Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на
воссоздание
и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально
закрепленных
способах осуществления предметных действий, в предметах культуры
и науки.
В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности,
подчинение
которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной
действительности,
интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие
личности. Д.Эльконин
определяет игру как деятельность, в которой складывается и
совершенствуется
управление поведением, т.к. отличительным признаком
развертывания игры
являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается
объект после
действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к
новой ситуации.
В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка,
его социализация.
Характерной особенностью игры является ее двупланность,
присущая и драматическому
искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной
игре. С
одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность,
осуществление
которой требует действий, связанных с решением вполне
конкретных, часто
нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности
носит условный
характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее
ответственностью
и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двупланность
обуславливает
развивающий эффект игры.
В игре возникают новые отношения к действительности. Игра есть
новый
аспект в развитии речи. Игра - первые основы профессиональной
деятельности.
Игра дает возможность научиться тому, как надо учиться. И
умственные,
и физические навыки ребенка, и его особые способности, и его
обычная психическая
реакция - все это обусловлено характером игры.
Игра - источник развития и создает зоны ближайшего развития.
"Зона
ближайшего развития" всех сторон личности и интеллекта школьника
предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе
осуществления
совместной деятельности:
игры, учения, общения, труда.
Обучение в школе направлено на передачу детям определенного
объема знаний
и навыков. Но традиционное классно - урочное обучение в школе
может стать
монотонным и однообразным. Монотонность - одна из основных
причин снижения
мотивации к учению. Учитель привык преодолевать сопротивление
учеников,
нормальным считается учиться "через не хочу", естественно
желание,
чтобы урок поскорее закончился. Отделенный от учителя этой
баррикадой,
ребенок и с одноклассниками не всегда привык сотрудничать. Шанс
изменить
сложившуюся ситуацию дает игра. Но не игра ради игры, где
ребенок пассивен,
где он является не субъектом игрового действия, а объектом
развлечения,
где задания примитивны, отсутствие степеней свободы в решении;
присутствует
явная искусственность и т.п.
Необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей,
использовать
нетрадиционные и активные методы обучения. В современной
дидактике всё
многообразие методов обучения сведено в три основных группы.
- Методы организации учебно-познавательной деятельности.
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной
деятельности.
- Методы контроля и самоконтроля.
Мы остановимся на второй группе, т.к. к этим методам относятся
познавательные,
дидактические, интеллектуальные и др. игры.
Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания
интереса
к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация}, для
развития
познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности,
восприятия,
сообразительности, скорости мышления и т.д. Любая игра имеет
правила,
благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное
утверждение
через подчинение правилам, развитие волевого поведения. Всякая
игра есть
испытание воли. В игре ежеминутно происходить отказ ребенка от
мимолетных
желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит
развитие произвольного
поведения.
Интеллектуальные игры могут быть полезны подросткам,
испытывающим трудности
в учении: в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и
обобщении,
установлении связей между понятиями, выражении собственных
мыслей и речи.
Эти игры могут помочь:
- активизировать учебную работу в классе, повысить активность и
инициативу
школьников;
- дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным,
слабым и неуверенным
в себе детям;
- улучшить взаимоотношения учителя с классом после конфликта
(если таковой
был);
- укрепить дружеские отношения в классе.
Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и
учебную.
Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную
деятельность
интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих
трудности в обучении.
Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который
никогда
не выполнят в обычной учебной обстановке. Очень важна и ситуация
переживания
успеха для таких детей. Для них нужно подбирать такие задания, с
которыми
они могли бы справиться, постепенно усложняя их. Возможны, так
называемые,
сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению
второго.
Большое значение в создании ситуации успеха имеет
морально-психологическая
атмосфера выполнения заданий, т.к. она снимает чувство
неуверенности,
страха перед заданием и т.п.
Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. В учебной
деятельности
могут быть использованы игровые моменты, чтобы помочь ученику не
только
передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но решить и
какую-то
учебную, пусть даже самую простенькую, учебную задачу, а затем с
еще большей
активностью включиться в учебный процесс.
В условиях развитого прогресса наши дети все больше времени
проводят
в общении с телевизорами и компьютерами, попадая в зависимость
компьютерной
реальности, а на деле оставаясь одинокими. Для них является
катастрофой
отлучение от компьютера. Запреты не помогают и не помогут. Выход
из ситуации
в том, что детям должно быть известно что-то более интересное.
Наши дети
нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида.
Ведь игра
- это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к
общению
с людьми. Школа не может считать игру не своим делом.
Играть всерьез непросто. Вопросов возникает масса. Как играть,
чтобы
не сорвать урок? Как себя вести? Во что играть? И т.п.
Можно предложить некую условную классификацию игр, используемых
на уроках:
- учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие
закрепить
учебный материал и приобрести устойчивый навык применения
знаний;
- комбинаторные - игры, которые требуют быстро и эффективно
просчитывать
варианты, подбирать комбинации;
- аналитические - развивающие аналитическое мышление, помогающие
приобрести
навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного
логического
анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и
следствие;
- ассоциативные - в основе которых лежит обращение к
ассоциативному мышлению,
поиск сравнения, разгадывание намека;
- контекстные - привлекающие внимание к сложным смысловым
связям, развивающие
способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено
и наоборот
- передавать информацию самыми разными способами;
- и некоторые другие.
Стоит отметить, что любая игра будет намного эффективнее, если
играть
открыто, т.е. обсудить с ребятами, зачем проводится игра, почему
правила
таковы, а не другие, можно ли игру усложнить и т.д. Нередко
такое обсуждение
приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие
способности
и мышление, закладывая фундамент игровой культуры. Процесс
обсуждения
игры - прекрасная школа сложных взаимоотношений, которой порой
так не
хватает ребятам.
Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный
момент
в группе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры,
лучше
отложить ее для другого случая.
Таким образом, можно сказать, что одна из обязанностей
педагогов заключается
в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность
и активность
ребят и через игры тоже.
В начальной школе игры традиционно используются на протяжении
всего обучения,
преследуя самые разные цели. Достаточно много игр используются и
в средней
школе на уроках иностранного языка, географии и других. Хочется,
чтобы
эта традиция не прекращалась, а сфера применения игр на уроке
только расширялась
на благо дела обучения ребят.
|