Некоторые слушают желудком, некоторые знаниями, некоторые умом. Очень немногие слушают сердцем! Владимир Борисов
Первый уровень слушания
Чтобы жить и общаться на таком уровне,
требуется довольно высокий духовный уровень, умение быть бескорыстным,
любить и уважать себя и окружающих, независимо от их образования,
поведения, культуры и т. д. Этот уровень подразумевает умение за всем
видеть волю Бога, способность жить «здесь и сейчас», быть внимательным,
да и просто вежливым и культурным. Этот уровень требует искреннего
«слушания сердцем». На этом уровне вы
прилагаете все усилия, чтобы понять, услышать и поддержать человека. Вы
обращаете внимание на его эмоции, жесты, слушаете с сочувствием,
сопереживанием. Мадэлин Беркли-Ален называет этот уровень слушания «сопереживающим».
Второй уровень слушания
На этом уровне важно воздерживаться от
всех видов суждений и всеми вербальными и невербальными средствами
показывать собеседнику, что вы действительно его слушаете. Важно
сконцентрироваться на эмоциях человека, его стиле речи и манере общения,
отключить свой мыслительный процесс. Второй
уровень слушания – уровень восприятия слов без приложения усилий к
пониманию намерения говорящего, то есть умение создавать видимость
внимания при его отсутствии. На этом
уровне слушают, опираясь на логику, больше сосредотачиваясь на
содержании, чем на чувствах, оставаясь эмоционально отчужденными от акта
общения, что уже чревато проблемами, особенно при общении с
чувствительными к эмоциям женщинами. На этом уровне слушающий логически
просчитывает и представляет, что скажет говорящий, его внутренняя
позиция: «Да-да, это я уже слышал, с тобой все ясно». Когда
может быть применим такой подход? В повседневной рутине; на каких-то
формальных деловых совещаниях, когда нет необходимости включаться
эмоционально; во время занятий, требующих логического подхода, трезвого
расчета. Но в личных, дружеских отношениях и на серьезных деловых
переговорах такая позиция недопустима.
Третий уровень слушания
Это слушание урывками, больше
поверхностное отслеживание происходящего, чем, собственно, слушание.
Пассивное, предвзятое слушание. На этом
уровне слушатель сосредоточен на себе и только и ждет удобного случая,
чтобы вступить в разговор. У человека в этот момент пустой взгляд. Вы
ему что-то говорите, а он смотрит куда-то в сторону, думая при этом: «Когда же он замолчит и даст мне, наконец, возможность высказаться? У меня же столько умных мыслей». Такое
слушание характерно для эгоистичных людей, это уровень потребительства,
когда человек не способен отдавать, ведь в процессе слушания
способность отдавать актуальна как никогда. Яркий
пример: во время разговора по телефону вы убираете трубку от уха, чтобы
прислушаться к тому, что говорят по телевизору, и при этом
поддерживаете разговор словами: «Да-да, я тебя понимаю». Впрочем,
иногда действительно нет необходимости подключаться к слушанию,
например в разговоре с соседкой, которой для эмоциональной разрядки
нужно высказаться, выплеснуть информацию, порой даже негативную, но не
имеющую никакого отношения к вашей жизни и не требующую каких-либо
активных действий с вашей стороны. Притча. Пример третьего уровня слушания ...– Мулла, –
обратился правитель к Насреддину, приглашенному на прием, – как ты
посмел уснуть, когда я начал рассказывать такую чудесную историю? – Я не спал, о, повелитель, я слышал каждое слово! – Врешь,
негодяй! Ведь я приказал своим людям тихонько отнести тебя в соседний
зал, а когда история закончится, вновь вернуть на место! – Если я спал, как же я мог слышать все, что вы рассказали? И
тут Мулла начал подробно пересказывать историю, рассказанную
правителем. Тот был настолько удивлен, что пожаловал Насреддину халат со
своих плеч. – Мулла, как тебе это удалось? – спросил его приятель, узнав об этом событии. – Ну,
честно говоря, по лицу и голосу правителя я сразу понял, что он
собирается рассказывать эту старую, скучную и длинную повесть. Тут я и
решил полчасика вздремнуть.
|