Цели: Этот урок посвящен судьбе и творчеству В.А.Жуковского. Мы познакомимся с особенностями жанра баллады. Прочитаем и проанализируем баллады Жуковского «Кубок» и «Светлана». Рассмотрим сказку «Спящая царевна».
(слайд № 3)
Василий Андреевич Жуковский - один из основоположников романтизма, литературного течения XIX века. Поэт прожил тяжелую и одновременно блистательную жизнь. Без знатного имени и состояния, он был вынужден в дворянском обществе утверждать себя талантом и литературным трудом, и тогда на смену безвестности и низкому происхождению пришли слава и придворные успехи.
Жанр баллады (слайд № 4)
Баллада – это стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие. Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим. Баллада относится к лироэпическому жанру. Лироэпический – значит включающий в себя черты и лирики, и эпоса. Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как лирическое – выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому.
Творчество В.А.Жуковского (слайды № 5,6)
«Мой ум – как огниво, которым надобно ударить о камень, чтоб из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти все или чужое или по поводу чужого – и все, однако, мое». (Жуковский – Гоголю 6 февраля 1848 года)
Жуковский был воспитан на европейской литературе, а также прекрасно знал и чувствовал поэзию русского фольклора. Особенностью его творчества стало то, что даже если поэт переводил для русского читателя западноевропейскую поэзию, он на основе чужого произведения умел создать свое, новое, самобытное творение, окрашенное национальным колоритом. Его произведения имеют в своих истоках народные предания разных стран. В балладах и элегиях впервые с необычайной искренностью открылся читателю внутренний мир, оттенки душевных движений поэта.
Сказка «Спящая царевна» (слайды № 7,8)
Известно, что «Спящая царевна» появилась в результате дружеского соревнования Жуковского с Пушкиным в том, кто лучше обработает народную сказку. К образу спящей царевны обращались разные писатели. Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки братьев Гримм и французской обработанной Шарлем Перро. Сказка Жуковского, написанная почти тем же языком, что и пушкинская «Сказка о мертвой царевне», не совсем обычна. В ней обращает внимание наличие зачина и концовки, эпитетов и повторов, а также пословиц, поговорок и народных выражений. Видно, что Жуковский стремился придать речи народный характер. Однако, наряду с этим, в тексе сказки немало и книжных, литературных выражений. Тем самым Жуковский сделал очень важный шаг вперед в литературной обработке сказки.
Баллада «Кубок» (слайды 9,10)
В.А.Жуковский открыл русской публике романтическую немецкую поэзию. Он стал известен как переводчик и как автор замечательных произведений.
В основе «Кубка» лежит баллада Ф.Шиллера «Водолаз». Известный немецкий поэт воспользовался легендой XII века о пловце, бросившемся в море за сокровищами и утонувшим от жадности. Шиллер придал произведению возвышенность и торжественность. Жуковский основательно перестроил балладу, перевел ее и переложил на русский лад. В основе сюжета баллады «Кубок» лежит рассказ о дерзком прыжке молодого пажа в морскую пучину за брошенным туда золотым кубком. Очень ярко и одновременно символично Жуковский рисует бездну, разверзающуюся у ног юноши перед роковым броском вниз:
Из чрева пучины бежали валы,
Шумя и гремя, в вышину;
И волны спирались, и пена шипела
Как будто гроза, наступая, ревела.
И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом…
Царь играет жизнями своих подданных, предлагает испытать их смелость, а юноша-паж желает отличиться. Однако второе испытание оказывается для него губительным. В балладе Жуковского особенное место занимают чувства и поступки героев. В чем причина их поступков? Как это характеризует персонажей?
Баллада «Светлана» (слайды № 11,12)
Жизнь русского человека раньше тесно была связана с традициями и обрядами – знамениям судьбы или природы: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали… так начинается знаменитая баллада «Светлана». Это одна из самых замечательных баллад Жуковского. Она была завершена в 1812 году и посвящена А.Протасовой.
В балладе использован стиль народного сказочного повествования. В ней отображена одна из сторон русского народного быта: праздник Крещения с его обрядами. А в образе Светланы Жуковский впервые намечает характерные черты русского женского типа, как он его понимает: верность, покорность, поэтичность. Баллада «Светлана» передает трепетный девичий сон. В нее входит лирическая тема, связанная с тоской по милому другу. Здесь музыкальность поэзии Жуковского достигает какой-то предельной выразительности: Я молюсь и слезы лью! Утоли печаль мою, Ангел-утешитель…
Сюжет баллады драматичен. Однако таинственное происшествие со Светланой имеет счастливую развязку. Главная мысль баллады об определяющей роли Судьбы, высшей божественной силы, в жизни человека.
Заключение (слайд № 13)
На этом уроке мы узнали, что такое баллада и познакомились с творчеством В.А.Жуковского. Жуковский создал совершенно особую поэзию. Не находя опоры своим чувствам в современной ему действительности, он обратился к истокам народной культуры, к обычаям, поверьям, быту и нравам. Поэт обработал на свой лад средневековые легенды европейских народов и познакомил русских читателей с неведомыми им старинными сюжетами. Жуковский оставил нам прекрасные, нежные, полные живого трепета стихи и поэмы, подготовил явление пушкинской лирики. |