Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 16:52:20
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [380]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [255]
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ [471]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [699]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [264]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА [164]
МАТЕМАТИКА [307]
ИСТОРИЯ [318]
ФИЗИКА [218]
БИОЛОГИЯ [341]
ХИМИЯ [262]
ГЕОГРАФИЯ [180]
АСТРОНОМИЯ [57]
ИНФОРМАТИКА [200]
О Б Ж [195]
ЭКОНОМИКА [98]
ЭКОЛОГИЯ [146]
ФИЗКУЛЬТУРА [257]
МУЗЫКА [172]
ИЗО [191]
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА [638]
ТЕХНОЛОГИЯ [197]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [371]
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО [206]
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ [134]
ПСИХОЛОГИЯ [69]
МХК [74]
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ [65]

Творчество западноевропейских композиторов
12.12.2010, 17:38:28

Цель: Личностно-ориентированное ознакомление учащихся с музыкально-теоретическими специализациями.

Задачи:

  • Раскрытие творческого потенциала личности ребенка
  • Развитие навыков аналитического мышления
  • Закрепление навыка работы с композицией нотного текста
  • Развитие стилистики монологической речи.

Ведущий (педагог по музыкальной литературе):

Дорогие друзья, ребята и уважаемые гости! Конкурс, который мы проводим сегодня, несколько необычен. Конечно, как и любой конкурс, он подведёт итоги, выявит уровень ваших знаний, ваши творческие способности, но и в рамках предложенных вам сегодня заданий, в игровой форме в "предлагаемых обстоятельствах” мы увидим, насколько в практике, могут быть применены наши знания по музыкальной литературе. Любая дисциплина, изучаемая, нами в школе всегда находит применение в рамках той или иной специальности. Так, знания географии, химии, физики необходимы для практической деятельности геолога; изобразительное искусство, навыки черчения - необходимы архитектору; без знаний истории немыслима работа археолога. Знания, которые мы получаем на уроках музыкальной литературы, также находят своё применение в различных специальностях. Но об этом чуть позже, а сейчас давайте представим и поприветствуем участников нашего конкурса. Это – команды 7- А и 7 – Б класса.

Итак, первое задание конкурса посвящено творческим портретам композиторов. Изучая, творчество каждого композитора мы начинаем с биографии. И сейчас, в предложенных мной обстоятельствах, мы обнаружим, насколько важную роль играют эти знания в практике музыкальных специальностей. Давайте представим, что мы с вами находимся в чудесном городе на берегу прекрасного голубого Дуная, в столице Австрии, в музыкальной столице Европы в городе…….(дети помогают назвать "Вена”). Скажите, творческая жизнь каких известных нам композиторов связана с этим гордом? (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен). Действительно, музыкальная столица Европы влекла к себе многих художников и по сей день её улицы хранят историю музыкальной культуры в виде музыкальных памятников, галерей, музеев. Представим себе, что мы с вами находимся в Венской галерее и сейчас мы "примерим” на себя роль экскурсовода, работника дома-музея того или иного композитора. Итак, первое задание творческий портрет "неизвестного” композитора. Ваша задача – представить творческий облик того или иного музыканта, не называя его имени. Причем сделать это надо в яркой, увлекательной форме, чтобы посетители - ваши противники – смогли их узнать. Команда представляющая "портрет” оценивается по 5 бальной шкале. Команда, определяющая композитора получает 1 балл в случае верного ответа и ноль в случае ответа неверного. Команды дважды меняются ролями.

Участник:

Достигнув немалых успехов в композиции и игре на органе, молодой к тому времени музыкант чувствовал жажду совершенства. Вот почему в октябре 1705 года, получив у начальства отпуск на месяц, он отправился в Любек поучиться у Дитриха Букстехуде. От Арнштадта до Любека 350 километров. У композитора, видно, не было денег, чтобы проехать такое расстояние. Он проделал весь путь пешком. Знаменитое путешествие юноши входит в историю его жизни как одно из свидетельств великой, священной любви к Музыке, горевшей в его душе. Ради этой любви он в детстве, не жалея глаз, лунными ночами переписывал клавесинные пьесы немецких мастеров, которые еще не разрешал изучать ему строгий брат Иоганн Кристоф. Ради этой любви позднее он стремился не упустить ни малейшей возможности познакомиться с искусством своих современников.

Верный ответ противника: И.С. Бах (учащиеся мотивируют свой ответ).

Участник:

В узкое окно с трудом пробивается свет. А за окном плачет осень. Черные дни и ночи с пустыми белесыми глазами… Он бьется в одиночестве. Кто поможет ему? И, словно под ударом кремня, высекается простая и суровая мысль: "Человек, помоги себе сам”. В эти самые черные дни к нему пришла музыка. Она явилась, чтобы спасти его. А может быть, это его нечеловеческая боль и его героическая стойкость вдруг обратились в звуки, выплеснулись мелодиями, позвали за собой? В лихорадке душевной, среди мук безысходности он набрасывает одну тему за другой – и уже идет за ними. Он вкладывает в эту музыку всю свою страстную жажду победить отчаяние: "Нет, я не покорюсь. Я схвачу судьбу за глотку!”. Он изливает себя в звуках симфонии. Каждый такт написан кровью сердца. И с каждым тактом в нем крепнут силы. В музыке, которую он создает, композитор сам черпает мужество. Она помогает найти ответ на мучительные вопросы: "Как жить? Зачем?”. В эти безумные октябрьские дни 1802 года человек – один на один со своей судьбой. Он или победит, или погибнет. Он побеждает. Свое страдание, свое несчастье он делает источником силы, чтобы раздать эту силу другим. Великий музыкант становится великим человеком.

Верный ответ противника: Л.Бетховен (учащиеся мотивируют свой ответ).

Участник:

Высокопоставленные господа были падкими на сенсацию. Уже на первом выступлении при дворе детям пришлось задержаться с 3 до 6 часов. Император обращался с юным музыкантом как с "маленьким чародеем”: кроме правильной игры на клавире, он потребовал всякого рода "кунштюков”, вроде игры одним пальцем, игры на покрытой клавиатуре и т.д. Но маленький человечек уже тогда сильно гордился своими правами художника. Его неподдельная детская искренность располагала окружающих. Эрцгерцогиня Мария Антуанетта, позднее королева Франции, пришлась музыканту особенно по сердцу, потому что она по-дружески помогла ему подняться, когда он поскользнулся на гладком полу и упал. "Вы славная, - сказал он, - я хочу на Вас жениться”. Для пояснения он добавил: "Из благодарности, ведь Вы были добры ко мне, тогда как Ваша сестра даже не огорчилась”. Он вспрыгнул на колени к императрице и отважно расцеловал ее.

Верный ответ противника: В.А.Моцарт (учащиеся мотивируют свой ответ).

Участник:

Важную роль в музыкальном развитии композитора играла венская народная музыка, а также музыка венских ярмарочных спектаклей и импровизационных комедий. Вена была городом, звеневшим музыкой. Не только в домах и дворцах, но и на улицах, и в "кабачках” – повсюду воздух оглашался звуками музыки – серенадами, дивертисментами. Музыкантов хватало, они гнались за заработком и куском хлеба, и молодой композитор тоже частенько оказывался среди них. Много при этом было веселья, и композитор, всегда обладавший чувством юмора, принимал в нем самое деятельное участие. Так, однажды он назначил свидание нескольким музыкантам, расставил их по разным углам улицы и договорился, что по условному знаку каждый заиграет, что ему вздумается. Когда начался этот кошачий концерт, он незаметно удалился, а, услышав шаги приближавшейся стражи, удрали и другие, только литаврист и один скрипач попались и были задержаны, но вскоре освобождены. Эта история показывает, как жизнерадостна была тогдашняя Вена, живо изображает атмосферу, в какой рос композитор.

Верный ответ противника: Й. Гайдн (учащиеся мотивируют свой ответ).

Ведущий:

Итак, мы определили первую специальность, которая тесно соприкасается с областью музыкальной литературы это – работник дома-музея, экскурсовод. Однако, яркое слово, представляющее композитора может звучать не только в стенах музея, но и с концертной эстрады, если ведущий концерта представляет какой-либо эпизод из жизни композитора, связанный с исполняемым произведением. Но об этом чуть позже. А сейчас мы окунёмся в другие предлагаемые обстоятельства и окажемся в стенах книжного издательства, которое готовит к выпуску серию популярных брошюр-рассказов о великих музыкантах. Ответственный за выпуск – музыкальный редактор. В команде его помощников всевозможные службы, среди которых - специалисты, корректирующие текст. И, конечно же, им необходимо знать биографии тех композиторов, о которых пишется книга. Представьте себя в их роли. Я – главный редактор - предлагаю проверить, насколько верно набран фрагмент биографии Людвига ван Бетховена.

Работа этого раздела конкурса оценивается индивидуально по количеству верно исправленных ошибок. Общее количество баллов команды выводится как среднее от всех работ участников. Прошу каждого корректора указать свою фамилию и команду.

Л.В. Бетховен.

Л.В. Бетховен родился в небольшом городке Кётене. Его отец (певец – тенорист) обучил юного Бетховена игре на клавесине, а друзья отца научили Людвига играть на кларнете, арфе и виолончели. В 1792 году Бетховен знакомится с Кристианом Нефе, который распознал в нем яркий, самобытный талант. Получив образование под руководством Нефе, Бетховен приезжает в Вену, чтобы осуществить свою мечту – встретиться с Йозефом Гайдном. До конца своих дней Л.В. Бетховен прожил в Бонне. Здесь написаны лучшие произведения композитора. Ведущие жанры творчества Бетховена – квартеты и сонаты для фортепиано. Творческое наследие насчитывает 23 фортепианные сонаты. В творчестве Бетховена впервые фортепианные сонаты начинают приобретать черты программности. Это выражается в названиях сонат – "Патетическая” (№23), "Аппассионата” (№8), "Лунная” (№ 14). Название сонаты № 14 определил поэт – романтик Рельштаб, который усмотрел в образном содержании произведения поэтический облик ночного пейзажа и отражения в воде мерцающего лунного света. Симфонии Л.В. Бетховена также имеют программные смысл. Таковы "Героическая” (№ 3), "Патетическая” (№6). Всего в творчестве Бетховена насчитывается 10 симфоний. В последней симфонии композитор вводит в финальную часть хор и певцов – солистов. В финале симфонии звучат слова из стихотворения немецкого поэта Гете "К радости”. Композитор умер в возрасте 50 лет. Его прах покоится на Венском кладбище. Дом в Кётене, где он родился, превращен в музей.

Ведущий:

Выявив ещё одну музыкальную специализацию – работу музыкального редактора в книжном издательстве мы заканчиваем раздел нашего конкурса, посвященный биографии и переходим к музыкальным произведениям. Как вы уже успели заметить, практическая область применения знаний по музыкальной литературе – в первую очередь словесная сфера творчества. Яркое образное слово будит интерес к изучению и биографии и музыкального произведения. И сейчас мы вернёмся на упомянутую мной выше концертную эстраду. Вступительное слово к концерту, которое звучит из уст лектора, помогает слушателю по достоинству оценить художественные особенности исполняемого произведения и творческой натуры автора. Сейчас, каждая команда представит друг другу подготовленный дома рассказ о "неизвестном” произведении. Задача противника – определить название произведения и имя его автора. Конкурс оценивается аналогично заданию "неизвестный” композитор.

Участник:

Генерал Бернадотт, французский посол в Вене, предложил в 1798 году одному композитору увековечить в музыкальном произведении военные подвиги Наполеона. Предложение попало в благоприятную почву, так как композитор был увлечен свободолюбивыми идеями Французской революции, и пытался выразить их в своей музыке. На титульном листе новой симфонии композитор написал слово "Буонапарте”, а внизу свое имя. Но когда он узнал, что Наполеон объявил себя императором, он в ярости воскликнул: "Этот – тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!”. Прежнее посвящение было заменено новым, на итальянском языке: "Героическая симфония в прославление памяти великого человека”.

Верный ответ противника: Л. Бетховен. Симфония N3.

Участник:

Четыре года продолжается "Северная война” между Россией и Швецией. Шведы хозяйничают в Польше. В это время из Эйзенаха в Польшу собирается молодой гобоист Иоганн Якоб, чтобы поступить в шведский военный оркестр. Перед отъездом, который состоялся в 1704 году, он навестил своего 19-летнего брата-композитора в Арндштадте. Провожая Иоганна Якоба в путь, композитор написал по этому случаю фортепианную пьесу, в которой передал увещевания друзей, отговаривающих молодого музыканта от опасного путешествия. Образная и живая пьеса заканчивается песенкой почтальона, призывными звуками его рожка, возвещающими об отъезде путешественника.

Верный ответ противника: И. С. Бах. Каприччио на отъезд возлюбленного брата.

Участник:

В июле 1791 года на квартиру знаменитого в Вене композитора явился таинственный незнакомец и заказал траурную мессу за немалую по тем временам сумму в сто дукатов. Композитор принял предложение, однако необычные обстоятельства, при которых был сделан заказ, произвели на него сильное впечатление. Больной, томимый в то время недобрыми предчувствиями, он начал писать это сочинение как бы для самого себя. 5 декабря того же года композитор скончался. Позднее стало известно, что тайным посланцем был некий Лейтгеб, слуга графа Вальдегга – нелюдима, оригинала и маньяка, который заказывал сочинения самым знаменитым композиторам, а потом выдавал их за свои собственные.

Верный ответ противника: В. А. Моцарт. Реквием.

Участник:

Однажды ночью ему приснилось, что он заключил соглашение с дьяволом, который оказался в его услужении. Все, что бы он ни захотел, ему удавалось, и любые желания предупреждались новым слугой. Как-то он вздумал дать дьяволу свою скрипку, чтобы увидеть, сможет ли тот сыграть что-нибудь благозвучное. Но каково было удивление композитора, когда он услышал сонату, столь своеобразную и прекрасную, исполненную с таким совершенством и осмысленностью, что он никогда не мог бы себе вообразить что-либо подобное! Он испытал такое изумление, восхищение и наслаждение, что потерял дыхание; от этого сильного ощущения он проснулся и тут же схватил скрипку, надеясь восстановить хотя бы часть услышанного, но напрасно; однако пьеса, которую композитор тогда сочинил, действительно является лучшим из того, что он когда-либо сделал.

Верный ответ противника: Д. Тартини. Соната для скрипки "Дьявольские трели”.

Ведущий:

Очень часто музыкальные произведения обретают своё бессмертие благодаря яркому и оригинальному ходу его автора. Оригинальность мышления композитора всегда высоко ценилась музыкальной критикой. В многочисленных памфлетах и фельетонах со страниц музыкальной прессы публика узнавала о новых уникальных и ярких произведениях, здесь освещались забавные, курьёзные ситуации, связанные с исполнением произведений.

Сейчас я вам представлю занятные эпизоды, связанные с оригинальностью исполнения произведения. Ваша задача также в определении произведения и фамилии автора. Задание выполняется индивидуально и оценивается по количеству верных ответов. Общее количество баллов команды выводится как среднее от всех работ участников.

Вопрос:

Однажды композитор, стараясь развеселить общество князя, отправился на ярмарку в небольшой венгерский городок по соседству с Эйзенштадтом и накупил там целую корзину свистулек, "кукушек”, деревянных труб и прочих инструментов, созданных на потеху ребятишкам. Он не поленился изучить предельные возможности и характерные свойства этих инструментов и написал для них одних самую забавную симфонию, в которой имеются даже сольные партии: "кукушка" в этой пьесе выступает в роли генерал-баса.

Верный ответ: Й. Гайдн. "Детская симфония”

Вопрос:

При исполнении произведения из-за кулис доносится голос трубы. Однажды в концерте труба не прозвучала. Дежурный пожарный, будучи убежден, что имеет дело с безумцем, проникшим за кулисы, чтобы сорвать концерт, отобрал у музыканта инструмент.

Верный ответ: Л. Бетховен. Увертюра "Леонора N3”.

Вопрос:

В финале симфонии музыканты по очереди покидают свои места в оркестре и, гася свечи у пультов, уходят с эстрады. Последние фразы в полумраке доигрывают два скрипача.

Верный ответ: Й. Гайдн. "Прощальная симфония”

Вопрос:

Обратный эффект использован отечественным композитором в ХХ веке. Симфония начинается с поочередного выхода музыкантов на сцену, причем духовые начинают свою игру из-за кулис.

Верный ответ: А. Шнитке. Симфония N1.

Ведущий:

Изучение музыкальных произведений всегда связано с нотным текстом. Мы следим за звучащей музыкой по клавиру, играем и запоминаем на слух основные темы. Давайте на время представим, что мы участвуем в подготовке к выпуску учебника по музыкальной литературе. Опять таки мы возвратимся в стены предполагаемого издательства, но сейчас мы с вами работаем с нотным текстом. Ваша задача – из выбранных вами верных фрагментов собрать страницу нотного приложения, на котором должны быть указаны фамилия, имя и даты жизни автора, название произведения, его основная тональность и темы экспозиции - вступление, главная и побочная партия. Высшая оценка этого задания – 8 баллов. Работа коллективная. Вам необходимо определить лишние фрагменты и выстроить темы двух произведений.

Учащиеся собирают страницу нотного приложения.

Ведущий:

Знание нотного текста и музыки на слух необходимо не только в работе редактора книжного или нотного издательства, он и в работе музыкального редактора на радио и телевидении. В последнее время на телевизионном экране появляются различные музыкально-развлекательные передачи. Это "Два рояля”, "Угадай мелодию”, в которых участники соревнуются в угадывании фрагментов популярных песен. Наш следующий раздел конкурса также носит название "Угадай мелодию” и связан непосредственно со звучащими произведениями их мелодиями и отрывками. Задача здесь - определить произведение и его автора по исполненному противником музыкальному отрывку. Задание оценивается аналогично разделу "неизвестный композитор”.

Участники играют друг другу фрагменты музыкальных тем.

Ведущий:

Классическая музыка звучит в телевизионном эфире в специальных передачах канала "Культура” – таких как "Из концертного зала”, "Время музыки”, "Музыкальный экспромт”, в радио передачах и концертах по заявкам радиослушателей. Завершая, наш небольшой конкурс я предлагаю собрать предполагаемый художественный совет редакторов, которые выстроят и утвердят программу концерта по заявкам радио слушателей. Из 15 предложенных произведений нам необходимо выбрать 10 номеров. Викторина оценивается индивидуально по количеству верных номеров. Командные оценки выводятся по среднему баллу.

Музыкальная викторина.

Ведущий:

На этом мы заканчиваем наш конкурс и благодарим наших участников за достойное участие, а гостей внимание. Через несколько минут жюри подведёт итоги. Желаем гостям и участникам дальнейших творческих успехов.

Категория: МУЗЫКА | Добавил: tineydgers | Теги: открытый урок, конспект урока, музыкальный инструмент, урок музыки, композитор, педсовет, поурочное планирование, методика проведения урока, ноты
Просмотров: 1870 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0