Слушайте внимательно, не перебивая, без
лишней суеты, не «отключаясь» от собеседника. Если вы не следуете этим
правилам, вы тем самым демонстрируете неуважение к говорящему. Имейте в
виду – таким образом можно нажить себе врага. ...Нужно
стараться говорить с человеком на одной эмоциональной волне,
подстраиваться под манеру речи, тон говорящего, учитывать различные
нюансы (скорость говорения и так далее), тем самым выражая согласие с
ним. Лицу необходимо придавать
выражение заинтересованности. Если вы слегка наклоните голову, это
поможет вам расположить человека к себе, так как на подсознательном
уровне ваш собеседник получит сигнал о том, что его внимательно слушают.
Кивок головы, сопровождаемый словом «да», подразумевает, что вы
согласны с человеком, принимаете сказанное им. Тогда человек
раскрывается. Но все это должно делаться очень естественно. Если вы
зеваете во время слушания, обязательно прикройте рот и извинитесь.
Сейчас
существует много различных школ, тренингов, курсов, где учат, как нужно
слушать человека, что при этом нужно делать, как манипулировать
собеседником. Но все это делается искусственно, для достижения
эгоистических целей, а должно происходить естественно, идти от сердца,
от внутреннего уважения к человеку и искреннего желания помочь ему стать
счастливым. Внутренне человек сразу
закрывается от вас, если чувствует, что вы хотите использовать его в
своих эгоистических целях, что-то получить от него – как бы широко вы ни
открывали рот, когда его слушаете и какие бы комплименты ему ни
говорили. Я получил хорошие уроки в этих
вопросах около 15 лет назад, когда начал проводить лекции и семинары, а
также распространять книги на духовные темы на предприятиях. Реакция
руководства предприятия была очень важна, чтобы получить доступ на само
предприятие. И часто было так – когда я приходил с внутренней
установкой: «О, это такой важный человек, от него столько зависит, нужно
вести себя максимально правильно, что-то подарить и т. д.», – как
правило, человек закрывался, даже если его интересовали вопросы
личностного роста и духовного прогресса, так как он чувствовал, что его
хотят использовать, что-то взять от него. Если
же я шел на встречу, понимая, что на все воля Всевышнего, а главная моя
цель – дать этому руководителю и его подчиненным Знания, помочь им
стать более гармоничными и счастливыми; если внутренне я был готов
принять любое развитие событий и в любом случае уважать и любить всех,
глубоко осознавая, что поведение этого начальника, как и все, зависит от
Бога, вот тогда происходили чудеса… Руководитель, которого все
считали злым, грубым и жадным человеком, организовывал все на высшем
уровне, за день прочитывал предложенную ему книгу и начинал вдохновлять
других прийти на семинар, взять книги, обещал помощь, оплачивал
семинары… Многие люди приходили и внимательно слушали, начинали читать
книги, замечая: «Уж если благодаря вам даже наш шеф так изменился к
лучшему – значит, в этом точно что-то есть».
Уловите скрытый смысл сказанного
Но вернемся к сути. Главное, чему мы
должны в итоге научиться – быть «здесь и сейчас», сохраняя связь с
реальностью. Когда мы общаемся в таком ключе, мы даем человеку любовь,
умиротворение, ресурсное состояние и чувство присутствия. Но если мы
оторваны от реальности, мы не можем быть проводниками любви, не можем
слышать собеседника и не понимаем, что он хочет. Слова несут лишь 7 %
информации. Помните это. Многие
исследователи, психологи утверждают: «У сказанного всегда есть второй,
скрытый смысл». Если, например, человек не захочет завтра идти на
работу, он никогда не скажет об этом открыто. Он будет искать причину,
причем очень часто это происходит неосознанно. Нужно уметь видеть именно
скрытый смысл, внутренние мотивы и побуждения. Если вы научитесь видеть скрытые мотивы, то легко сможете понять человека, помочь ему. Это необходимо для гармоничного общения.
Чтобы слышать других, нужно слышать себя
Мне очень хотелось бы, чтобы в
результате прочтения этой книги вы, уважаемый читатель, поняли: «Уметь
слушать – значит, в первую очередь, слышать самого себя». Если вы научитесь этому, эффективность ваших действий повысится многократно. Слушаем
ли мы себя? Слышим ли? Понимаем ли собственные желания и
подсознательные установки? Эти темы были неоднократно исследованы
психологами, и результаты таких исследований зачастую были шокирующими –
оказалось, что очень многие люди вообще практически не осознают, как
они говорят. Это проявляется в неосознанных фразах, например: «Ой, какой
я дурак!», «Я всегда ошибаюсь» и т. п. А ведь эти фразы программируют подсознание, а потом этот человек удивляется: «Почему окружающие считают меня глупым?» Помните:
все проблемы начинаются тогда, когда человек не живет «здесь и сейчас»,
и главная из этих проблем заключается в том, что он не осознает
собственные мысли и не слышит свою внутреннюю речь.
|