецкой казни» — самое начало деятельности Петра, а на второй картине изображен друг и сподвижник Петра Великого — князь Меншиков.
— Они были написаны одна за другой, в один и тот же период времени.
Учитель.
Как вы думаете, почему в конце XIX века художник Суриков обратился в своем творчестве ко времени Петра I?
Ученики.
Возможно, он просто интересовался историей или случилось что-то, что напомнило об этой эпохе.
Учитель.
С войском Ермака пришел в Сибирь донской казак Суриков. С тех пор основались Суриковы в остроге Красноярске, неся караульную службу. Детство художника прошло в Красноярске, в двухэтажном рубленом доме. «Подле матери Прасковьи Федоровны жилось интересно. В ее сундуке лежали пестрые сарафаны, расшитые шугаи, узорчатые дорогие шали, телогрейки на меху, парчовые повойники. А в подполье дома как реликвии хранились синие мундиры и кивера с помпонами — казачья амуниция екатерининского времени. Там же сберегались старинные седла, ружья, пистоли, ятаганы и шашки.
А еще там было множество старых книг в кожаных переплетах, с пожелтевшими страницами. Вася любил листать эти книги, разглядывать картинки, рыться в груде диковинного оружия — какие-то диковинные пищали, изъеденные ржавчиной шашки. Нравилось ему примерять амуницию, она приковывала его воображение к славе далеких предков» (Н.П. Кончаловская. «Дар бесценный»).
Однако дело не только в детских впечатлениях.

Старуха в узорчатом платке. Этюд к картине "Боярыня Морозова". 1886. ГТГ, Москва

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
РАБОТА С ДОКУМЕНТАЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Учитель.
Для вас подготовлена хронология исторических событий второй половины девятнадцатого века — времени, когда жил и работал Суриков.
Задание

Осмыслите эти события. Подумайте, в какой период были написаны Суриковым картины «Утро стрелецкой казни» и «Меншиков в Березове». Как вы думаете, почему художник обратился в своем творчестве к Петровской эпохе именно в этот период времени? Давайте осмыслим время историческое.

Хронология
1853–1856.
Крымская война. В результате Россия утратила возможность вести активную внешнюю политику на Балканах и Ближнем Востоке, ее международный престиж оказался подорванным, она уже не играла прежней роли в европейских делах. Причина тяжелого поражения, которое понесла Россия в этой войне, — значительное экономическое отставание страны от высокоразвитых Франции и Англии. В 1855 г. умер Николай I. После окончания войны Александр II объявил о своей коронации. В дни коронации была дарована амнистия декабристам и петрашевцам, девять тысяч человек получили освобождение от полицейского надзора.
19 февраля 1861 г.
Отмена крепостного права. «Повеяло ветром, который со временем сметет противупоставляемые ему преграды. Вопрос в том, сметет ли он только дряблое и отжившее или усилится до бури, которая поломает и живое, зависит от правильности наблюдений и взглядов Зимнего дворца» (П.А. Валуев).
1863
. Отмена телесных наказаний. «Плети, шпицрутены, клейма, торговые казни, все это было, всего этого уже нет, все рухнуло в темную бездну минувших зол…» (И.С. Аксаков).
1864.
Судебная реформа. Введено судебное заседание с состязанием обвинения и защиты, с вынесением решения двенадцатью присяжными заседателями.
1864, 1870.
Земская и городская реформы позволили уездам и губерниям самостоятельно решать свои хозяйственные проблемы.
1874.
Военная реформа, ставившая армию на уровень, соответствующий новой промышленной эпохе. Подготовка проекта Конституции.
1877–1878.
Русско-турецкая война. Ее главный итог — возвращение государственности болгарскому народу, пять веков не существовавшей на политической карте мира. Развитие русской промышленности.
1879–1881.
Восемь покушений на императора Александра II. При одном из них погибли 11 человек, 56 были ранены.
1 марта 1881 г.
Гибель императора Александра II.
1817–1864.
Кавказская война.
1881–1894.
Правление Александра III. Период контрреформ. Время осмысления великих преобразований и время реакции, пришедшей им на смену. Отстаивание незыблемости самодержавия. Напряженная внутриполитическая обстановка и террористическая деятельность революционеров. Трагическую гибель царя-освободителя общественное сознание связывало с либеральной деятельностью предыдущего государя, высвободившей «темные силы». Общество требовало «наведения порядка».

4. ОБОБЩЕНИЕ И ПОСТАНОВКА НОВОЙ ПРОБЛЕМЫ
ВРЕМЯ ИСТОРИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

Учитель
. Картины Сурикова написаны после эпохи реформ Александра II, в годы правления Александра III, в период реакции. Общество было потрясено убийством царя и огромным количеством невинных жертв, которые повлекли за собой предыдущие неудачные покушения. Художник пытается осмыслить события современности, обращаясь к истории, к периоду реформ другого самодержца — Петра I. В своих произведениях он размышляет о взаимоотношениях человека и государства, человека и власти. Его интересует психологическое состояние народа и отдельной личности в переломные моменты истории, когда историческое время различно, но столь ли различно психологическое?
Рассмотрим репродукцию картины «Утро стрелецкой казни».

Странник. Эскиз к картине "Боярыня Морозова". 1880-е. ГТГ, Москва

5. РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
Учитель.
На Красной площади — стрельцы, ожидающие смерти, их жены, матери, дети. Толпа волнуется, движется. Кажется, что она звучит. Пестрые купола храма Василия Блаженного, узорчатые дуги конской упряжи, разноцветные одежды напоминают о яркой древнерусской культуре. Все это позволяет прочувствовать совершающееся как народную, национальную трагедию. Яростно и непримиримо смотрят друг на друга стрелец с рыжей бородой и молодой царь. На пересечении их взглядов — склоненная фигура стрельца, который прощается с народом. Победа на стороне самодержца: трепетным огонькам свечей в руках у стрельцов противопоставлен свет наступающего утра, пестроте Василия Блаженного — гладкие кремлевские стены с однообразными зубцами и ряды виселиц, а многоликой толпе — уверенный и неподвижный Петр на коне и шеренги солдат.
Давайте, не торопясь, рассмотрим картину. Что вы можете сказать об изображенных стрельцах?
Ученики.

— Стрельцы без страха встречают смерть, но каждый из них по-своему переживает ее приближение: кто с упрямой злобой, кто в тягостном раздумье, кто с тупой покорностью. Вот одного уже ведут к виселице. Должно быть, расставание с женой и сыном надломило его. Он едва идет, голова его опущена, руки поникли. Сброшены на землю кафтан и шапка, еще дымится фитиль выпавшей из его рук свечи.
— В центре картины стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю. А рядом — старик с седой бородой. Скоро настанет его очередь идти на казнь, он уже отдает свою свечу солдату.
— Погружен в свою последнюю думу чернобородый стрелец в красном накинутом на плечи кафтане. Он даже не замечает, что его молодая жена с бледным, заплаканным, исстрадавшимся лицом тянет его за полу кафтана, пытаясь добиться прощального слова.
— Вот сидит в телеге стрелец с рыжей бородой, в красной, лихо заломленной шапке. Связаны его руки, ноги забиты в колодки, но воля его не сломлена. Он как бы воплощает возмущение и непокорность всей стрелецкой массы. Гордо поднята его голова, судорожно сжата в руках горящая свеча, отбрасывающая на лицо тревожные красноватые блики. Взор, полный неукротимой ненависти, устремлен в сторону Петра. Сильный, несломленный, внутренне напряженный, этот стрелец является живым воплощением бунтарского духа.
Учитель.
Стрельцы проявляли мужество в страданиях, шли на пытки и казнь, не каясь, не прося пощады, убежденные в своей правоте.
Секретарь английского посольства в Москве, свидетель и очевидец казней, рассказывает в своих воспоминаниях, что никто из стрельцов не просил помилования, а некоторые, подходя к плахе, обращались к стоящему Петру со словами: «Посторонись-ка, государь. Это я должен здесь лечь».
Образ Петра несет в картине важную смысловую нагрузку. Он один противостоит всей стрелецкой массе. Лицо Петра с гневным решительным взором выражает несокрушимую уверенность. Во всей его фигуре, напряженной и стремительной, в повороте головы чувствуются большая внутренняя сила и убежденность в правоте своей борьбы.
«А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только жила бы Россия, благополучие, слава и благосостояние ее», — говорил Петр солдатам накануне Полтавской битвы.
Солдаты Преображенского полка показаны торжественно-печальными, серьезными. Они глубоко переживают необходимость вести на казнь своих братьев, но тем не менее свято выполняют свой долг.
Есть в картине еще одна группа людей, для которых все происходящее является огромным личным горем. Это жены, матери, дети, пришедшие проститься в последний раз со своими близкими. Что вы можете сказать об их психологическом состоянии?
Ученики.
Безысходное горе словно затопило первый план картины. Как бы слышишь отчаянные вопли, рыдания жен, детский плач. Все это, кажется, сливается в один мучительный протяжный стон.
Учитель.
Однако, как ни выразительны и потрясающи образы «Утра стрелецкой казни», все же главная их сила — в общем звучании, в том целостном образе народа, который возникает из этого многообразия человеческих характеров. Суриков решил свою картину как народную драму.
Обобщение и вывод
Хотя все герои полотна живут и действуют в одном историческом времени, психологическое время течет для всех по-разному, но зрители картины, живущие в другой период истории, могут попадать в унисон с психологическим состоянием героев этой драмы, в их психологическое время. Мы поняли это, рассматривая полотно Сурикова.

Царевна. Этюд к картине "Посещение царевной женского монастыря". 1911. Таганрогская картинная галерея

6. БЫТОВОЕ ВРЕМЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ЖИВОПИСИ
Учитель
. Какими же средствами художник осуществил свой замысел?
Живописное решение картины также подчинено идейному замыслу. Суровая торжественность последних минут, тревожная настроенность достигаются художником с помощью гармонии цвета. Великолепно передано ранее серое октябрьское утро, когда восток начинает едва заметно светлеть и туман еще не рассеялся над площадью. Расписной узорчатый храм Василия Блаженного, с его зеленовато-голубыми, белыми и насыщенно-красными цветами, воспринимается как фон, на котором изображен народ. Те же цвета, только более интенсивные, определяют весь живописный строй картины. В утренних сумерках среди толпы выделяются белые рубахи осужденных. Тревожное настроение усиливается яркими вспышками пламени горящих свечей, бросающих рефлексы на белые рубахи стрельцов. С виртуозным мастерством, с огромным богатством оттенков написаны одежды женщин, головные уборы. Художник увлекается красочностью, яркостью национальных одеяний, но все эти звучные и яркие цвета подчинены общей гармонии, они смягчены и объединены мягким рассеянным светом.
Именно детали быта создают ощущение жизни, достоверности событий, они много говорят и об историческом времени, и о психологическом состоянии героев картины.
Задание
. Рассмотрите репродукцию картины «Меншиков в Березове». Опишите то, что вы видите. Обратите внимание на предметы быта.

Ученики. В убогой избе с единственным оконцем сидят вокруг стола Меншиков, его сын и две дочери. Меншиков неподвижен, смотрит в одну точку, сдвинув мохнатые брови. Сила и властность чувствуются в его лице и руке, сжатой в кулак. Могучая фигура Меншикова кажется особенно громоздкой в маленькой избе, где он не смог бы встать в полный рост. От этого еще острее ощущается трагедия человека, насильно лишенного возможности действовать. Рядом с отцом особенно хрупкой и беспомощной выглядит старшая дочь с бледным болезненным лицом и печальными темными глазами. Сын Меншикова одной рукой подпирает голову, другой машинально снимает воск с подсвечника. Все трое молчат, каждый смотрит перед собой, занятый своими мыслями. И только младшая дочь старательно читает, спрятав замерзшие руки в рукава. В ней есть какая-то милая будничная деловитость, оттеняющая мрачное состояние духа остальных героев.
Очень выразительны в картине предметы быта. Они красивы и осязаемы. Переданы и мягкость иссиня-черного бархата, и тяжесть подсвечника, отливающего металлическим блеском. Драгоценный перстень на руке Меншикова, старинная книга, иконы в дорогих окладах, расшитая золотом скатерть, парча, мех и бархат одежд — все напоминает о недавнем могуществе и катастрофе, приведшей его семью в избу с единственным окошком.

Горожанка. Портрет Александры Павловны Емельяновой, урожденной Шредер. 1892. ГТГ, Москва

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитайте отрывок из книги А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей». Напишите сочинение (в любой форме) на тему «Меншиков в Березове». Отразите в нем бытовое, историческое и психологическое время, проживаемое героем.

Текст для работы

Жадность к богатству и гордость, от которых происходят почти все несчастья людей, омрачали достоинства Меншикова. Отсюда происходило то, что никто не любил его, никто не желал ему добра, но, зная власть, какой пользовался он при дворе, всякий боялся его.
Эта власть очень уменьшилась в последние годы царствования Петра I, потому что государь узнал о многих дурных делах своего любимца и даже не один раз отдавал его под суд за несправедливое присвоение чужих имений и денег, но со времени восшествия на престол императрицы Екатерины власть знаменитого вельможи достигла высочайшей степени и продолжалась во все время ее царствования. С каждым днем могущество князя Меншикова увеличивалось и наконец с кончиной императрицы еще более утвердилось: духовной невестой молодого императора назначалась дочь Александра Даниловича княжна Мария Александровна.
Однако своим неумным поведением Меншиков все более настраивал против себя Петра II.
В усадьбе Меншикова Ораниенбаум надобно было освящать церковь. Меншиков послал пригласить на этот праздник государя со всем двором. Но Петр не приехал. Гордый князь, ослепленный честолюбием, искусно скрыл свою досаду и во время освящения церкви занял место императора, приготовленное в виде трона. В тот же день государь узнал об этой новой величайшей дерзости. 9 сентября 1727 года несчастный вельможа получил приказание ехать в Раниенбург. В Твери были опечатаны все его вещи, оставлено самое необходимое. Отсюда уже несчастный поехал как совершенный изгнанник, — и не в Раниенбург, а в Сибирь, в отдаленный город Тобольской губернии Березово.
Жена и дети ехали с ним. Однако Меншиков не впал в отчаяние от ужасного переворота судьбы своей. Во время несчастной жизни своей в Березово нередко чувствовал он себя довольнее и веселее, нежели в то время, когда был первым вельможей в столице. Дети его, слушая наставления отца, сделавшегося очень благочестивым, разделяли чувства его.
Получая десять рублей в день на свое содержание, Меншиков издерживал очень мало и из остальных вскоре накопил столько, что смог построить в бедном городке Березово, месте своего изгнания, деревянную церковь. Часто и он, и сын его трудились собственными руками над этой постройкой. Молодые княжны шили в это время покровы для алтаря и одежды для священника. Так текла жизнь изгнанников. Вдруг жестокое несчастье снова встревожило уже успокоившиеся сердца их. Мария, кроткая, любимая всем семейством, умерла от оспы.
Через несколько месяцев Меншиков скончался от апоплексического удара. Его похоронили в церкви, им построенной, подле дочери. Так кончилась судьба счастливца, которому долго завидовали все вельможи, окружавшие трон России.
Категория: ИЗО | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, мольберт, конспект урока, конспект урока ИЗО, кисти, педсовет, урок изобразительного искусства, рисование, живопись, 1 сентября
Просмотров: 2008 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0