Если вы видите, что у говорящего высокий уровень эмоционального возбуждения, вам следует соблюдать следующие правила. 1. Никакой критики –
эмоциональное возбуждение в ответ на критику только увеличивается, ведь
подсознательно собеседник ищет у вас поддержки, и, когда вместо нее он
получает в ответ: «Да как же ты мог так поступить?» – его сердце
поневоле закрывается. Вообще, лучше не критиковать никого и никогда,
особенно если человек пришел к вам и открывает свои чувства. Критиковать
можно, только если вас об этом просят. (Выше мы говорили о том, как
нужно давать и получать обратную связь.) 2. Чтобы понизить эмоциональный уровень, нужно слушать с сопереживанием .
Как вы можете продемонстрировать сопереживание, привести эмоциональный
уровень собеседника в норму? Нужно начать свой ответ со слов: «Я
понимаю…», – а потом повторить сказанное собеседником, а лучше
пересказать другими словами. Например: «Меня выгнали с работы» – «О, ты
потерял работу, наверняка это не улучшает настроение». 3. Подытожить услышанное. То
есть необходимо вернуться к тому, что сказал собеседник, и сделать
определенное резюме: «Правильно ли я тебя понял? Ты хотел сказать то-то и
то-то?» – «Да!» Во-первых, человеку
очень приятно, потому что он может и сам толком не понимать, что хотел
сказать. Некоторые люди способны говорить очень долго, и им очень
приятно, когда что-то из этого бесконечного вербального потока нашло у
слушателя отклик, показалось важным: «Ты это хотел сказать?» – «Да,
точно, именно это я хотел сказать!» И у человека автоматически
появляется к вам и уважение, и доверие, и благодарность, его сердце
открывается вам, потому что вы смогли подытожить сказанное им, отсекли
все лишнее. В этом случае ему становится легче найти решение своей
проблемы. 4. В этот момент очень важно задавать уточняющие вопросы: «Что?», «Как?», «Когда?», «Где?», «Кто?» 5. Предоставлять
собеседнику необходимую справочную информацию, то есть поделиться с ним
какими-то фактами, идеями, полезными сведениями. Вы уже выслушали
человека, продемонстрировали сопереживание, он успокоился – только
теперь можно начинать конструктивный диалог, давать ему информацию.
Например, о том, о каких перспективах работы для него по этой
специальности вам известно: «Я вот как раз недавно прочитал в газете,
что…», «Ты, знаешь, я слышал…», «Статистика говорит…» и т. д. 6. Установить позитивную обратную связь для обдумывания данной проблемы и принятия решений. 7. Если нужно, наметить время следующей встречи. «Давай
еще завтра встретимся, пообщаемся, если ты не против, если тебе это
важно. В любом случае имей в виду – в свободное время я к твоим
услугам». Притча. Воздух, смягчающий удары ...Учителя
нельзя было назвать ярым поборником этикета и хороших манер, но в
отношениях с людьми он всегда проявлял природную вежливость и учтивость. Однажды вечером молодой ученик отвозил учителя домой и нагрубил в пути полицейскому. Оправдываясь, он сказал: – Хочу быть самим собой. Пусть все знают, что я чувствую. Вежливость – это ерунда, сотрясение воздуха. – Это
верно, – любезно согласился учитель, – но именно воздухом наполнены
наши автомобильные шины. Видишь, как он помогает смягчать удары…
|