школаС  У  П  Е  Р  Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ыучитель

Д Л Я    Т Е Х,    К Т О    У Ч И Т С Я    И    У Ч И Т
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Главная | Мой профиль | Выход                        Воскресенье, 04.12.2016, 00:51:45

РЕФЕРАТЫ  СОЧИНЕНИЯ  ТЕСТЫ  ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ УРОК  ЭКЗАМЕНЫ  ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СОТНЯ  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫТЫЙ УРОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

БИОЛОГИЯ

ХИМИЯ

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МУЗЫКА

ИЗО

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

ТЕХНОЛОГИЯ

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ

МХК

ОСНОВЫ ПРАВА

РУССКИЙ ЯЗЫК

СПРАВОЧНИК ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
   ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ГИА.
   5 КЛАСС


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
   10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ

ИСТОРИЯ
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК"


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
   РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
   АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
БИОЛОГИЯ
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
   СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
   ОТВЕТАХ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   АСТРОНОМИЯ В КАРТИНКАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
   КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   АСТРОНОМИИ

ХИМИЯ
Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [419]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [258]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [502]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [700]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [190]
МАТЕМАТИКА [318]
ИСТОРИЯ [326]
ФИЗИКА [233]
БИОЛОГИЯ [368]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [207]
АСТРОНОМИЯ [67]
ИНФОРМАТИКА [214]
О Б Ж [213]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [147]
ФИЗКУЛЬТУРА [266]
МУЗЫКА [186]
ИЗО [219]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [830]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [207]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [169]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [13]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [73]
ОСНОВЫ ПРАВА [63]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » ОТКРЫТЫЙ УРОК » ИЗО

Творчество Виктора Васнецова в контексте темы «Древнерусская культура»
27.12.2010, 20:53:40

С творчеством Виктора Васнецова дети в процессе школьного обучения сталкиваются едва ли не чаще, чем с другими художниками. Репродукциями его картин снабжены учебники и по литературе, и по истории. Три васнецовских богатыря растиражированы столь же широко, как и «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина. Но такая популярность скорее усложняет, чем упрощает изучение творчества художника: учителю предстоит заново раскрыть мир привычных образов.

Тема, в рамках которой мы на данном этапе рассматриваем творчество В. Васнецова, обусловила и отбор материала — это картины «Богатырская застава» и «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Отбор материала для урока из богатейшего художественного наследия художника очень важен и, на мой взгляд, требует особого пояснения.

1. Рассматриваемые картины должны соответствовать теме. На данном этапе мы рассматриваем роль христианства в развитии древнерусской культуры, взаимодействие язычества и христианства в русской культуре. Это второй урок, посвященный данному вопросу. Его тема сформулирована как «Особенности мировоззрения наших предков (на основе анализа произведений устного народного творчества и древнерусской литературы) и их отражение в живописи В. Васнецова».

2. Учитель должен ограничить объем иллюстративного материала. Этого требуют и рамки урока, и особенности детского восприятия.

3. На мой взгляд, одна из важнейших целей преподавания курса МХК в школе — создание в сознании ребенка единой картины мира, а путь к достижению данной цели — укрепление межпредметных связей. Как уже отмечалось выше, данный иллюстративный материал знаком детям по урокам литературы и истории, и это как бы протягивает ниточки к материалам разных учебных предметов. Задача учителя — укрепить эти связи.

Структура урока обусловлена его целью и материалами предыдущих уроков, а выбор видов работ — задачами, решаемыми во время урока.

На предыдущих уроках рассматривались следующие вопросы:

• принятие христианства — поворотное событие в истории русской культуры;

• человек в системе новых мировоззренческих ценностей;

• взаимодействие язычества и христианства в русской культуре (на материале фольклора и древнерусской литературы).

Цель данного урока — осознание исторической и духовной связи поколений через произведения искусства.

Учебные задачи, решаемые в процессе урока:

• развитие навыков анализа и синтеза;

• выстраивание параллелей между предметами (МХК, ИЗО, история и литература);

• осмысление ранее известной информации на новом этапе развития;

• развитие коммуникативных способностей;

• эстетическое развитие;

• речевое развитие.

Все вышесказанное дает нам возможность предложить следующую структуру урока и виды работ:

1. Систематизация материалов предыдущих уроков и выявление общих закономерностей литературно-художественного творчества в Древней Руси. Работа со схемой.

2. Работа в группах. Анализ информации на основе выявленных закономерностей.

3. Творчество В. Васнецова, его тематическая и духовная связь с древнерусской литературой и фольклором. Беседа.

4. Выявление взаимосвязей между жизнью и творчеством художника. Работа с текстом.

5. Домашнее задание.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА

Систематизация и структурирование — наиболее сложная операция для школьников этой возрастной категории, поэтому, на мой взгляд, лучше всего воспользоваться опорной схемой, предварив работу беседой и соответствующей целевой установкой.

Учитель. На уроках по разным предметам вы много говорили о древнерусской литературе, но рассматривали произведения и их содержание с разных точек зрения. С какой точки зрения вы рассматривали их на уроках литературы? Истории? ИЗО? МХК?

Ученики. На литературе мы говорили о художественной ценности этих произведений, об их языке, средствах художественной выразительности, нравственной ценности.

На истории в основном речь шла о событиях нашего прошлого, отраженных в этих произведениях.

На ИЗО мы старались себе представить разных героев, рисовали иллюстрации.

На МХК говорили о том, как в этих произведениях отражается мировоззрение наших предков, выявляли связь времен и народов.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Учитель. Давайте попытаемся систематизировать наши знания и представления о древнерусской литературе, точнее, о литературно-художественном творчестве наших предков.

Рассмотрите схему и выявите представленные в ней закономерности.

Анализ выявленных закономерностей предваряется подачей информации. Это могут быть лекция, видеоматериалы, тексты. В данном случае наиболее целесообразным мне представляется текст. Он должен быть, с одной стороны, понятен и доступен конкретным ученикам конкретного класса, а с другой — давать толчок к развитию, работать на опережение.

Форма работы в группах дает возможность подойти к учащимся индивидуально, с учетом способностей, уровня развития и подготовки: наиболее продвинутые образуют экспертную группу, другие работают с материалом, знакомым по урокам литературы (былины), а те, кто увлечен литературой, может работать на опережение литературной программы («Слово»).

РАБОТА В ГРУППАХ

Группа «Фольклор»

Ранние былины отражают некоторые черты древнего эпоса. Герои ранних былин — великаны, обладающие нечеловеческой силой, колдовством. Они связаны с природой, стихиями.

В былинах Святогор отделен от других богатырей, он не совершает подвигов, а только владеет могучей силой. Но его сила стихийная, нечеловеческая. Такой же силой обладают мифологические персонажи Вертодуб и Вертогор. Вертогор сворачивает горы, Вертодуб вырывает с корнем дубы. Их сила разрушительна, она велика, но бесполезна: как расправится Вертогор с последними горами, как выдернет последние дубы Вертодуб, тут им и смерть придет. Так же бесполезна и сила Святогора. От нее отказывается Илья Муромец — ему достаточно и своей, человеческой силы.

В более поздних былинах речь идет уже о совсем другой эпохе — о Киевской Руси. Здесь реальная историческая обстановка: князь и его воины, набеги, защита от врагов, отношения с другими племенами. Но былины отражают исторические реалии не вполне точно. Это не документальное повествование о тех временах, когда они создавались, — IX–XVI вв. В былинах много несоответствий действительным событиям.

Бой Добрыни 
Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913–1918. Дом-музей В.М. 
Васнецова, Москва

Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем
1913–1918. Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

Например, у некоторых былинных богатырей были реальные прототипы (у Добрыни, Ставра Годиновича, Чурилы Пленковича и других). Жили они в разное время и в разных местностях. А в былинах они знакомы между собой, вместе воюют с врагами. Жившие в разное время люди оказываются сведенными в одну эпоху, находятся под покровительством одного князя — Владимира.

В таком восприятии истории выразилось желание видеть в прошедшем давнем времени лучшую пору Киевской Руси, ее расцвет, ее золотой период. Отнесение его к времени правления князя Владимира Красное Солнышко (980–1015) закономерно, ведь именно тогда Киевская Русь достигла наибольшего могущества.

Исторические события получили воплощение в условных поэтических схемах. Вместо прежней борьбы мифологических героев со злыми силами хаоса в былинах на первое место выходит борьба с иноземными завоевателями, защита отечества. Герои былин вступают в битву как будто бы с реальными врагами, но эти враги часто имеют сказочные черты.

Враги, люди из соседних племен, для авторов былин чужие. Они находятся за территорией русского государства. Их называют собаками, погаными, сравнивают с животными.

Король Ляховинский, к которому приехали Дунай и Добрыня свататься, сравнивается со зверем: «Король вскричал да, как зверь, взревел», «заревел тут король по-звериному» («Дунай-сват»). Чужие все делают неправильно, не по-нашему, по-чужому (чужое — перевернутое свое). Так, например, былина описывает вхождение Тугарина в княжескую гридницу (приемную):

Да Богу собака не молится,
Князю с княгиней не кланяется,
Князьям и боярам челом не бьет.

Алеша Попович и Тугарин

Некоторые традиционные мифологические сюжеты приобретают в былинах новые черты.

В былине «Добрыня и Змей» герой сражается со Змеем. Змееборство — один из распространенных мифологических и фольклорных сюжетов. Змей в былине, как и прежде, воплощает силы стихий: он живет на Сорочинской горе, появление его сопровождается дождем, громом и молнией. Первый бой Добрыни со Змеем произошел из-за того, что он нарушил запрет, потоптал «младых змеенышей», поехал на пограничную территорию (чисто поле), искупался в Пучай-реке. Но в былине Змей — это не только страшное чудовище. Для христианской Руси Змей еще и символ язычества, прежней системы верований. Не случайно былинный богатырь побивает Змея «колпаком земли греческой», откуда пришло на Русь христианство. Добрыня — не просто победитель чудовища, он русский богатырь, освободитель Русской земли, защитник государства.

Богатыри не только защищали Русскую землю от нападений. Они помогали сватать Владимиру невесту. В былинах изображаются их битвы друг с другом, ссоры с князем.

В былинах Русь предстает перед нами могущественной державой, объединяющей разные земли, ей платят дань, в ее подчинении находятся многие территории.

Былинные богатыри — сильные, смелые защитники Русской земли. И сегодня словом «богатырь» мы обозначаем человека большой воинской стойкости, силы, отваги. Но былина характеризует их не только как людей, обладающих физической силой.

Добрыня славится «вежеством», он часто улаживает конфликты между персонажами эпоса. Илья Муромец — мудрый, уравновешенный, предусмотрительный, недаром он главный среди богатырей. Алеша Попович — насмешливый, «бабий пересмешник», как его называют некоторые былины; у него нет такой силы, как у Ильи Муромца, но зато он может победить Тугарина лукавым хитроватым умом. Микула Селянинович — неторопливый, тяжеловесный, уверенный в себе. Васька Буслаев — удалой, азартный, никому не подчиняющийся буян. Каждый былинный богатырь имеет свой неповторимый поэтический облик, свой характер.

Изображая своих героев, былина возвеличивает их, прославляет, большую роль играют в этом эпитеты. Богатыря называют «добрым молодцем», «удалым молодцом», у него «силушка великая», «громкий голос», «сердце богатырское».

В описании портрета, поведения, подвигов богатырей реальные человеческие возможности преувеличиваются. Если богатырь спит, то он «храпит, как порог шумит» (здесь имеются в виду днепровские пороги). Неприятельское войско он истребляет, «словно траву косит». Сошку Микулы Селяниновича не может выдернуть целая дружина воинов. Герои сражаются палицей в «девяносто пуд», как оружие используют дуб. А Илья Муромец даже схватил за ноги татарина и им побивал врагов.

Идеализация богатыря иногда даже противоречит современному здравому смыслу. Так, у Ильи Муромца пуговицы на шубе стоят три тысячи. А соха Микулы Селяниновича — необычная, из драгоценных металлов.

Сюжет былин прост. В его основе историческое событие, важное для всего народа, один-два подвига богатыря. Действие развивается неторопливо. Все внимание — на богатыря. Он — ядро сюжета, он движет всю композицию произведения. Повествование ведется величаво, торжественно. Действие былин часто замедляется для того, чтобы показать, как собирается богатырь на битву, как он седлает коня:

Аи тут старый козак да Илья Муромец
Стал добра коня он заседлывать:
На коня накладывает потничек,
А на потничек накладывает войлочек,
Потничек он клал да ведь шелковенький,
А на потничек подкладывал подпотничек…

И все это «не для красы угожества, ради крепости все богатырскоей» («Илья Муромец и Калин-царь»). Замедление сюжета показывает нам самые важные, с точки зрения былины, моменты. По этой причине описание боя в некоторых былинах укладывается всего в несколько стихов, ведь для былин главное — изображение богатыря, его прославление, величание. А в том, что богатырь одолеет врага, былина не сомневается.

Все эти особенности построения былины должны были подчеркнуть ее главную цель — воспеть историческое прошлое Руси и ее героев, защитников-богатырей.

Вопросы и задания

Какие художественные средства используются в былинах при создании образов богатырей, князя Владимира, врагов? Приведите примеры.

Почему многие былины начинаются с изображения пира у князя Владимира?

Почему все главные былинные богатыри, не будучи родными братьями, стали братьями крестными?

На какие приметы Киева и внекиевской территории обращается внимание в былинах? Проанализируйте символику пространства в былинах.

Почему одного из былинных врагов зовут Идолищем?

Выводы экспертов

Главная цель былин — возвеличить, прославить Русь и ее защитников.

Былины — не документальное свидетельство об истории Руси. Они отразили действительность в условных поэтических образах. При создании былин использовались традиции фольклора.

Группа «Древнерусская литература»

Вот какие события происходили во время похода храброго князя маленького Новгород-Северского княжества Игоря Святославича. С небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь Святославич Новгород-Северский очертя голову, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, отправился в далекий поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекую Тмутаракань, когда-то входившую в состав Черниговского княжества и находившуюся на месте нынешней Тамани.

Игорь отправился в поход раннею весной 1185 года. Кроме самого Игоря Святославича в походе участвовали его сыновья и князь Святослав Ольгович Рыльский. У берегов Донца войско Игоря застало затмение, считавшееся на Руси дурным предзнаменованием, но Игорь не поворотил коней. У Оскола к войску Игоря присоединился его брат Всеволод — князь Курский и Трубчевский.

В. Васнецов. 
Богатырский скок. 1914. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

В. Васнецов. Богатырский скок
1914. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские «сторожа» (разведчики) донесли, что половцы вооружены и готовы к бою. «Сторожа» советовали возвратиться. Но вернуться домой без победы Игорь посчитал позором и предпочел идти навстречу смерти. Поражение Игоря и его пленение имели для Руси тяжелые последствия.

В «Слове о полку Игореве» нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход Игоря против половцев и поражение его войска — это для автора повод для глубокого раздумья о судьбах русской земли, для страстного призыва объединиться и защитить Русь. Эта мысль — единение русских против общих врагов — и является главной мыслью произведения. Горячий патриот, автор «Слова» видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы.

«Слово» начинается с размышления автора о том, как ему лучше начать рассказ о походе Игоря,— так ли, как пел когда-то старинный певец Боян, паривший мыслями под облаками, под перстами которого струны сами рокотали славу князьям, или следуя за действительными событиями. Автор выбирает последнее и начинает свой рассказ воспоминанием о том, как тревожно было начало похода Игоря, какими зловещими знаками — затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц — он сопровождался. Сама природа как бы хотела остановить Игоря, не пустить его дальше.

Поражение войск Игоря автор не описывает подробно. В этом не было и необходимости, поскольку поражение Игоря было еще свежо в памяти у всех (предположительно, «Слово» было написано в конце XII в.).

Автор страдает, воспоминания об этом поражении для него слишком ужасны, он отступает от своего повествования в сильном волнении. Его произведение — горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите созидательного труда русского населения. Вот почему и его художественная система тесно связана с русским народным творчеством. «Слово о полку Игореве» с гениальной силой и проникновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени — недостаточность государственного единства Руси и, как следствие, слабость ее обороны перед натиском степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших старые русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, несших с собою смерть и разрушение. Князья уже не боялись киевского князя и наперерыв стремились к захвату Киева, чтобы увеличить свои владения и использовать гаснущий авторитет Киева в своих интересах. Однако идея единства Руси отнюдь не умирает в XII веке. Она высказывается в летописях. Идея единства Руси продолжала существовать в народе.

«Слово о полку Игореве» — произведение письменное, а не устное. Как бы ни были в нем сильны элементы устной речи и народной поэзии, «Слово» все же писалось, и писалось как литературное произведение, хотя автор и «слышал» все то, что писал, проверял на слух ритм, звучание, знал и использовал народную поэзию.

«Слово» близко к двум жанрам народной поэзии — «славам» и «плачам». Близость эта, однако, не ограничивается жанровыми аналогиями.

Конечно, «Слово» — отнюдь не произведение устной народной поэзии, но оно очень близко к ней по своей идейной сущности и стилистическому строю. Оно насыщено образами народной поэзии: тут и деревья, приклоняющиеся до земли от горя, тут и никнущая от жалости трава, и сравнения битвы с пиром, с жатвой. Близка к народным «плачам» лирическая песнь Ярославны. В «плачах» постоянны те же обращения к ветру, к реке, к солнцу, которые имеются и в плаче Ярославны. Народен сон Святослава, полный устно-поэтических символов. Сказочно описание бегства Игоря. В сказках нередко герой, спасающийся от колдуна, превращается в животное. Подобно Игорю, обернувшемуся соколом и бившему гусей и лебедей к завтраку, к обеду и ужину, в былине о Волхе Всеславьевиче герой, обернувшись соколом, бьет гусей и лебедей для дружины. Воспитание курских дружинников Всеволода напоминает воспитание того же Волха Всеславьевича. Даже языческие боги, упоминаемые в «Слове», воспринимаются как образы народной поэзии. Народен и образ «девы Обиды», встречающийся в записях устной поэзии в XIX веке.

Народного богатыря напоминает Буй-тур Всеволод, когда он прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами харалужными. Всеволод сражается с врагами, подобно Илье Муромцу, и куда поскачет, там лежат поганые головы половецкие. Богатыря напоминает и Ярослав Осмомысл, когда он бросает тяжести за облака.

С народной поэзией связывают автора «Слова о полку Игореве» не только художественные вкусы, но и мировоззрение, политические взгляды. Поэтому нельзя говорить о механическом влиянии на автора «Слова» русской народной поэзии.

В. Васнецов. Битва 
скифов со славянами. 1881. Государственный Русский музей, 
Санкт-Петербург

В. Васнецов. Битва скифов со славянами
1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В «Слове» нет пейзажа самого по себе. Природа воспринимается автором «Слова» только в ее изменениях. Природа введена в события. Она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами. Она сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна.

Автор «Слова» отмечает те изменения в природе, которые вызывает в ней ход человеческой истории. Междоусобные войны Олега приводят к запустению пашен. В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя Игоря на победу, то сочувствующие и помогающие ему, то «затворяющие» в своих струях юношу князя Ростислава.

Между природой и человеком стираются границы. Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм. Все события русской истории получают отклик в русской природе и тем самым оказываются удесятеренными в силе своего звучания.

Союз природы и человека, с такою силою развернутый в «Слове», — союз поэтический. Природа для автора «Слова» — гигантская кладовая поэтических образов и своеобразное «музыкальное сопровождение», придающее особенно сильное поэтическое звучание действию.

Вопросы и задания

Что явилось основой «Слова о полку Игореве»?

Что сближает «Слово» с фольклором?

Каковы особенности «Слова» как произведения древнерусской литературы?

Выводы экспертов

«Слово о полку Игореве» — горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите созидательного труда русского населения. Вот почему и его художественная система тесно связана с русским народным творчеством. Конечно, «Слово» отнюдь не произведение устной народной поэзии, но оно очень близко к ней по своей идейной сущности и стилистическому строю. «Слово» насыщено образами народной поэзии. Тем не менее «Слово о полку Игореве» произведение письменное, а не устное. Как бы ни были в нем сильны элементы устной речи и народной поэзии, «Слово» все же создавалось как письменное литературное произведение.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ

Беседа — привычный для учащихся вид работы, но от этого не менее эффективный. Роль учителя — направлять беседу в нужное русло, не забывая, что тема разговора — творчество В. Васнецова, его тематическая и духовная связь с древнерусской литературой и фольклором. В ходе беседы учащимся предлагается описать то, что они видят, обращая внимание на художественные приемы, язык живописи, его экспрессивность и выразительность. Учитель обращает особое внимание на речь учащихся, ее точность и образность, отмечает эмоциональность высказываний.

Необходимо отметить глубокую связь между образами, созданными художником, и фольклорными и историческими источниками. Глядя на картину, не сомневаешься в том, что именно такими могли быть богатыри в Древней Руси. В это глубоко верил и сам художник, который неустанно искал документальное подтверждение существованию богатырей в исторических материалах. Им были изучены все сохранившиеся летописи и архивные источники. Удалось найти упоминания о Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. О последнем говорилось, что за подвиги его в боях с печенегом Владимир возложил на него гриву золотую. Не нашел Васнецов сведений только об Илье Муромце. И художник понял, что не случайно был обойден молчанием главный русский богатырь. Летописи сообщали лишь о князьях да о знати, а Илья Муромец был крестьянский сын. Но народные сказания и былины сохранили для потомства этот бессмертный образ.

Обобщая сказанное учащимися, учитель говорит и об истории создания картины, что позволяет логически перейти к следующему этапу урока.

Учитель. Около тридцати лет создавались «Богатыри». Это поистине титанический труд. Первый набросок относится еще к 1871 году, когда Васнецов только наметил общую композицию. Потом на несколько лет он отходит от этой картины, увлеченный другими замыслами. И только в 80-е годы вновь с прежним увлечением и страстностью он отдается работе над «Богатырями».

Когда смотришь на картину, не веришь, что она так долго вынашивалась, много лет писалась. Удивительная целостность, свежесть и непосредственность отличают это произведение.

Упорным и настойчивым трудом, ценой неимоверных усилий художник добился той жизненности и яркости образов, которая поражает нас с первого взгляда. Васнецов мечтал, что картина будет помещена в специальном зале Исторического музея, посвященном Киевской Руси. Он стремился к монументальности и декоративности в ее решении.

Осмысление и восприятие картины Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» мы даем в качестве домашнего задания с последующим обсуждением в начале следующего урока. Рамки одного урока не безграничны, а картина требует внимательного рассмотрения, соответствующего эмоционального настроя, дополнительной информации: ведь исторический и литературный материал, необходимый для понимания этого художественного произведения, в школе еще не изучался. В данном случае урок МХК не опирается на пройденное на других уроках, а готовит базу для них. В помощь ученикам учитель предлагает отрывок из книги Лидии Кудрявцевой «Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы». Вряд ли в библиотеке найдется нужное количество экземпляров этой книги, поэтому текст лучше распечатать заранее. Его чтение поможет детям понять замысел и художественные особенности полотна, познакомит с историей создания картины. Обсуждение увиденного и прочитанного на следующем уроке поможет перейти к новой теме — «Русское православие. Русская иконопись и храмовое зодчество».

ТЕКСТ

Нараспев, сильно ударяя на «о», Виктор Михайлович читает наизусть «Слово». Начинает догадываться Аполлинарий, чем так страстно увлечен его брат, который любил до времени скрывать свои замыслы.

Ходят они вместе в Оружейную палату. Виктор зарисовывает старинное вооружение в военном зале: металлические кольчуги русских воинов, панцирь из десятков тысяч железных колец, байдан — рубашку из плоских колец, где каждое кольцо испещрено прихотливым орнаментом.

Особенно интересуется Виктор шлемом тонкой работы, покоящимся на подушке под стеклянным футляром. Это даже не шлем, а его отдельные пластины, тщательно прикрепленные к основе темно-красного цвета. Шлем некогда носил новгородский князь Ярослав, отец Александра Невского, да потерял, видно, в отчаянной битве с суздальцами. Лишь спустя шесть веков нашли остатки шлема под старым пнем и сохранили для потомков.

Не в таких ли шлемах, украшенных дорогой чеканкой, отправлялись на битву с половцами славные дружинники князя Игоря?

Весну, лето, осень, зиму истово, увлеченно трудится Виктор Михайлович над новой картиной. «Хочу написать, как наши предки любили свою Родину»,— говорит он об этом замысле. Аполлинарий позирует ему, принимая позу убитого молодого княжича.

И вот наступает день, когда картина закончена. В марте 1880 года Виктор Михайлович отправляет ее в Петербург на VIII Передвижную выставку — он сам теперь член знаменитого Товарищества передвижных художественных выставок.

Самые известные живописцы показывали здесь картины: Крамской — портреты, Шишкин — пейзажи, Владимир Маковский — жанровые сцены.

Работа Виктора Михайловича Васнецова была полной неожиданностью даже для тех, кто хорошо его знал.

На картине было изображено поле: глаз не сразу охватывает его пространство. В стальных доспехах и старинных одеждах лежат убитые воины. В густой зеленой траве среди белых ромашек и синих васильков разбросано оружие. Возвышаются тут и там красные щиты. Кровавая луна всходит из-за сине-черных туч. Смертельно схватились орлы, и взмах их крыльев образует красивый узор.

Что это — сказка, быль? Или картина на исторический сюжет? Называется она «После побоища Игоря Святославича с половцами». Была на Руси в XII веке такая битва. Войско князя Игоря сражалось с кочевниками и потерпело поражение, а князь Игорь попал в плен — не поддержали, предали его другие князья, перессорившись между собой. «Но тогда почему художник не изобразил саму битву, как это принято в батальной живописи?» — недоумевала публика.

Но не яростный бой занимал художника. Не шум сражения, не крики, не звон мечей слышал он, а совсем иные звуки.

...Тут кровавого вина недостало; тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось...

Это скорбный плач по героям из «Слова о полку Игореве». Возвышенные образы поэмы вдохновили Виктора Михайловича, и он изобразил тишину после битвы, когда сама природа оплакивает убитых.

Среди полевых цветов лежат два русских витязя в нарядных одеждах. Спокойно лицо мужественного князя. Глаза его открыты — смотрят на нас и будто вопрошают о чем-то. А златокудрый юный княжич, пронзенный стрелой в самое сердце, словно спит после первой своей битвы. «Изронил жемчужную душу из храброго тела», как говорили в те давние времена.

Трудно поверить в смерть прекрасных воинов. Художник, увлеченный древностью, вглядывается в лица, позы, любуется доспехами, цветом одежды: тут и сине-голубой плащ с золотой каймой, красные и желтые сапоги, розовая рубашка. А вокруг густые зеленые травы, белые ромашки, голубые васильки — такие неожиданно яркие, певучие краски.

Они взяты в картину из самого «Слова» — там природа как живая сочувствует героям, там «черная земля кровью полита», реки текут «мутные», луна всходит «кровавая», «черные тучи с моря идут»; там поле перегорожено «червлеными щитами», а «орлы клекотом зверей на кости зовут». Краски и образы поэмы ожили, заговорили в картине «После побоища Игоря Святославича с половцами». Все в ней пронизано музыкой древнерусского эпоса и окутано легкой дымкой, дымкой прошедших веков.

«Дети бесовы» — называет древний поэт врагов. Вот они скорчились в позах, сохранивших предсмертную муку: посягнули на чужое, и земля их не приняла. Как в «Слове», как в народных сказках, так и в картине добро прекрасно, зло уродливо.

Медленно движется взгляд художника по необъятному полю, как бы приглашая зрителя вглядеться, вдуматься в правду истории и красоту поэзии.

Но для зрителей все было ново в этой картине. А новое часто непонятно, и сразу его не принимают.

«Перед моей картиной стоят больше спиной,— грустно говорил Виктор Михайлович, побывав на выставке.— Один критик даже написал, что она производит «отталкивающее впечатление».

…Репин с восторгом отозвался о картине. Он оценил ее новизну, а выдающийся педагог и художник Павел Петрович Чистяков почувствовал в картине саму Древнюю Русь и отправил Виктору Михайловичу взволнованное письмо, в котором были такие слова: «Самобытным русским духом пахнуло на меня!»

Полотно приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей картинной галереи. Он давно был знаком с Васнецовым, и сказочный дар художника пришелся ему по душе.

Категория: ИЗО | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, мольберт, конспект урока, конспект урока ИЗО, кисти, педсовет, урок изобразительного искусства, рисование, живопись, 1 сентября
Просмотров: 562 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Поиск

ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ИНФОРМАТИКА


СПРАВОЧНИК ПО
   ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ
   СТАРШЕКЛАССНИКОВ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КОМПЬЮТЕР И ИНТЕРНЕТ
   В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


КРОССВОРДЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
   РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА. НЕОБХОДИМЫЕ
   ЗНАНИЯ


КРОССВОРДЫ ПО
   ЭКОНОМИКЕ

ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ"


СВОД ПРАВИЛ ЮНОГО
   ВЕЛОСИПЕДИСТА


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ.
   10-11 КЛАССЫ


КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
   УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
   ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

РАЗВИВАЮШИЕ
   ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ
   ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


КАКИЕ ОТКРЫТИЯ В МИРЕ
   НАУКИ И ТЕХНИКИ
   ПРЕДСКАЗАЛИ ПИСАТЕЛИ

МХК

СОВРЕМЕННАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


КРОССВОРДЫ ПО МХК

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧИТЕЛЬСКАЯ
МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
   МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
   ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
   КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

ПОДРОСТКАМ О
   ПЕРЕХОДНОМ ВОЗРАСТЕ


РУКОВОДСТВО ДЛЯ
   ТИНЕЙДЖЕРОВ, У КОТОРЫХ
   "ТРУДНЫЕ" РОДИТЕЛИ

НАШИ ДРУЗЬЯ










ЖЕНСКИЕ ХОББИ

ВНИМАНИЕ
УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ!
Наш сайт обновляется ежедневно. заходите к нам чаще, будем рады.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru TOP.zp.ua Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0